Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в РБ на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед отечественным малым бизнесом.

Содержание

Введение………………………………………………………………................2
Глава 1. Малое предпринимательство в рыночной экономике……………...3
Понятие и сущность малого предпринимательства…………...…….3
Роль малого бизнеса в рыночной экономике…………………….......5
Необходимые условия для развития малого предпринимательства..8
1.4 Преимущества и недостатки малого бизнеса………………………..10
1.2 Правовые основы деятельности малых предприятий……………….13
Глава 2. Практические аспекты развития предпринимательства в Республике Башкортостан……………………………………………………...................18
2.1 Показатели развития малого предпринимательства в РБ на современном этапе……………………………………………………………..18
2.2 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РБ……....…...19
Заключение………………………………………………………………….…....23
Список литературы……………………………………………………….……...25

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!!.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы и перспективы  малого бизнеса в РБ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  Введение………………………………………………………………................2

  Глава 1. Малое предпринимательство в рыночной экономике……………...3

    1. Понятие и сущность малого предпринимательства…………...…….3
    2. Роль малого бизнеса в рыночной экономике…………………….......5
    3. Необходимые условия для развития малого предпринимательства..8

   1.4     Преимущества и недостатки малого бизнеса………………………..10

   1.2 Правовые основы деятельности малых предприятий……………….13

Глава 2. Практические аспекты развития предпринимательства в Республике Башкортостан……………………………………………………...................18

   2.1 Показатели развития малого предпринимательства в РБ на современном этапе……………………………………………………………..18

     2.2   Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РБ……....…...19

Заключение………………………………………………………………….…....23

Список литературы……………………………………………………….……...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

Введение

     Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора.

Особенно актуальна  проблема внедрения на рынок малых  предприятий в свете последних  изменений в экономике нашей страны и тем более нашей республики. В условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий вообще перестали существовать.

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в РБ на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед отечественным малым бизнесом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Малое предпринимательство  в рыночной экономике

1.1 Понятие и сущность малого предпринимательства.     

          Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность в небольших масштабах; под субъектами малого предпринимательства понимаются физические лица, занятые предпринимательством без образования юридического лица, а также небольшие коммерческие организации.

Наряду со средней  численностью персонала критериями отнесения к малому предпринимательству  выступает объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного  капитала и др. По данным Всемирного Банка, общее число показателей, по которым предприятия признаются субъектами малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяются вышеназванные.

Международная организация  экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят развитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499 человек как «средние» и свыше 500 как «крупные».

В Российской практике существование  малого предпринимательства было разрешено  в 1988 г., в этот период к числу малых  относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек.

В соответствии с Федеральным  законом «О государственной поддержке  малого предпринимательства в РФ»  от 14 июня 1995 г. №88-43 под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектом РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

-  в промышленности, в строительстве, на транспорте - 100 человек;

-  в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;

-  в оптовой торговле - 50 человек;

- принятия решений  о предоставлении субъектам малого предпринимательства дополнительных льгот и преимуществ, установленных для них законодательными и нормативными актами Москвы;

- хранения и  актуализации информации о субъектах  Реестра и обеспечения оперативного  доступа к ней;

- проведения выборочных и полномасштабных опросов субъектов малого предпринимательства в Москве;

- сбора и анализа  информации о формировании рынка  сбыта продукции (услуг, работ), производимых субъектами малого  предпринимательства.

Реестр включает в себя комплекты документов по обращениям субъектов малого предпринимательства с просьбой о внесении их в Реестр или для оказания им помощи в той или иной форме, а также иные необходимые данные, содержащие информацию о субъектах малого предпринимательства и решениях, принятых по заявлению.

Держателем Реестра  является Департамент поддержки  и развития малого предпринимательства  Правительства Москвы. Ведение Реестра  осуществляется в соответствии с  «Положением о Реестре субъектов  малого предпринимательства Москвы», утвержденным распоряжением мэра Москвы от 7 мая 1997 г. №367-РМ.

 

 

 

 

 

 

    1. Роль малого бизнеса в рыночной экономике

      Во-первых, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Социальная роль.

Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью  группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных  работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

Развитие малого предпринимательства  способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное  благосостояние и достойный уровень  жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.

Сектор малого предпринимательства  способен создавать новые рабочие  места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству.

Политическая роль.

Политическое влияние  малого бизнеса в различных странах  достаточно велико, поскольку эта  социальная группа давно стала основой  сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей  численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.

Данный фактор определяет неразрывность связи малого предпринимательства  с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его  зависимость от национальной основы и составляет питательную среду  для его патриотических настроений.

При этом, как свидетельствует исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.

 

Экономическая роль.

Существенная роль малого предпринимательства в экономической  жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что  в этом секторе экономики действует  подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.

Сектор малого бизнеса  наиболее динамично осваивает новые  виды продукции и экономические  ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями малых предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.

Присущие малому предпринимательству  гибкость и высокая приспособляемость  к изменчивости рыночной конъюнктуры  способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Необходимые условия для развития предпринимательства

Развитие предпринимательства  предполагает ряд условий:

1. Обеспечение свободы хозяйственной деятельности. Это - свобода использовать принадлежащее предпринимателю, арендуемое или переданное в пользование имущество; свобода определять, что и как производить, выбирать поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов, и решать иные производственные вопросы.

2. Развитие рыночных отношений. Предпринимательство - это рыночно конкурентный тип хозяйствования, система отношений, предполагающая хозяйственную самостоятельность, эквивалентные (равноценные) связи, наличие особого рода сознания.

3. Установление прав собственности на средства производства и произведенной продукции. Собственность выступает как форма присвоения материальных благ и, прежде всего, средств производства как фактора производства. Собственность на средства производства теряет смысл вне собственности на продукт. Присвоение средств производства и продукта осуществляется в процессе владения, распоряжения и использования.

4. Наличие многообразия форм собственности. Рыночная экономика многоукладна. Процесс формирования многоукладной экономики – это процесс, основанный на множестве форм собственности и базирующихся на них типах хозяйствования.

5. Наличие экономически обоснованного и самостоятельного субъекта хозяйствования. Экономическая обособленность означает, что сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Государство не должно мешать производителям производить то, что им представляется нужным, а потребителям - покупать то, что они желают. Пока же 45,2 % населения республики считают, что цены должны устанавливаться государством и жестко им контролироваться. Еще 24,6 % полагают, что свободные цепы должны быть только на модные, престижные товары, предметы роскоши. Лишь 12,6 % высказываются за то, чтобы цены определялись свободно на основе спроса и предложения, а 17,6 % - за свободное ценообразование на все товары, кроме предметов первой необходимости.

6. Утверждение определенной экономической среды. Экономическая обстановка определяет наличие и доступность факторов производства, свободного денежного капитала. С экономической средой связаны: социально-культурная, технологическая, институциональная среда. Последнее характеризуется наличием разнообразных институтов и структур, с помощью которых предприниматель устанавливает деловые контакты (банки, юридические и аудиторские фирмы, рекламные агентства, транспортные агентства и учебные заведения). Огромное число белорусских граждан приходит к пониманию положительного смысла рыночных преобразований, уясняет для себя их хозяйственные и правовые преимущества.

    1. ● Применение подходящих методов менеджмента, в частности методов нахождения решений, стратегических альтернатив, а также мероприятий организационного характера и культурного воздействия. С их помощью должна усиливаться способность предприятия реагировать на предвиденные и непредвиденные осложнения.
    2. ● Использование методов маркетинга - координация, управление в сфере организации производства и сбыта продукции; деятельность, направленная на выявление запросов потребителей с тем, чтобы оперативно ориентировать производство на их удовлетворение.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РБ