Роль конкуренции в становлении и развитии предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:26, реферат

Описание работы

В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности. Фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей или как говорят, за «рубль потребителя» в целях получения наибольшей прибыли. Именно на этом основано функционирование фирм в современных условиях, в условиях складывающихся рыночных отношений. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сами ее формы далеко не одинаковы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.

Содержание

Введение 3
1. Понятие конкуренции 4
1.1. Понятие и основные формы конкуренции 4
1.2. Роль конкуренции в экономике. Функции конкуренции 8
2. Роль конкуренции в становлении и развитии предпринимательсва 13
3. Развитие конкурнции 19
3.1. Государственное регулирование конкуренции 19
3.2. Первоочередные меры по развитию конкуренции 23
3.3. Меры по развитию конкуренции в отдельных отраслях 29
Заключение 30
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

OPD_Voyt_A.docx

— 124.57 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический  университет»

 

Факультет предпринимательства  и финансов

Кафедра коммерческой деятельности и                   предпринимательства

 

 

Реферат на тему :

«Роль конкуренции в становлении  и развитии предпринимательства»

 

 ОРГАНИЗАЦИЯ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ 

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:___Войт Анастасия Васильевна_______

студентка_4___ курса_5лет 10 м_ спец._080501/10С_

                                      (срок обучения)

группа:Заочная 7/5091_ № зачет. книжки_ДБ016/11_

Подпись:______________________________________

 

 

Преподаватель:__Богачев Виктор Фомич__________

Должность:______Профессор_____________________

                                (уч. степень, уч. звание)

Оценка:_________________ Дата:__________________

Подпись:_______________________________________

 

 

 

 

                                                     Санкт-Петербург

2013

 

Содержание

 

Введение 3                                                                                  

1. Понятие конкуренции 4

1.1. Понятие и основные формы конкуренции 4

1.2. Роль конкуренции в экономике. Функции конкуренции 8

2. Роль конкуренции в становлении и развитии      предпринимательсва 13

3. Развитие конкурнции 19

3.1. Государственное регулирование конкуренции 19

3.2. Первоочередные меры по развитию конкуренции 23

3.3. Меры по развитию конкуренции в отдельных отраслях 29

Заключение 30

Список литературы 31     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли  и, следовательно, к расширению масштабов  хозяйственной деятельности. Фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей или как говорят, за «рубль потребителя» в целях получения наибольшей прибыли. Именно на этом основано функционирование фирм в современных условиях, в условиях складывающихся рыночных отношений. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сами ее формы далеко не одинаковы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Это существенно влияет на поведение фирм и других экономических агентов при принятии решений относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности. Примерено до середины 19 века для экономики развитых стран была характерна совершенная (свободная), конкуренция, что определялось небольшими размерами предприятий и многочисленностью производителей. Однако со второй половины века крупные предприятия захватывают все большую долю рынков (рынков отдельных товаров), что приводит к появлению несовершенной  конкуренции, а позже – к появлению монополий.

Конкуренция – это главный  механизм современного рынка. Создание конкурентной среды – важнейшее условие функционирования рыночной экономики. Условиями развития предпринимательства являются: 1) наличие свободного рынка, 2) наличие конкуренции, 3) наличие правовых гарантий в отношении собственности, без которых невозможны рискованные предпринимательские действия.

 

 

1. Понятие конкуренции

1.1.Сущность и основные формы конкуренции

Конкуренция между товаропроизводителями  – тип взаимоотношений между  производителями по поводу установления цен и объемов предложения  товаров на рынке. Также можно описать конкуренцию и между потребителями, как их взаимоотношения между собой по поводу установления цен и формирования объема спроса на рынке.

Слово конкуренция ("сoncurrentia") в переводе с латинского языка  обозначает "соревнование, соперничество". Как экономическая категория конкуренция представляет собой борьбу товаропроизводителей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг на рынке, а также за присвоение себе больших прибылей.

Конкуренция играет роль регулятора темпов и объемов производства, тем  самым побуждает производителя  повышать производительность труда, внедрять достижения науки и техники, совершенствовать организацию труда, технологию и  т.д. Конкуренция является одним из факторов упорядочения цен, стимулом инновационных процессов, т.е. внедрения в производство новых технологий и изобретений. Она также способствует рациональному использованию ресурсов, вытеснению из производства неэффективных предприятий, предотвращает диктат монополистов по отношению к потребителю. Конкурентная борьба благоприятствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. При этом ресурсы распределяются по видам производства и отраслям так, чтобы продукция, которая получяется при их использовании, приносила прибыль. Таким образом, конкуренция является регулирующей силой в условиях рынка. Конкуренция выполняет в современной экономике еще одну важную функцию – она заставляет предпринимателей учитывать интересы потребителей, а значит, и общества в целом. При конкуренции рыночная среда из большого количества товаров отбирает только те, которые необходимы потребителям. Именно их удается продать.

 Около 8 из 10 новых товаров не удерживаются на рынке по ряду причин:

1. Недостаточное изучение  спроса именно на данный товар.

2. Технические и эксплуатационные  дефекты товара.

3. Неэффективная реклама.

4. Завышенная цена. Кстати, виноваты сами торговцы, когда завышают рекомендуемые поставщиками или производителями цены. Следует помнить, что серьезные производители сначала проводят маркетинговые исследования предполагаемой цены, которую могут заплатить потребители.

5. Непредвиденные ответные  действия конкурентов.

6. Неверно выбранное время  выхода на рынок.

7. Нерешенные производственные  проблемы.

С конкурентами не только воюют, но стараются сотрудничать:

- часто кооперируются  по закупкам (сообща получают  скидки за большие объемы);

- объединяют усилия в  реализации, нанимая общий транспорт;

- дают общую рекламу.  Объединив усилия, можно использовать  более дорогие СМИ или давать  более крупные объявления и  более часто;

- нанимают общий склад;

- устанавливают общий  уровень цен. 

Последнее преследуется Антимонопольным  комитетом, но доказать всегда трудно.

Создание конкурентных преимуществ. Эта политика держится на трех блоках.

1. Конкурентное преимущество – это преимущество, достигаемое за счет более высокой ценности либо низких цен, либо за счет больших выгод, оправдывающих более высокие цены.

2. Анализ конкурентов производят по следующим направлениям:

- выявление конкурентов;

- определение целей конкурентов;

- установление стратегии  конкурентов;

- оценка возможных реакций  конкурентов;

- выбор конкурентов, которых  следует атаковать и которых  лучше избегать.        

    Разумеется, наиболее реальные конкуренты – это те, кто имеет те же стратегические цели, что и вы. Например, ориентированы на средние или низкие цены либо на минимальный или высший сервис.        

    Торговая компания должна знать основных конкурентов, владеющих большей долей рынка, а о ближайшем конкуренте надо знать практически все: досье на руководителей; стратегию финансирования; долгосрочные планы; кто его поставщики; каково качество, характеристики и комплектность каждого его товара; об уровне его сервиса; о политике ценообразования; о зонах сбыта; о кадровой политике (число работающих, зарплата, стимулирование); о маркетинге (о рекламе и бюджете, продвижение товаров); торговые марки-лидеры конкурентов; вид, особенности упаковки товаров-конкурентов; данные о прибылях и убытках; особенности фирменного стиля, оформление витрин, состояние офисов, производственных и торговых помещений.            

 При оценке сильных и слабых сторон конкурентов, обычно труднее узнать об их слабостях. Информацию о конкурентах можно получать из открытой прессы. Лидеры – конкуренты могут давать пиаровские публикации и объявления в газетах или выступать по ТВ.           

 В странах, которые принято называть цивилизованными, нормой является коммерческий шпионаж. Своих наблюдателей засылают к конкурентам или внедряют своих специалистов в их структуры. Многое дают опросы потребителей, поставщиков и дилеров. Например, можно встать на выходе из магазина конкурента, представляясь работником его отдела маркетинга, опросить входящих покупателей, что нравится, а что нет.

3. Конкурентные стратегии. Каждый конкурент реагирует на действие другой компании по-своему. Например, кто-то реагирует только на снижение цены или усиление рекламы.

Каких конкурентов атаковать, а каких стоит избегать? Обычно атакуют более слабых. Однако, если найти брешь у сильных конкурентов, то это может принести удачу. Чаще всего компании состязаются с конкурентами, которые больше всего похожи на них самих.

Вот три выигрышные стратегии  в конкурентной борьбе:

1. Абсолютное превосходство  по издержкам, ориентация на  низкую цену товаров и услуг.

2. Специализация позволяет  стать лидером на узком сегменте. Проигрышная стратегия – ориентироваться на безликого «среднего» покупателя.

3. Концентрация усилий  на качественном обслуживании  нескольких рыночных сегментов  не для экономии средств, а  для лидерства.

Следует выделить еще раз, что в основе надежной конкурентоспособности  лежит уникальность торгового предложения.

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Роль конкуренции  в экономике. Функции конкуренции

Конкуренция является конкретным механизмом, с помощью которого рыночная экономика решает свои важные вопросы: что, как и для кого производить  Конкуренция играет огромную роль в  современных рыночных отношениях. В первую очередь, она стимулирует развитие экономики в целом, самих работников, а также деятельность самостоятельных единиц. Через конкуренцию производители как бы осуществляют контроль друг за другом. Их соперничество за потребителя приводит к уменьшению издержек производства, снижению цен, развитию научно-технического прогресса, улучшению качества продукции. Конкуренция является борьбой, соперничеством предпринимателей, целью которой является достижение наиболее высоких результатов в своих интересах. Конкуренция также выступает экономическим законом, который выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования и результатами развития экономики. При наличии конкуренции на определенном рынке производители постоянно стремятся снижать свои затраты производства для того, чтобы увеличить прибыль. Как результат повышается производительность, уменьшаются издержки и компания имеет возможность уменьшать цены. Конкуренция также приводит производителей к тому, что они улучшают качество товаров и постоянно увеличивают разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, товаропроизводители постоянно борятся с конкурентами за потребителей на рынке сбыта путем улучшения и расширения ассортимента товаров и услуг высокого качества, предлагаемых по низким ценам. В итоге в выиграше остается потребитель. Рассмотрим далее основные условия возникновения конкуренции. К ним относятся:

  1. Полная экономическая (хозяйственная) самостоятельность каждого товаропроизводителя;
  2. Полная зависимость каждого производителя от сложившейся конъюнктуры рынка;
  3. Противостояние другим товаропроизводителям в соперничестве за покупательский спрос.

В рыночной экономике конкуренция  выполняет следующие функции:

  • функция регулирования;
  • функция мотивации;
  • функция распределения;
  • функция контроля.

Рассмотрим их подробнее.

Функция регулирования. Для того, чтобы выиграть соперничество, предприниматель должен предложить на рынке товары, которые хочет купить потребитель. Отсюда и ресурсы производства под влиянием цены на товар направляются в те сферы деятельности, где в них существует наибольшая потребность.

Функция мотивации. Для любого производителя конкуренция обозначает риск и шанс одновременно: предприниматели, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или изготавливают  ее с наименьшими производственными  затратами, получают выгоду в виде прибыли (позитивные санкции). Это также стимулирует научно-технический прогресс. Предприятия же, которые не реагируют на желания клиентов или нарушения конкурентных правил своими соперниками на рынке, в итоге получат наказание в виде убытков или вообще могут быть вытеснены с рынка (негативные санкции).

Функция распределения. Конкуренция, как соперничество, не только создает стимулы к повышению производительности, но и позволяет распределить доходы среди предпринимателей и домохозяйств соответственно их эффективному вкладу. Это соответствует господствующему принципу вознаграждения по результатам в конкурентной борьбе.

Функция контроля. Конкурентная борьба контролирует и ограничивает экономическую силу каждого предприятия. Например, если монополист может сам назначать цену, то при конкуренции покупателю предоставляется возможность выбора среди нескольких продавцов. Цена будет тем справедливее, чем совершеннее на рынке конкуренция. Политика государства в области конкуренции направлена на то, чтобы она могла выполнить свои функции. Управляющий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" как цель в политике конкуренции предполагает, что:

Информация о работе Роль конкуренции в становлении и развитии предпринимательства