Развитие понятия предпринимательства В истории экономических учений

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:12, реферат

Описание работы

Решение проблемы определения положения предпринимательства в совокупности причинно-следственных связей экономических процессов приводит к рассмотрению развития, как самого предмета, так и способов его изучения в исторической ретроспективе. При этом последовательность развития экономических явлений во времени позволяет отслеживать характеристики и основы, необходимо в нем присутствующие.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
§1 Подходы к определению понятия “предпринимательства”
в истории экономических учений …………………………….……...5
§2 Развитие понятия “предпринимательства” в России…..………14
§3 Понятие “предпринимательство” его роли и функции…..18
Заключение……………………………………………………………….……27
Список использованной литературы……………………………………..….28

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ реферат.doc

— 188.50 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки РФ

Санкт – Петербургский Государственный Университет

Сервиса и Экономики

Институт социологии и управления социальными процессами

Кафедра «Философии»

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

«Развитие понятия предпринимательства

В истории экономических учений»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              Выполнил аспирант

                                                                       1 курса очной ф./обучения

                                                                 Специальности 080005

                                                         Института РЭиУ

                                                                          Сидоров Николай Анатольевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург

2011г.

Содержание:

 

 

 

Введение ………………………………………………………………………..3

§1 Подходы к определению понятия “предпринимательства”

в истории экономических учений …………………………….……...5

§2 Развитие понятия “предпринимательства” в России…..………14

§3 Понятие “предпринимательство” его роли и функции…..18

Заключение……………………………………………………………….……27

Список использованной литературы……………………………………..….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Решение проблемы определения положения предпринимательства в совокупности причинно-следственных связей экономических процессов приводит к рассмотрению развития, как самого предмета, так и способов его изучения в исторической ретроспективе. При этом последовательность развития экономических явлений во времени позволяет отслеживать характеристики и основы, необходимо в нем присутствующие. Отсюда возникает потребность в организации строгой системы в исследовательском действии как системы, ориентирующей характер и направленность процесса изучения предпринимательства. В этих условиях содержание истории экономических учений раскрывает перечисленные необходимые параметры экономического исследовательского действия, которые рассматривают различные экономические школы и их представители.

Тенденции развития предпринимательства в истории экономических учений могут быть выявлены наиболее точно на основе анализа взаимодействия характеристик данного явления, находящих свое отражение в основных этапах развития экономической науки. При этом структура исследовательского действия должна совпадать со структурой целостного устройства исследуемого явления в зависимости от изменения взглядов на его развитие на конкретном этапе развития экономической науки.

В общем комплексе проблем современного реформирования экономики важную роль играет процесс становления предпринимательства. В экономической науке существует устойчивый интерес к этой своеобразной сфере экономики.  Как показывает зарубежный опыт, предпринимательство, действующее в конкурентной среде, играет важную роль в увеличении объема производства, расширении ассортимента товаров и услуг, повышении качества продукции.

Для сегодняшней России, становление предпринимательства, развитие инфраструктуры предпринимательства приобретают исключительную актуальность и считаются одними из наиболее перспективных направлений рыночных преобразований в России.

Целью данной работы является изучения понятия предпринимательства в системе экономических учений.

Задачами работы являются:

1)     рассмотреть подходы к определению предпринимательства в истории экономических учений

2)     изучить развитие понятия предпринимательства в России

3)     дать определение понятию предпринимательства, и обосновать его роли и функции

В современной научной литературе  исследование проблем развития предпринимательства получает отражение преимущественно в научных статьях, брошюрах и отдельных монографиях.

В зарубежной экономической литературе результаты анализа процесса предпринимательства в условиях рыночной экономики отражены в трудах –    А. Маршала, Д. Гелбрейта, Р. Кантильона, Д. М. Кейнса, П. Самуэльсона, А. Смита, Ж-Б. Сэя, И. Шумпетера и ряда других исследователей.

В России определенные успехи в разработке отдельных вопросов указанной проблемы достигнуты, несмотря на непродолжительность  ее исследования, в работах В. Афанасьева, А. Блинова, Н. Климова, Ю. Кузнецова, А. Никитова, Ф. Филатова, Ф. Русинова, А. Апишева и других.

В этих работах достаточно глубоко проанализированы различные аспекты  развития предпринимательства в условиях перехода к рыночной экономике.

 

 

§1 Подходы к определению понятия “предпринимательства” в истории экономических учений.

 

Понятия “предприниматель” и “предпринимательство” в современном смысле впервые употребил английский экономист конца 17 – начала 18 вв. Ричард Кантильон.[1] Он высказал свое мнение, что предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. Риск - главная отличительная черта деятельности такого предпринимателя. Кантильон не говорит и прямо о каких-либо специфических человеческих качествах, свойственных предпринимателю, но по тому, насколько настойчиво он подчеркивал главенствующее значение неопределенности доходов, Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ. Можно утверждать, что Кантильон является родоначальником тезиса о предпринимателе как о хозяйствующем субъекте, принимающем на себя обязанность несения различных рисков из-за неопределенности исхода экономической деятельности. Р. Кантильон отличал функцию представления капитала от предпринимательской функции.

Основным вкладом Кантильона в экономическую науку является его работа «Очерк о природе торговли вообще» (фр. Essai sur la nature du commerce en général). Книга была издана в 1755 году в Лондоне на французском языке. В своём «Очерке» Кантильон размышляет о богатстве и его распределении, подробно описывает теорию населения и теорию денежного обращения, особенно выделяет главенствующую роль предпринимателей. Книга оказала значительное влияние на французских физиократов, в особенности на Мирабо, сочинение которого «L'ami des hommes» представляет комментарий на книгу Кантильона. В целом политическая экономия Кантильона является как бы связующим звеном между меркантилизмом, физиократией и теорией Адама Смита и сочетает в себе элементы всех этих трёх направлений.

Позже известный французский экономист конца 18 – начала 19 вв. Ж.Б.Сэй ( 1767 – 1832) в книге “Трактат политической экономики”[2] (1803) сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трех классических факторов производства – Земли, Капитала, Труда. Предприниматель, указывал он, - это лицо, которое берется на свой счет и риск и в пользу произвести  какой-нибудь продукт. Важнейшими его функциями являются: а) соединение факторов производства (капитала и труда), б) сбор информации и накопление необходимого опыта, в) принятие решения и организация производственного процесса. У него прослеживается выделение специфических функций, отделяющих предпринимателя от капиталиста или менеджера. Особенно настойчиво Сэй подчеркивал творческий, экспериментальный, рискованный характер деятельности предпринимателя, ее отличие от рутинных повседневных операций по управлению производством. Он подчеркивал активную роль предпринимателя как экономического агента, комбинирующего факторы производства как посредника, обладателя знаний и опыта. Сэй довольно подробно описал специфические свойства предпринимателя и характер его доходов, часть которых является платой за редкие предпринимательские способности. По мнению Ж.Б. Сея, предприниматель – это экономический агент, который комбинирует факторы производства, перетаскивая ресурсы из сферы низкой производительности и прибыльности, в области, где они могут принести максимальный доход (Рис. 1.2).

К сожалению, надо отметить, что классики – основатели экономической науки – не очень интересовались фигурой предпринимателя. Предпринимательская деятельность не стала предметом их научного анализа.

 

Английские ученые – экономисты А.Смит (1723 1790) и Д. Рикардо (1772-1823) представляли экономику как саморегулирующийся механизм. Вместе с тем в своем основном труде “ Исследование о природе и причинах богатства народов”(1776 г.) А.Смит уделил внимание характеристике предпринимателя. Предприниматель, по мнению А.Смита, являясь собственником капитала, ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск. Предприниматель сам планирует, организует производство, реализует выгоды, связанные с разделением труда, а также распоряжается результатами производственной деятельности. У Смита мы видим три основные составляющие деятельности предпринимателя: прибыль – как цель деятельности, коммерческая идея - как способ ее достижения, и риск – как неизбежное негативное условие всего процесса (Рис. 1.1.).

Своеобразен подход к проблеме предпринимателя у В. Зомбарта, который различал в предпринимателе два враждующих начала: предпринимательский дух (готовность к риску, духовную свободу, богатство идей, волю и настойчивость, умение соединять людей для совместной работы) и бюргерский (гражданский) дух (прилежание, умеренность, расчетливость и другие традиционные буржуазные добродетели). Предприниматель, желающий добиться успеха, писал В. Зомбарт, «должен осуществлять весьма различные функции (три), а именно: завоевателя, организатора, торговца». Осуществление этих функций требует определенных душевных качеств и способностей, которыми могут обладать не только купцы и промышленники, но и феодалы, государственные чиновники и те же разбойники и пираты. Однако лишь первые из этих групп уравновешивают в себе бунтующий предпринимательский дух гражданскими добродетелями.

В отличие от В. Зомбарта, считавшего предпринимательский дух производной от биологических факторов, немецкий социолог М, Вебер полагал, что гораздо большее влияние на его формирование оказывала религия. В своей широко известной работе «Протестантская этика и дух капитализма» он обосновывал мысль о том, что европейский капитализм обязан своим происхождением протестантизму как религиозно-этическому комплексу, обеспечивающему воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость.

Если В. Зомбарт относил к предпринимателям не только купцов и промышленников, но и феодалов, государственных чиновников и даже пиратов и разбойников, то М. Вебер понимал под капиталистическим предпринимательством особый строй мышления «...дня которого характерно систематическое и рационально»; стремление к законной прибыли в рамках своей профессии». Он полагал, что проникновение капиталистического «духа» в экономическую жизнь совершалось «не отважными и беспринципными спекулянтами и авантюристами, которых мы встречаем на протяжении всей экономической истории, не обладателями «большие денег», а людьми, прошедшими суровую жизненную школу, осмотрительными и решительными одновременно, людьми сдержанными, умеренными и упорными по своей природе, полностью преданными своему делу, со строго буржуазными воззрениями и «принципами». Поэтому, писал М. Вебер, «вопрос о движущих силах экспансии современного капитализма не сводится к вопросу об источнике используемых капиталистом денежных ресурсов. Это в первую очередь вопрос о развитии капиталистического духа. Там, где он возникает и оказывает свое воздействие, он добывает необходимые ему денежные ресурсы, но не наоборот».

Известный американский экономист австрийского происхождения  Иозеф А. Шумпетер ( 1883 – 1950 ) в  книге  “ Теория экономического развития “[3], которая впервые вышла в 1911 г., трактует понятие “предприниматель” как новатор. Функция предпринимателя, утверждает он, состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста:

Предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент. Шумпетер, который отмечал, что предпринимательство не является профессией, а скорее отражает некоторое состояние, через которое проходит начинающий бизнесмен, создающий свое дело.  

К категории предпринимателей он относил «хозяйствующих субъектов, функцией которых является осуществление новых комбинаций, и которые выступают как их активный элемент». Согласно мнению Шумпетера, особенностью предпринимателей является создание ими чего-то нового, а также преодоление сопротивления социальной среды, препятствующей этим нововведениям. В этом определении мы видим скорее психологический подход, нежели экономический, так как отсюда с неизбежностью вытекают такие качества предпринимателей как креативность, целеустремленность и сильная воля. Помимо этих качеств Шумпетер считал неотъемлемыми свойствами предпринимателей также индивидуализм и лидерские качества. В своей книге «Теория экономического развития» Шумпетер отмечал, что предприниматель – это вовлеченный в экономический процесс человек, который делает не то, что делают другие и не так, как они. Таким образом, по мнению этого ученого, отличие термина «предприниматель» от близких к нему терминов «капиталист» и «бизнесмен» состоит в том, что для первого из них в обязательном порядке должны быть присущи атрибуции «инициативности», «дара предвидения» и «авторитета», что вовсе не обязательно для двух других социально-экономических групп людей. По его мнению, предприниматели составляют особый тип людей, которые выполняют функцию создания чего-то нового, и поэтому неизбежно сталкиваются с сопротивлением социальной среды [26]. «Быть предпринимателем, – писал он, – значит делать не то, что делают другие». Цели и мотивы предпринимательской деятельности, по его мнению, не могут быть сведены только к «удовлетворению потребностей путем потребления» С насыщением потребностей энергия, направленная на ее удовлетворение, начинает ослабевать. Но не таков предприниматель. Чем больше благ он имеет, тем больше стремится их приобрести. Таким образом, цель предпринимателя - ничем не ограниченное потребление благ, не связанное с чувством удовлетворения от их потребления. Предпринимательская деятельность не дает наслаждаться покоем лицу, создавшему себе для этого достаточные материальные условия.

Информация о работе Развитие понятия предпринимательства В истории экономических учений