Проблема развития малого бизнеса в Тюмени

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть проблемы поддержки малого предпринимательства и пути их решения.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные этапы становления малого бизнеса в РФ
2. Рассмотреть необходимые условия для развития малого предпринимательства в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Основные этапы становления малого бизнеса
1.2 Формы развитие системы поддержки малого бизнеса в РФ
1.3 Роль малого бизнеса в функционировании муниципального образования
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Проблемы развития малого бизнеса юга Тюменской области
2.2 Основные направления развития малого предпринимательства Тюменской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая по мун менеджменту.docx

— 188.19 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА1ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

1.1 Основные этапы становления малого бизнеса

1.2 Формы развитие системы поддержки малого бизнеса в РФ

1.3 Роль малого бизнеса в функционировании муниципального образования

ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Проблемы развития малого бизнеса юга Тюменской области

2.2 Основные направления развития малого предпринимательства Тюменской области

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. А развитие малого бизнеса в нашей стране поможет решить ряд острейших социально-экономических проблем переходного периода. Это формирование эффективной структуры экономики, создание среднего класса, смягчение безработицы, распределение доходной части бюджетов всех уровней, обеспечение политической стабильности в обществе.

 В  реформировании российской экономики  еще со времен перестройки  малые предприятия (МП) взяли на  себя роль создателя почвы  для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный  сектор зарождался именно в  сфере малого бизнеса. И вполне  закономерно, что к настоящему  времени, по официальным данным, на долю частных субъектов  малого предпринимательства в  общем количестве частных, государственных  и муниципальных, общественных  МП приходится 84%. Малые предприятия,  располагая 3,4% стоимости основных  средств экономики России и  14% числа занятых, производят 12% ВВП  и дают 1/4 всей прибыли по народному  хозяйству. Это говорит о широких,  но еще далеко не полностью  раскрытых внутренних возможностях  развития малого предпринимательства. 

 Актуальность  данной темы обусловлена тем  фактом, что осуществляемые в  нашей стране экономические реформы  при всей их непоследовательности  и противоречивости явились условием  становления и развития малого  предпринимательства, которое решает  основные функции, присущие вообще  предпринимательской деятельности. Во всех экономически развитых  странах государство оказывает  большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.

Объектом  исследования данной работы является малый бизнес.

 Предмет  исследования – проблемы поддержки малого бизнеса(на примере юга Тюменской области)

 Цель  данной работы - рассмотреть проблемы поддержки малого предпринимательства и пути их решения.

 В  соответствии с поставленной  целью необходимо решить следующие  задачи:

1. Рассмотреть основные этапы становления малого бизнеса в РФ

2. Рассмотреть  необходимые условия для развития  малого предпринимательства в  России.

3. Проанализировать  развитие малого бизнеса в  Тюменской области.

4. Рассмотреть  проблемы  поддержки малого предпринимательства юга Тюменской области.

5. Показать  направления развития малого  предпринимательства в Тюменской  области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

 

1.1 Основные этапы становления  малого бизнеса 

 

Трансформация хозяйственного механизма предполагает изменение институциональной среды  экономики. В результате в экономике  появляются не просто новые экономические  субъекты, но создаются и включаются в конкурентную среду новые институциональные  субъекты, в число которых входят малые и совместные предприятия .

Бизнес  – это дело, деловая активность, направленная на решение задач, связанных  в конечном итоге с осуществлением на рынке операций обмена товаров  и услуг между экономическими субъектами рынка с использованием сложившихся в рыночной практике форм и методов конкретной деятельности .

Бизнес, как известно, делается ради получения  дохода (прибыли) от результатов деятельности в самых различных сферах –  производстве товаров и услуг, коммерции, банковском деле и страховом деле, при проведении транспортных, арендных и многих других операций как видов  деятельности .

В словаре  по экономике и финансам дано следующее  определение малого бизнеса: малый бизнес – бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

Согласно  экономическому словарю малый бизнес - это совокупность мелких и средних частных предприятий - наиболее мобильный сектор экономики, играет важную стабилизирующую роль и объединяет значительную часть трудовых ресурсов страны .

Райзберг  Б.А. определяет малый бизнес как бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность частных предпринимателей, небольших фирм, малых предприятий. Малый бизнес характерен для некоторых видов и форм производства, торговли, сферы услуг .

В экономическом  словаре дается следующее определении  малого бизнеса: малый бизнес – бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения .

Малый бизнес – бизнес, осуществляемый в малых  формах, опирающийся на предпринимательскую  деятельность частных предпринимателей, небольших фирм, малых предприятий, он характерен для некоторых видов  и форм производства, торговли, сферы услуг.

Таким образом, из представленных определений понятия  «малый бизнес» можно заключить, что малый бизнес представляет собой  бизнес, построенный на основе предпринимательской  деятельности малых и средних  предприятий.

Термин  «малые и средние предприятия» впервые  использовал британский министр  М. Миллан в докладе о промышленном и финансовом состоянии Великобритании в 1931 г. Первое определение малого предприятия  появилось в США в Законе об определенных видах обслуживания (1948 г.) и Законе о малом бизнесе (1953 г.). При отнесении предприятия к субъектам малого предпринимательства использовались следующие количественные и качественные критерии:

Количественные:

  • численность занятых на предприятии (наиболее распространенный);
  • годовой объем производства;
  • годовой объем продаж;
  • среднегодовая балансовая стоимость активов.

Развитие  малого бизнеса создает благоприятные  условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие  места, активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

В современной  России на протяжении последних лет  становление малого предпринимательства  проходит на фоне серьезных социально–политических преобразований, внося существенный вклад в экономическую жизнь  общества. Сегодня каждый гражданин  России в той или иной степени  столкнулся с феноменом малого предпринимательства. Этому экономическому явлению даются различные, порой полярные оценки. Однако отрицать реальную многогранную значимость малого предпринимательства для  решения социально–экономических  проблем никто не станет. Вместе с тем, пройдя определенный путь развития, малое предпринимательство в  России не стало еще конкурентоспособным  сектором экономики. Эта проблема остается насущной на обозримое будущее и  все усилия, направленные на поддержание  малого предпринимательства, должны исходить из этой прерогативы.

Повышение эффективности функционирования российской экономики неразрывно связано с  решением проблем становления и  развития малого предпринимательства  как неотъемлемой составляющей всей экономической системы. Логика развития производительных сил и социально-экономических  отношений, обусловленная современным  этапом научно–технической революции, предопределила ряд существенных структурных  сдвигов в народном хозяйстве, важное место среди которых занимают возрождение малого бизнеса и  превращение его в одного из «агентов воспроизводства».

Во второй половине XX в. в большинстве промышленно развитых стран существенно расширилась сфера малого предпринимательства, что выразилось в более быстром росте числа малых предприятий по сравнению с крупными, ускоренном росте занятости в данном секторе экономики, увеличении величины чистого продукта, созданного в этой сфере. Новые современные черты малый бизнес стал приобретать и в развивающихся странах.

Современная «экономика многообразия» признает приемлемым и экономически эффективным  для рынка выпуск широкого круга  вновь создаваемых товаров и  услуг малыми предприятиями. В этих условиях происходят заметные сдвиги в общественном воспроизводстве, возрастает значимость «человеческого фактора» в генезисе производительных сил, усиливаются трансформационные процессы в отношениях собственности.

Для выявления  закономерностей становления малого бизнеса, на наш взгляд, необходимо рассмотреть важнейшие этапы  его развития.

С точки  зрения макроэкономической политики, законодательства и институциональных  изменений, за последнее десятилетие  в развитии сектора малого предпринимательства  можно выделить по меньшей мере пять основных этапов.

Первый  этап наблюдался еще в условиях бывшего  СССР в конце 80–х гг. до начала 1992 г. Он характеризуется огромными льготами всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, в целом более  благоприятным положением дел в  экономике, что обусловило отношение  к данному периоду как к  «золотому веку» малого предпринимательства.

Действительно, происходило очень быстрое и  легкое накопление капиталов, развивались  производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых  услуг, розничной торговли, общественного  питания и прочее. Это было время  легализации теневых капиталов, интенсивного создания собственного бизнеса  предпринимателями из разных социальных слоев, период бурной ротации предпринимательской  среды, легитимизации предпринимательства  в глазах общественного мнения.

Конечно, в развитии малого предпринимательства  имели место не только негативные процессы. В годы перестройки малый  бизнес включился в общий процесс  бурного развития кооперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам  предпринимательства происходило через развитие кооперации и малого бизнеса.

Важнейшим фактором, способствовавшим успешному  развитию кооперативного движения, стало  установленное Законом «О кооперации»  право кооперативов приобретать  в собственность объекты, находящиеся в государственной собственности. Таким образом, был дан первый импульс важнейшему процессу разгосударствления собственности, кроме того, своеобразными формами малого бизнеса являлись хозрасчетные центры, существовавшие при различных государственных структурах, общественных организациях. Так, например, принятие в

Малый бизнес в борьбе за выживание научился самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей  жизнеспособности малые предприятия  активно диверсифицировали свою хозяйственную деятельность. Более  чем половина малых предприятий  неторгового профиля, помимо основной деятельности, занималась еще и торговлей  как несложной, но относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком оборачиваемости капиталов. А торговые капиталы вследствие возрастающей конкуренции  все чаще устремлялись в производство, хотя и в самых простых его  формах.

В течение 1996–1997 гг. наблюдались определенные положительные сдвиги, которые стали  особенно заметны к середине 1997 г. Месячная инфляция измерялась десятыми долями процента, реальные процентные ставки опустились до 10% годовых, увеличился объем кредитования банками реального  сектора, что обусловило прекращение  спада и начало экономического роста.

Важнейшая особенность третьего этапа развития малого бизнеса –уменьшение степени  криминального давления. С другой стороны, саморегулирующий рыночный механизм нивелировал уровень доходности малого бизнеса, что явилось следствием снижения интереса криминальных структур к данному сектору экономики.

Особое  внимание криминала чаще всего привлекали крупные бартерные операции при  непосредственном участии посреднических малых фирм.

Ко второй половине 90–х гг. бартер из явления  превратился в устойчивый общественный институт, а «дебартеризация» экономики  перешла из числа функциональных в разряд институциональных проблем. Для ее решения важно было знать, каким образом произошло укоренение бартера в российской экономике, какова институциональная поддержка  бартера и какие средства институциональной  динамики могли бы использоваться в  качестве противовеса.

Информация о работе Проблема развития малого бизнеса в Тюмени