Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие основных понятий малого предпринимательства и его характеристик, роль малых фирм в экономике и их развитие в России, а также государственное регулирование малого предпринимательства.

Содержание

Введение.


Глава 1. Виды предпринимательской деятельности.

1.1 Малое предпринимательство

1.2 Организационно – правовые формы.


Глава 2. Система государственной поддержки малого бизнеса.

2.1 Фонды поддержки малого бизнеса

2.2 Особенности налогообложения малого предпринимательства


Глава 3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России

3.1 Проблемы становления малого бизнеса в России

3.2 Динамика развития малого предпринимательства в России


Заключение.

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая 1 курс.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

      Финансовое  обеспечение государственных и  муниципальных программ поддержки  малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счёт средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов  РФ и средств местных бюджетов и других источников.

    Очевидно, что ситуация с развитием малого предпринимательства во многом зависит  от эффективности его поддержки  в субъектах Российской Федерации. Так, органы исполнительной власти, поддерживающие малые предприятия, действуют примерно в 70 регионах. Наиболее успешно эта поддержка оказывается в Москве, Санкт-Петербурге, Новгородской, Нижегородской областях и ряде других субъектов федерации. Здесь выполняются намеченные региональные программы, инвестиционные проекты.

    В Москве, например, малые предприятия  дают примерно 40 % налоговых поступлений  в бюджет города. Столица единственный регион в РФ, где число вакансий превышает  число безработных.

    Хуже  обстоит дело в Читинской области, Магаданской и ряде других областей, где пока что отсутствует необходимая инфраструктура поддержки малого предпринимательства.

    Инфраструктура  представляет собой действующую  структуру элементов, способных  оказать содействие субъектам малого предпринимательства на льготных условиях. Целью формирования инфрастуктуры является создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства путем обеспечения комплексной и адресной поддержки в различных направлениях: информационном, консультационном, обучающим и т.д. В России формирование основных элементов инфраструктуры малого предпринимательства начато в 90-х гг. Данный раздел является одним из основных направлений как первой, так второй федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства и соответствующих программ в регионах. Принят ряд правительственных постановлений по данному вопросу (о развитии лизинга, о развитии сети региональных агентств поддержки предпринимательства, об информационном обеспечении). Некоторые региональные и местные власти, объединения предприятий так же проявляют определенную активность в развитии инфраструктуры. Ряд объектов инфраструктуры создан и создаются в рамках реализации международных программ (программа TACIS, «Морозовский проект», план «Хашимота» и другие). В Самаре уже почти 11 лет успешно функционирует Учебно-деловой центр «Морозовский проект», который был создан для возрождения традиций честного и умелого ведения российского бизнеса. Основной задачей центра является подготовка специалистов для сферы малого и среднего бизнеса. Но этим дело не ограничится - центр помогает выпускникам найти свое место в жизни, поддерживает инвестициями и информацией, создавая таким образом систему сопровождения начинающих бизнесменов.

    В целом, в большинстве регионов страны наблюдается тенденция к уменьшению количества малых предприятий. Так,  по сравнению с 1995 годом число предприятий малого бизнеса сократилось во всех регионах, кроме Северо-западного  и Волго-Вятского, а также Калининградской области, где произошел некоторый рост. В настоящее время можно говорить о сворачивании в стране легального малого бизнеса.

2.1 Фонды поддержки малого бизнеса

    Одним из методов государственной поддержки  МБ являются фонды поддержки МБ. Фондом поддержки малого предпринимательства  является некоммерческая организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов, мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путем аккумулирования средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.    

      Фонд поддержки малого предпринимательства  является юридическим лицом. Основными направлениями деятельности фонда поддержки малого предпринимательства являются:

    -             содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и  мероприятий в области малого предпринимательства;

    -             участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка, создания новых рабочих мест;

    -             участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства;

    -             поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений;

    -             содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства;

    -             организация консультаций по вопросам налогообложения и применения норм законодательства.

      Средства  фонда формируются за счёт средств  федерального бюджета, а также за счёт других источников, предусмотренных статьёй Правительства РФ от 04.12.95г № 1184.

      Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства  является заказчиком Федеральной программы  государственной поддержки малого предпринимательства.

      Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства взаимодействует с государственными и муниципальными фондами.

      Основные  задачи указанных фондов:

  • Предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством;
  • Выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий;
  • Долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы  и сертификации товаров  и услуг;
  • Финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей;
  • Финансирование научных исследований, связанных с деятельностью указанных фондов и прочее.
 

2.2 Особенности налогообложения малого предпринимательства

      Налогообложение субъектов малого предпринимательства  в России осуществляется на основе трёх систем: общеустановленная система  налогообложения, упрощенная система  налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства и система налогообложения по принципу вменённого дохода

      Малый бизнес может быть организован как  минимум в следующих формах:

  • Индивидуальный предприниматель;
  • Организация;
  • Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения;
  • Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения

      Индивидуальный  предприниматель уплачивает с суммы

      полученной  прибыли налог на доходы физических лиц по ставке 13% (ст. 224 НК РФ).Он также уплачивает косвенные налоги (НДС, налог с продаж). При небольших доходах (до 1млн. рублей выручки в квартал) индивидуальный предприниматель вправе получить освобождение от уплаты НДС согласно статье №145 НК РФ.

      Кроме того, с суммы полученного дохода, за вычетом расходов, связанных с их увеличением, уплачивается единый социальный налог.

      Организация. С суммы полученной прибыли организация уплачивала налог на прибыль по ставке 20-24% (ст. 284 НК РФ), а с мая 2002 года налог на прибыль для этих предприятий снижается с 20 до 15% .  Конкретная ставка налога зависит от законодательства субъекта РФ, в котором расположена организация.

      Кроме того, имеются налоги, которые уплачиваются организацией (и не уплачиваются индивидуальными  предпринимателями): налог на пользователей автодорог, который исчисляется в размере 1% от суммы выручки от реализации или при торговой деятельности - разницы между ценой реализации и приобретения товаров; налог на имущество организации, который уплачивается от балансовой стоимости имущества по ставке, установленной местными органами власти, но не более 2%.

      Организация и индивидуальный предприниматель, применяющие  упрощенную систему  налогообложения.

      Участники малого бизнеса могут перейти  на применение упрощенной системы налогообложение, учёта и отчетности. Такая возможность предоставлена только юридическим лицам - субъектам малого предпринимательства. Для юридического лица одним из аспектов, определяющих возможность перехода на упрощенную систему налогообложения, является наличие статуса субъекта малого предпринимательства. При этом средняя за отчётный период численность работников малого предприятия (не более 15 человек) определяется из расчёта всех работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учётом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

      Не  могут перейти на упрощенную систему  налогообложения предприятия, занимающиеся производством подакцизной продукции, малые предприятия, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также предприятия, для которых Минфином РФ установлен особой порядок ведения учёта и отчётности, например, кредитные организации, страховые компании, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного бизнеса, бюджетные организации.

      Объектом  обложения единым налогом является совокупный доход или валовая  выручка. В том случае, если доход составляет 40% и более от выручки, единый налог исчисляется по ставке 30% полученного дохода. Доход определяется как разница между выручкой, полученной предприятием за отчётный год и расходами, понесёнными за этот период. Источником информации о выручке и затратах, понесённых предприятием, является книга учёта доходов и расходов. В том случае, если доход менее 40% полученной выручки, единый налог исчисляется исходя из выручки предприятия по ставке 10%.

      Предприятие считается перешедшим на упрощенную систему налогообложения с того квартала, в котором произошла его официальная регистрация.  
 

      Единый  налог на вменённый  доход.

      По  Федеральному закону от 31.07.1998г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вменённый доход  для определённых видов деятельности»  появился особый режим  налогообложения отдельных предприятий и предпринимателей: установление единого налога. Это, в первую очередь, направлено против уклонения отдельных налогоплательщиков  от уплаты налогов, и впервые позволило обложить единым налогом на вменённый доход слабо контролируемый другими налогами налично-денежный оборот, в рамках которого, по различным оценкам, реализуется от 30 до 80% отражаемых в отчётах товаров и услуг предприятий малого и среднего бизнеса.

      Принципиальным  отличием режима налогообложения, использующего единый налог на вменённый доход, от традиционных схем налогообложения частных предприятий является то, что база налогообложения по каждому налогоплательщику и объекту обложения определяется не по их отчётности, а на основании  определённой расчётным путём доходности различных видов бизнеса в соответствующих региональных и  других условиях.

      Объектом  налогообложения при применении единого налога является вменённый  доход на очередной календарный  месяц. 
 
 
 
 

Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России