Развитие понятия предпринимательства В истории экономических учений

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:12, реферат

Описание работы

Решение проблемы определения положения предпринимательства в совокупности причинно-следственных связей экономических процессов приводит к рассмотрению развития, как самого предмета, так и способов его изучения в исторической ретроспективе. При этом последовательность развития экономических явлений во времени позволяет отслеживать характеристики и основы, необходимо в нем присутствующие.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
§1 Подходы к определению понятия “предпринимательства”
в истории экономических учений …………………………….……...5
§2 Развитие понятия “предпринимательства” в России…..………14
§3 Понятие “предпринимательство” его роли и функции…..18
Заключение……………………………………………………………….……27
Список использованной литературы……………………………………..….28

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ реферат.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

По Шумпетеру приобретение благ предпринимателем удовлетворяет, во-первых, его потребности в господстве, власти, влиянии. Во-вторых, предпринимателем движет вопя к победе: желание борьбы плюс стремление к успеху как таковому (показателем его может быть и прибыль). Наконец, третий мотив - сам процесс труда. Предприниматель испытывает от своего но преимуществу творческого труда лишь радость, он готов заниматься любимым делом и на работе, и дома, и где угодно.

Основатель современного менеджмента Питер Друкер в своих работах подчеркивал практический и интуитивный характер предпринимательской деятельности, полагая, что «науку предпринимательства» создать невозможно, ибо каждый предприниматель сталкивается с уникальным набором экономических и психологических факторов. По его мнению, принципиальное отличие предпринимательства от других форм малого бизнеса состоит в том, что предприниматель создает новый рынок и находит новых покупателей, формируя, таким образом, новый сегмент рынка. По мнению П. Друкера, главным инструментом предпринимателя являются нововведения, и от того, насколько грамотно и продуманно применяет инновации предприниматель, зависит успех его начинания.

Постепенно большинство исследователей склонялось к выводу о том, что предприниматели образуют довольно четко очерченный психологический тип. Как отмечал российский ученый-эмигрант Г.К. Гинс, у каждого предпринимателя так же, как и у артиста, полководца, изобретателя, особые отличительные свойства и дарования. Этот факт привлек к исследованию личности предпринимателя не только экономистов, но и профессиональных психологов, которые смогли существенно обогатить представления об этом своеобразном экономическом субъекте. Так, в области предпринимательской мотивации особое значение имеет «потребность в достижениях», впервые описанная американским психологом Д. Макклеландом.

Другой психологической характеристикой предпринимателей, отличавшей их от остального населения, являлось чувство хозяина своей судьбы, своей власти над обстоятельствами. Как показали исследования Д. Макклеланда, это свойство тесно связано с чуткостью к коммерческим возможностям: человек, не ждущий милости от судьбы, верящий в то, что его судьба в его руках, более зорко глядит по сторонам, готов немедленно принять любую информацию, которая может оказаться полезной.

По – новому взглянул на эту проблему английский экономист лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974 г. Ф.А.Хайек ( 1899 – 1984 ).

По его мнению, сущность предпринимательства – это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности[4]. Последний тезис представляется  очень важным.

Интересно проследить эволюцию термина “предприниматель” и “предпринимательство”[5] :

      1725 г. Ричард Кантильон: предприниматель – это человек, действующий в условиях риска.  Можно утверждать, что Кантильон является родоначальником тезиса о предпринимателе как о хозяйствующем субъекте, принимающем на себя обязанность несения различных рисков из-за неопределенности исхода экономической деятельности. Р. Кантильон отличал функцию представления капитала от предпринимательской функции.

      1797 г. Бодо: лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело; тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием.

      1876 г. Френсис Уокер: следует различать тех, кто предоставляет капитал и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям.

      1934 г. Йозеф Шумпетер: предприниматель – это новатор, который разрабатывает новые технологии

      1961 г. Дэвид Маклелланд: предприниматель – это энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска.

      1964 г. Питер Друкер: предприниматель – это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой.

      1975 г. Альберт Шапиро: предприниматель – это человек, проявляющий инициативу, организующий социально – экономические механизмы.

      1985 г. Роберт Хизрич: предпринимательство – процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель – это человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

               А вот как трактуется понятие  “предпринимательство”  в Энциклопедическом словаре предпринимателя[6] :

               Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую  ответственность юридического лица. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое  посредничество, торгово – закупочную, консультационную и иную деятельность, а так же операции с ценными бумагами”.

         Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельно­сти, впоследствии принимающей материализованную форму.

 

 

§2 Развитие понятия “предпринимательства”

в России

Проблемы предпринимательства, как общие его вопросы, так и вопросы предпринимательской практики, нашли свое отражение и в отечественной исторической, экономической и философской литературе. Специфика анализа этих вопросов заключалась в тон, что они рассматривалась в контексте глобальных проблем, волновавших российское просвещенное общество: о судьбах России, ее месте в мировой экономической системе, перспективах капитализма и частной собственности в нашей стране, влиянии этики, религии, психологии на суть и формы хозяйственной деятельности и т.д.

Особое место в трудах российских мыслителей занимал вопрос о том, чем является человек в этом мире - целью мироздания или его средством. Именно с позиции этой сложнейшей философской проблемы ученые рассматривали вопросы хозяйства и предпринимательства. Все хозяйственные системы они делили на гармонические и антагонистические. Выбирая гармонические хозяйства в качестве тех, которые необходимы России, они исходила из христианско-православного отношения к человеку, который может быть не средством, а лишь целью. Именно поэтому их не устраивала теория прогресса в западном смысле, которая делает каждое живущее поколение лишь «навозом» для будущего. В их понимании свобода - это не то, что дается материальным прогрессом, свобода - это особое внутреннее состояние, которое требует и особых хозяйственных форм, и своего быта.

Русская экономико-философская мысль планировала такое социальное устройство, в котором в силу равного права для всех трудиться и пользоваться результатами труда будет невозможна эксплуатация. Именно поэтому большинство отечественных мыслителей высказывало негативное отношение к капитализму западного типа, представлявшему, с их точки зрения, образец антагонистического хозяйства, в котором большая часть человеческой энергии уходит на создание капитала, движение которого не имеет ничего общего с удовлетворением истинных, в том числе и прежде всего - духовных потребностей человечества.

Человек как соединение, сочетание духовных и материальных потребностей требовал, с точки зрения отечественной философской мысли, и особого подхода к экономике. Основы христианской политэкономии базировались на идее необходимости освобождения человека из-под власти природы для развития его духовной жизни. Личность человека представлялась важнейшим фактором производства, причем духовное начало человека выдвигалось на первый план. Исходя из этого важнейшей в рыночных отношениях должна была стать социально-психологическая сторона.

Поэтому изучение только материальных потребностей и материальных интересов как решающего мотивационного компонента предпринимательской деятельности вызывало у большинства отечественных философов и экономистов принципиальные возражения. В этом они, естественно, расходились с русскими марксистами, считавшими важнейшей движущей силой предпринимательства стремление к наживе, богатству. Так, С.Н. Булгаков, отвергая экономический интерес в качестве основного мотива предпринимательства, писал, что само понятие «богатство» нельзя «...приурочить... к какому-то одному, даже и наиболее важному и наглядному признаку, хотя бы к «материальным потребностям», прежде всего потому, что невозможно провести ясную черту, разграничивающую материальные и идеальные потребности». Он рассматривал хозяйство и хозяйственную (предпринимательскую) деятельность как творческий акт и подчеркивал, что это «явление духовной жизни в такой же мере, как и все другие стороны человеческой деятельности и труда».

С точки зрения И.А. Ильина, любая хозяйственная деятельность, включая и предпринимательскую, - это, прежде всего, акт духовный, творческий. «Все страсти человеческие, - писал он, - включаются в этот хозяйственный процесс, - и благородные, и дурные, - от религиозно-художественных побуждений до честолюбия, тщеславия и скупости. Все интересы: человеческие связываются с успехом или неуспехом дела - от инстинкта самосохранения до самых высших, духовных потребностей. Это значит, что человек связывается с вещами не только «материальным интересом», но и волею к совершенству, и творчеством и любовью».

Полемизируя с материалистическим толкованием сущности предпринимательства, философ подчеркивал: «Только люди религиозно мертвые и художественно опустошенные, люди механического века, люди рассудочные и бумажно-кабинетные могут думать, что хозяйственный процесс слагается из экономического корыстолюбия (жадности) и физического труда и что он состоит в том, что «классовые пауки» «высасывают кровь» из «чернорабочих». Трудно сказать, чего больше в этом воззрении - отвлеченной выдумки, лукавой демагогии или морального ханжества, но несомненно, что живая и глубокая сущность хозяйствования - творческого процесса - просмотрена и упущена в нем совершенно».

Российские экономисты XIX-XX века (А. Каминка, А. Петражицкий), давая свои определения понятию «предприниматель», подчеркивали цель деятельности – получение прибыли, и особенности ведения экономических операций – за счет своих средств и на свой риск. В современной отечественной литературе встречаются различные определения рассматриваемого экономического явления – от кратких до весьма обстоятельных, однако, ни одно из них не может считаться исчерпывающим с точки зрения экономической психологии. Например, авторы учебника «Психология предпринимательства» Акперов И.Г., Масликова Ж.В определяют предпринимательство, как «особую деятельность, ставящую перед собой создание предприятия, которое ориентировано на получение прибыли» , что относится ко всем видам бизнеса. В учебнике «Предпринимательство» под ред. М.Л. Лапуста дается более расширенное определение, которое носит экономический характер, и слабо отражает психологические особенности данного явления: «Предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательством), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами»

Для того, чтобы составить полное определение предпринимательства, включающее как экономические, так и психологические составляющие, следует определить ключевые и дополнительные атрибуты предпринимательства, его роли и функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3 Понятие  “предпринимательства” его роли и функции

 

Движущим фактором поступательного развития национальной экономики всегда выступало предпринимательство. Предпринимательство – это самостоятельная, инициативная, связанная с хозяйственным риском деятельность, ведущаяся с целью получения прибыли для решения предусмотренных предпринимательской организацией задач[7].

Ключевые атрибуты предпринимателя: 

                    Стремление к коммерческому успеху и получению прибыли (А. Смит, Ж.Б. Сей, А. Каминка, Ф. Хайек, П. Друкер, Л.И. Абалкин и др.)

                    Действие в условиях риска (Р. Кантильон, А. Смит, А. Петражицкий, Л.Абалкин);

                    Совмещение функции собственника капитала, наемного управляющего и работника (Ж. Бодо);

                    Наличие коммерческой идеи (А. Смит, П. Друкер);

                    Комбинирование ресурсами и перемещение капитала в зону максимальной прибыльности (Ж.Б. Сей, Й. Шумпетер, П. Друкер);

                     Определенный набор личностных качеств (Й. Шумпетер, И.Акперов, Ж. Масликова)

                     Свобода в выборе направлений и методов деятельности (Л.Абалкин, И.Акперов, Ж. Масликова).

 

 К возможным (дополнительным) атрибутам предпринимателя можно отнести:

а) наличие собственного капитала (А. Смит);

б) генерация новой идеи или технологии (П. Друкер);

в) предложение новой услуги или товара, освоение нового сегмента рынка (П. Друкер).

Эти свойства предпринимателя не являются ключевыми, так как предпринимательство возможно и без наличия собственного капитала (например, с использованием заемных средств или за счет государственных субсидий), с использованием чужих идей или уже существующих технологий и т. д. Конечно, наличие этих дополнительных преимуществ повышает шансы предпринимателя на успех, но они не являются ограничивающими.

Интегрируя все выше приведенные определения и атрибуты, можно определить предпринимательство как инициативную экономическую деятельность людей, направленную на получение прибыли, сопряженную с риском и осуществляемую под свою имущественную ответственность, а предпринимателя – как человека определенного личностного склада, который в своем стремлении к получению прибыли самостоятельно выбирает способ экономической деятельности, несет имущественную ответственность за ее результаты и на первом этапе своей деятельности совмещает функции собственника капитала, наемного управляющего и работника (Рис. 1.4).

Информация о работе Развитие понятия предпринимательства В истории экономических учений