Проблема развития малого бизнеса в Тюмени

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть проблемы поддержки малого предпринимательства и пути их решения.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные этапы становления малого бизнеса в РФ
2. Рассмотреть необходимые условия для развития малого предпринимательства в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Основные этапы становления малого бизнеса
1.2 Формы развитие системы поддержки малого бизнеса в РФ
1.3 Роль малого бизнеса в функционировании муниципального образования
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Проблемы развития малого бизнеса юга Тюменской области
2.2 Основные направления развития малого предпринимательства Тюменской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая по мун менеджменту.docx

— 188.19 Кб (Скачать)

Таким образом, четвертый этап в развитии малого бизнеса наглядно продемонстрировал  огромные потенциальные возможности  малого предпринимательства как  самостоятельного сектора экономики, способного в короткие сроки преодолеть кризисную ситуацию и стать одним  из решающих факторов экономического подъема в России. Задача дальнейшего  развития данного сектора должна рассматриваться в качестве одного из приоритетов экономической политики государства.

Сейчас  российская экономика подошла к  порогу, за которым при определенных организационных условиях могут  открыться горизонты экономического роста. Это и углубление процессов  развития частной собственности, многоукладности  экономики, и финансовая стабилизация, и укрепление национальной валюты, и рост внутренних накоплений населения, и благоприятная реструктуризация нашего внешнего долга, и устойчивое положительное сальдо внешней торговли.

 

1.2 Формы развитие системы поддержки малого бизнеса в России

 

Ведущая роль в инфраструктуре малого предпринимательства  принадлежит органам исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, созданным ими региональным структурам поддержки и развития малого предпринимательства. Эти структуры лучше знают проблемы, с которыми сталкиваются при осуществлении деятельности предприниматели, они могут все мероприятия по поддержке проводить более адресно с учетом приоритетных направлений работы субъектов малого предпринимательства. Инфраструктура малого предпринимательства включает также лизинговые фирмы и компании, производственно-технологические центры, учебные центры, страховые компании, кредитные и другие организации, оказывающие различные формы поддержки субъектам малого предпринимательства.

Для эффективного взаимодействия с малым предпринимательством органами МСУ необходимо реализовать  ряд функций, определенных действующим  законодательством. Среди них:

• Регулирующая (организационная) функция — обеспечение сбалансированного, комплексного социально-экономического развития территории с учетом имеющихся ресурсов (трудовых, природных, материальных и финансовых) и применением доступного им набора методов и рычагов. Реализация этой функции осуществляется путем заключения муниципальных договоров, разработки муниципальных программ создания специальных фондов.

• Стимулирующая  функция — поддержка на разных стадиях развития с помощью находящихся в распоряжении органов МСУ ресурсов и рычагов приоритетных для соответствующего этапа сфер деятельности. Эта функция реализуется через систему налоговых, кредитных и иных финансовых льгот, а также через преимущественное предоставление ресурсов (земли, недвижимости и др.), находящихся в собственности (ведении) муниципальных образований.

• Стабилизирующая  функция — осуществление социальной защиты населения муниципального образования. На ближайших этапах реформирования экономики потребуется обеспечение занятости населения, поддержка наиболее уязвимых слоев населения. По мере оздоровления экономики всем гражданам должны быть предоставлены равные возможности для самореализации с использованием деловых и творческих возможностей. Другим аспектом этой функции является экологическая защита населения и территории от хозяйственной деятельности слабо или совсем не связанной с условиями проживания территориального сообщества.

Стабилизирующая роль МСУ связана также с обеспечением безопасности жителей и предпринимателей. Речь идет о предотвращении (пресечении) прежде всего криминальных угроз. Реализация этой функции осуществляется с помощью  правовых норм, наложения штрафов  и санкций. При этом набор рычагов  по мере становления местного самоуправления будет меняться: от преимущественно  административных к косвенным, основанным на системе нормативно-правовых и  экономических методов.

Отсутствие  на территориях реально действующих  льгот и стимулов, в условиях существующего  налогообложения, разрушение единого  экономического пространства и межрегиональных  экономических связей способствует однобокой специализации малых  предприятий преимущественно на торгово-посреднической деятельности вместо решения производственных проблем.

Только  политика органов местного самоуправления, использующая экономические рычаги развития предпринимательства в  приоритетных сферах территориального хозяйства, позволит сформировать эффективную  структуру хозяйственного комплекса  города (района).

Задача  состоит не в удушении действующих  предприятий, а в стимулировании предпринимательской инициативы в  нужном для города (района)направлении.

Приоритетные  направления должны стать главным  критерием, по которым определяются конкретные предприятия с целью  рационализации государственных расходов и концентрации усилий (финансовых, ресурсных, организационных) для оказания им адресной поддержки.

Учитывая  сложившиеся особенности города (района) при выборе приоритетов в развитии предпринимательской деятельности, необходимо отдавать предпочтение тем хозяйствующим субъектам, которые способствуют решению первоочередных социальных проблем:

• удовлетворение населения в товарах первой необходимости, в т.ч. продовольственными;

• внедрение  технических новшеств,

• демонополизация  сферы производства,

• формирование рыночной инфраструктуры,

• ориентированы  на производство безотходной продукции, экологически безвредны.

По приоритетным направлениям целесообразно сформировать базы данных из существующих и планируемых  производств, определить ключевые звенья, от которых в сложившихся экономических  условиях в максимальной степени  зависят (будут зависеть) производство приоритетного продукта (услуг) или  реализация приоритетной задачи.

Большие трудности связаны с  кредитованием малого бизнеса, который, как правило, не имеет надежного  залогового обеспечения, что увеличивает  риск невозврата кредитов. Банковский капитал слабо ориентирован на малый  бизнес, хотя последний можно назвать  самым дисциплинированным заемщиком. Средства, выделяемые на развитие малого предпринимательства, чиновники нередко  направляют на поддержку «своих»  предприятий.

Велико и количество различных  административных барьеров (лицензии, разрешения, сертификаты, проверки и  прочее), в которых заинтересованность чиновников не снижается. Негативным фактором развития предпринимательства и  цивилизованного рынка остается несовершенство судебной системы, слабо  защищающей от коррупции и криминала  как предпринимателя, так и потребителя. Но наиболее существенным фактором, снижающим  эффективность малых предприятий, является налоговая система, которая  зачастую делает малый бизнес невыгодным и ведет к его уводу «в тень». Введение 2 части Налогового кодекса во многом ухудшило положение малого бизнеса.

По результатам совещания Госсовета (19.12.2001 г.) принята Концепция государственной  политики поддержки малого предпринимательства  РФ, реализация которой поручена правительству. В апреле 2002 года оно внесло в  Государственную думу предложения  по снижению уровня налогообложения  малого бизнеса. Так, применение упрощенной системы налогообложения предусматривало  уменьшение ставки налога с выручки  до 8% и с чистого дохода – до 20%. Однако, по мнению исследователей и  практических работников, требуются  более радикальные действия по реальной поддержки малого бизнеса.

На совещании у Президента РФ 20 мая 2002 года правительству было дано поручение разработать меры, смягчающие налоговое бремя на малые предприятия. В результате достигнута договоренность о предстоящем снижении налога с  выручки с 8 до 6% при зачете до половины этой суммы в качестве страховой  выплаты в Пенсионный фонд. Ставка налога на чистый доход снижена с 20 до 15%. Повышена и планка отнесения  предприятий к категории малых  – оборот до 15 миллионов рублей.

Следует отметить, что поддержкой малых предприятий занимались и  занимаются многие федеральные и  региональные структуры, финансируемые  из бюджетов разного уровня. Так, в  Москве поддержку малым предприятиям оказывают более 20 различных организаций. Кроме того, для указанных целей  используется и негосударственный  капитал.

Важность поддержки этого вида бизнеса подтверждена мировым опытом и практикой выживания малых  предприятий (особенно в кризисных  ситуациях). Господдержка создает условия, при которых малые предприятия  закрепляют свои позиции в экономике, начинают самостоятельно развиваться  и оказывать влияние на социально-экономические  показатели региона, а затем и  страны в целом.

При анализе причин, сдерживающих развитие российского малого бизнеса, специалисты отмечают, что интересы малых предприятий могут не совпадать с общим ходом решения задач, связанных с реструктуризацией экономики, обеспечением занятости и пополнением региональных бюджетов. Именно это обстоятельство может оказывать существенное влияние на эффективность разрабатываемых программ их поддержки. Надо отметить, что в развитых регионах власти стремятся к тому, чтобы меры по поддержке малых предприятий были увязаны со стратегией развития и направлениями долговременной политики экономического роста, в частности, промышленной политики государства.

К основным направлениям государственной  поддержки, позволяющим реализовывать  потенциальный эффект развития малых  предприятий, относятся: формирование благоприятного предпринимательского климата; устранение нормативно-правовых, административных и организационных  барьеров; расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам; развитие лизинга оборудования и технологий; системное развитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационно-консультационной и организационно–методической  помощи.

Задачи повышения роли господдержки малого бизнеса и формирования ее рациональной структуры обуславливают  необходимость оценки эффекта от затрачиваемых средств. Эта проблема, решение которой имеет большое  практическое значение, пока разработана  слабо. По нашему мнению, оценка эффективности  поддержки малых предприятий  должна носить комплексный характер и включать:

  • выявление тенденций в динамике показателей, характеризующих развитие малых предприятий и эффективность их деятельности;
  • оценку вклада (доли) государственной поддержки в получение социально–экономического эффекта на всех уровнях (валовой внутренний продукт и валовой региональный продукт, налоговые доходы бюджетной системы, доходы предприятий и другие);
  • определение экономии на трансакционных издержках;
  • оценку социальных эффектов от поддержки малого бизнеса;
  • выявление и оценку негативных явлений, возникающих в том числе из–за невысокого уровня поддержки.

Обобщение результатов оценки эффективности по названным направлениям позволит дать ответы на вопросы: в какой степени господдержка является помощью для саморазвития малых предприятий и в какой выступает формой патернализма, рассчитанного на краткосрочные эффекты и не обеспечивающего в должной мере условий воспроизводства и жизнеспособности малого бизнеса.

Следовало также создать рынки капитала, банковскую, финансовую и валютную системы, разработать эффективные  системы планирования и бухгалтерского учета, позволяющие проводить оценку стоимости фирм и наиболее объективно судить о результатах их деятельности. Кроме того, необходимо было пересмотреть действующие законы, чтобы легализовать новые формы экономических отношений, новые типы собственности и новые  виды сделок.

Проблемы  дальнейшего развития малого предпринимательства  остаются в основном теми же, что  были отмечены еще в материалах первого  Всероссийского съезда представителей малых предприятий. Важнейшие из них:

  • недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств;
  • трудности с получением банковских кредитов;
  • усиление давления криминальных структур;
  • нехватка квалифицированных кадров бухгалтеров, менеджеров, консультантов;
  • сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата;
  • ограниченные возможности получения лизинговых услуг;
  • отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и другие.

До сих  пор отсутствуют нормативные  акты, регулирующие ипотечные и залоговые  правоотношения малых предприятий. По-прежнему идут одни лишь разговоры  о необходимости разработки проекта  федерального закона о защите прав и законных интересов предпринимателей.

Правительство РФ разработало новую федеральную  целевую программу поддержки  малого и среднего бизнеса, которая  действует с 2003 года, и с января 2003 г. введена упрощенная система  налогообложения в этом секторе  экономики.

В основе всей системы программных направлений  закладывается комплекс мероприятий  по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие малого предпринимательства. Этот комплекс мероприятий  нацелен на разработку концепции  формирования правового 

Кроме того, реализация мероприятий по поддержке  малого бизнеса осуществляется с  привлечением средств местных бюджетов, внебюджетных финансовых источников и  собственных средств субъектов  малого предпринимательства. При этом предприниматели по упрощенной системе  могут получать до 1,5 млн. руб. на каждый проект.

Информация о работе Проблема развития малого бизнеса в Тюмени