Проблемы венчурного инвестирования в России и основные направления их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является анализ особенностей венчурного инвестирования в России в условиях мирового финансового кризиса. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
раскрыты теоретические основы венчурного инвестирования, охарактеризованы особенности организации венчурного инвестирования в период кризиса;
проведен анализ истории развития и современного состояния рынка венчурных инвестиций в России;
выявлены проблемы венчурного инвестирования в России и определены основные направления их решения.

Содержание

Введение
1 Сущность венчурного инвестирования и его особенности в период международного кризиса
1.1 Сущность венчурного инвестирования
1.2 Особенности венчурного инвестирования в период мирового финансового кризиса
2 Тенденции развития рынка венчурного инвестирования в Российской Федерации
2.1 История венчурного инвестирования в России
2.2 Современное состояние венчурного инвестирования в России и в мире
2.3 Влияние международного финансового кризиса на рынок венчурных инвестиций в России
3 Проблемы венчурного инвестирования в России и основные направления их решения
3.1 Проблемы венчурного инвестирования в России
3.2 Основные направления решения выявленных проблем
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

готовый.docx

— 190.68 Кб (Скачать)

     Анализируя  процессы формирования института венчурных  инвестиций в России на основе партнерства  общества и бизнеса, можно сделать  некоторые выводы:

     Спецификой  российского пути развития венчурного инвестирования является значительная роль государства, которое активно  выделяет денежные средства на развитие института финансирования инновпаций.

     Государство должно научиться включать частный  бизнес в решение своих приоритетных задач за счет создания привлекательных  условий: венчурной инфраструктуры, изменений в законодательстве, регулирующих трастовые отношения и введение фидуциарной ответственности.

     В России впервые создается модель государственного стимулирования инноваций  и институтов венчурного предпринимательства.

     Частному бизнесу целесообразно адаптироваться к российской венчурной модели.

     Наиболее  эффективными с точки зрения стимулирования развития венчурного предпринимательства  в России могут быть следующие  виды государственной поддержки:

     Государственные прямые инвестиции в приоритетные проекты.

     Страхование и другие формы обеспечения инвесторов венчурных фондов, вкладывающих средства в технологически ориентированные компании.

     Эффективная система по защите прав на интеллектуальную собственность.

     Формирование  эффективной коммуникативной среды.

     Для обеспечения дальнейшего развития партнерства государства и бизнеса, целесообразно сформировать среднесрочную  стратегию развития венчурного предпринимательства  как одного из существенных источников финансирования малого, в том числе  высокотехнологичного, бизнеса в  России.

     Более того, целесообразно разработать  программу реализации сформулированных целей как стратегического плана  действий государства и бизнеса  с использованием венчурного инвестирования и частно государственного партнерства в области инновационной экономики.

     Российская  Ассоциация прямого и венчурного инвестирования (РАВИ)

 

      3.2 Основные направления решения  выявленных проблем 

     Результаты  исследования состояния и развития венчурного инвестирования в современной  экономике России, позволяют сделать  вывод о том, что, несмотря на увеличение объемов рискового инвестирования в последние годы, значительный научно-технический  потенциал в области конкурентоспособных  технологий и интеллектуальный потенциал, имеющиеся возможности национального  капитала, существуют факторы, препятствующие развитию венчурной индустрии в  России. К ним относятся использование  преимущественно иностранного венчурного капитала при минимальном участии  российского; неэффективное использование  средств венчурных фондов; фактическое  отсутствие нормативных правовых актов, обеспечивающих функционирование механизма  венчурного финансирования; наличие  инфраструктуры, не обеспечивающей плодотворный симбиоз венчурного капитала с малым  и средним инновационным бизнесом; неразвитость фондового рынка, его  отрыв от производства и возникающие  в связи с этим проблемы «выхода» инвесторов из проинвестируемой фирмы; отсутствие гибкой системы налогообложения  венчурного предпринимательства и  адекватной системы бухгалтерского учета; падение уровня разработок и  отсутствие квалифицированного менеджмента; слабая прозрачность российских предприятий  для венчурных инвесторов. Автор  отмечает, что решить эти проблемы без государственной поддержки  невозможно.

     Проведенный анализ зарубежного опыта по стимулированию венчурного бизнеса с поправкой  на российскую специфику позволил сформулировать основные меры по повышению эффективности  отечественного рискового инвестирования в сфере расширения ресурсной  базы венчурного бизнеса, устранения неблагоприятных  условий рискового предпринимательства, а также развития инфраструктуры венчурного бизнеса. Расширению ресурсной  базы способствует использование потенциальных  источников венчурного финансирования - банковского, страхового, пенсионного, капитала крупных производственных корпораций и частных лиц. Устранению неблагоприятных условий рискового предпринимательства может служить повышение мотивации венчурных инвесторов путем предоставления дополнительных налоговых льгот, позволяющих фирмам вычитать из налогооблагаемой базы средства, израсходованные на научные исследования и разработки на 100% и более; списание значительной части оборудования НИОКР по ускоренным нормам амортизации. Улучшению условий венчурного бизнеса служит подготовка кадров в области менеджмента инноваций, поскольку без профессионального управления рисковый инвестиционный процесс будет несостоятельным; формирование сильного патентного законодательства, привлекательного для инвесторов. В целях развития инфраструктуры венчурного бизнеса необходимо дальнейшее развитие технопарков, бизнес-инкубаторов, в рамках проводимой единой государственной инновационной политики; развитие фондового рынка, включение высокотехнологичных компаний в списки фондовых бирж, развитие электронных бирж; расширение деятельности академических институт, вузов, консалтинговых и информационных фирм, венчурных ярмарок и выставок, в рамках предоставления информации о состоянии и развитии как рискового отечественного и зарубежного бизнеса в целом, так и отдельных венчурных проектов.

     Государственная поддержка венчурного бизнеса в  России должна проводиться, по мнению автора, по следующим направлениям:

     - нормативно-правовое регулирование  научно-технической, инновационной,  венчурной деятельности; решение  правовых проблем интеллектуальной  собственности, системы льгот,  мотивации труда, по статусу  территорий с высокой концентрацией  научно-технического потенциала;

     - создание и поддержка экономических  условий и стимулов развития  венчурного предпринимательства  посредством развития системы  госзаказа, совершенствованием планирования и прогнозирования научно-технического развития, эффективных финансово-кредитных рычагов, включая развитие эффективного патентного права и др.;

     - формирование организационно-управленческих  условий венчурной индустрии  посредством совершенствования  управления государственной собственностью, повышения эффективности управления  государственными пакетами акций,  обеспечения технологической безопасности, защитой национальных интересов,  с подготовкой и переподготовкой  управленческих кадров, в том  числе государственных служащих  и др.

     Все вышеперечисленные меры должны осуществляться в соответствии со стратегией государственной  политики в области венчурного бизнеса, интегрированной в единую концепцию  развития отечественной инновационной  и инвестиционной деятельности.

     Формирование  механизма активизации венчурного финансирования в регионе рассматривается  на примере Ростовской области. Выбор  данного региона обусловлен следующими обстоятельствами: во-первых, Ростовская область относится к политически  стабильному региону с устойчивыми  экономико-демократическими ориентациями, от чего в решающей степени зависит  приток отечественных и зарубежных инвестиций в экономику; во-вторых, в экономическом плане обладает значительным научно-техническим, промышленным и интеллектуальным потенциалом, в-третьих, в регионе разработаны инновационные  и инвестиционные проекты и программы, а также программы поддержки  малого бизнеса, которые способствуют активизации венчурного финансирования в регионе.

     Несмотря  на то, что Ростовская область обладает значительным научным, интеллектуальным и инвестиционным потенциалом экономика  региона на сегодняшний день не является инновационной. В регионе насчитывается  около 60 инновационно-активных предприятий, причем наблюдается тенденцию к  их количественному сокращению. Доля инвестиций в основной капитал в  науку к общему объему инвестиций составила лишь 0,9%20. Низкая эффективность научно-инновационной системы региона создает необходимость для дальнейшего формирования и развития системы венчурного финансирования в области.

     Кроме этого развитие венчурного финансирования в регионе должно способствовать повышению эффективности малого бизнеса, являющегося, по сути, «отраслью  специализации» Юга России. Доля малого предпринимательства в объеме выпускаемой  продукции, работ, услуг составляет около 21,4%. Дальнейшее развитие малого предпринимательства на основе венчурного финансирования в итоге благоприятно отразится на экономике региона, поскольку деятельность небольших  фирм характеризуется свободой поиска и поощрением инициативы, готовностью  к риску, быстрой апробацией выдвинутых оригинальных предложений, большей  склонностью к нововведениям, чем  крупные предприятия.

     Механизм  венчурного финансирования в области  должен быть интегрирован в инновационно-инвестиционную систему, основная цель которой - обеспечение  высокого качества жизни населения  при стабильной социально-экономической  и экологической ситуации. Разработка стратегии инновационного развития региона представляет собой средство достижения цели. Она должна быть направлена на поиск и эффективное управление нововведениями во всех сферах жизни  региона.

     Автор отмечает, что стимулирование роста  высокотехнологичных секторов в  регионе достигается более успешно  через участие в венчурных  фондах, чем путем выделения прямых государственных инвестиций. Прямые инвестиции чаще распределяются по политическим мотивам, более подвержены лоббированию и потому недостаточно эффективны. В связи с этим венчурные фонды  должны создаваться не только на уровне государства, но и в перспективных  регионах.

     По  мнению автора, в наиболее общем  плане для повышения инвестиционной активности в регионе следует  решить две ключевые задачи: обеспечить само существование данных мотивов и создать условия, способствующие принятию решения об их реализации на территории области. Для этого необходимо действовать по следующим направлениям:

     1. Создание специализированной организационной  структуры в форме некоммерческого  партнерства, способной оперативно  содействовать решению всего  спектра вопросов, связанных с  рисковым инвестированием, на  территории области. 

     2. Поддержка и информационное обеспечение  имиджа области как региона,  благоприятного для ведения бизнеса  и инвестиций.

     3. Важнейшим направлением, стимулирующим  развитие инновационных предприятий  и венчурного инвестирования, является  льготное налогообложение. В частности,  освобождение от налогообложения  части прибыли (зачисляемой в  областной бюджет), получаемой предприятием-патентообладателем  от использования изобретения  на срок окупаемости затрат  на приобретение им патента  (лицензии); освобождение от налогообложения  имущества и имущественных прав, полученных налогоплательщиком  в рамках целевого финансирования  от инвесторов и/или венчурных  фондов по приоритетным проектам  и направлениям, при условии использования  по целевому назначению и ведения  налогоплательщиком раздельного  учета. 

     4. Распространение современных технологий  управления. Университетские комплексы  должны также быть центром  целостной системы обучения инновационной  и инвестиционной деятельности. Формирование квалифицированных менеджеров в Ростовской области должно осуществляться в рамках многоуровневой системы подготовки кадров для инновационной деятельности, которая включает в себя основные взаимосвязи трех систем: системы подготовки специалистов, системы переподготовки и повышения квалификации специалистов, системы сертификации персонала.

     Другими стимулирующими мероприятиями, направленными  на привлечение венчурных инвесторов в регион, по мнению автора, являются:

     - размещение государственного заказа  на выпуск продукции и услуг  на конкурсной основе при условии  высокого инновационного уровня  продукции и технологий, определяемого  в соответствии с разработанными  критериями;

     - проведение региональных тендеров  на разработку инновационных  проектов в соответствии с  выявленными потребностями в  инновациях.

     Автор считает, что основными мерами по активизации венчурного финансирования в Ростовской области, основанными  на использовании имеющегося научного, производственного и интеллектуального  потенциала являются следующие:

     - Нормативно-правовое обеспечение  венчурного инвестирования и  инновационной деятельности (областные  законы, положения, постановления  и т.д.)

     - Информационно-аналитические и программные  разработки в области промышленно-технологической  политики, развития приоритетных  направлений инновационной и  инвестиционной деятельности.

     - Организационные решения, связанные  со стимулированием деятельности  научно-информационных и технических  центров, технопарков, технополисов, регионального венчурного фонда,  а также малого инновационного  бизнеса.

     - Решение финансово-экономических  вопросов, связанных с повышением  инвестиционной привлекательности  рисковых инновационных проектов, а также поддержки со стороны  органов власти путем предоставления  государственных гарантий, компенсаций,  размещения государственных заказов  и налогового стимулирования.

Информация о работе Проблемы венчурного инвестирования в России и основные направления их решения