Роль конкуренции в становлении и развитии предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:26, реферат

Описание работы

В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности. Фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей или как говорят, за «рубль потребителя» в целях получения наибольшей прибыли. Именно на этом основано функционирование фирм в современных условиях, в условиях складывающихся рыночных отношений. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сами ее формы далеко не одинаковы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.

Содержание

Введение 3
1. Понятие конкуренции 4
1.1. Понятие и основные формы конкуренции 4
1.2. Роль конкуренции в экономике. Функции конкуренции 8
2. Роль конкуренции в становлении и развитии предпринимательсва 13
3. Развитие конкурнции 19
3.1. Государственное регулирование конкуренции 19
3.2. Первоочередные меры по развитию конкуренции 23
3.3. Меры по развитию конкуренции в отдельных отраслях 29
Заключение 30
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

OPD_Voyt_A.docx

— 124.57 Кб (Скачать)
  • Технический прогресс можно быстро внедрить (инновация под давлением конкуренции);
  • Предприятия в состоянии гибко адаптироваться к изменяющимся условиям, например, к потребностям потребителей (адаптация под давлением конкуренции).

Масштаб интенсивности конкуренции  можно определить тем, насколько  быстро преимущества в прибыли теряются под. воздействием успешного воспроизведения инноваций конкурентами. В первую очередь это все зависит от того, как быстро конкуренты отреагировали на рывок вперед предприятия-пионера и насколько при этом динамичен спрос.         

Конкуренция имеет большое  значение для рыночной экономики  Конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений продавцов и покупателей.

Равноправие создается и  поддерживается свободой выбора покупатель имеет возможность выбрать определенного  продавца из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой  ему продукции, такая же возможность  имеется и у продавца добровольно  решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения  своего товара. Таким образом, конкуренция является влиятельным инструментом воздействия одной стороны обмена на другую. Конкуренция выступает как контрольная система эффективности частного предпринимательства.

Конкуренция проверяет бизнес на степень его соответствия общественным интересам. Она оказывает давление на производителей, побуждая тех эффективно вести дела и учитывать запросы потребителей. Конкуренция устраняет тех участников, которые доказали собственную неэффективность фирмы, не способные предоставлять потребителям качественные товары по конкурентным ценам, терпят убытки и постепенно вытесняются из бизнеса. Конкуренция является для фирм сильным стимулом создавать продукты улучшенного качества и внедрять более дешевые способы производства. Конкуренция как бы открывает тот тип организации и тот размер фирмы, который минимизирует удельные издержки производства. В отличие от других экономических систем, рыночная экономика не предопределяет и не ограничивает типы фирм, которым разрешено участвовать в конкуренции. Допустима любая форма организации бизнеса будь то фирма, управляемая индивидуальным владельцем, партнерство, корпорация, коллективное предприятие, принадлежащее его работникам, потребительский кооператив, коммуна или что-либо еще. Для того чтобы иметь успех, необходимо пройти всего один тест на эффективность расходования ресурсов. Благодаря рыночной конкуренции издержки и потребительский спрос определят оптимальные тип и размер фирмы на каждом отдельном рынке. Конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объма производства, что увеличение или уменьшение е выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Роль конкуренции в становлении и развитии предпринимательства

Экономическая природа  конкуренции связана с расщеплением экономической власти. Это означает, что уже само присутствие конкуренции, с одной стороны, указывает на возможность закрепления за хозяйствующими субъектами определенной экономической свободы, а с другой, что особенно важно, - на рассредоточение экономической власти среди агентов рынка. Поэтому роль конкуренции не исчерпывается лишь ограничительными воздействиями, а служит и питательной средой для развития предпринимательства.

Во-первых, конкуренция  уравновешивает частнособственнические устремления отдельных предпринимателей, выражающиеся в требовании свободы  для себя и стремлении ограничить ее у других. Ограничивая рыночную власть отдельных фирм и противодействуя монопольным проявлениям, конкуренция создает благоприятные условия для роста новых предпринимательских начинаний и структур.

Во-вторых, обеспечивая  равные принципы состязательности, она  противодействует абсолютному доминированию  какого-либо из преимуществ фирм, изначально обусловливая существование самых  разнообразных их типов и форм. Крупные предприятия выигрывают за счет экономической мощи и масштабности производства. Малые, напротив, компенсируют свою экономическую слабость предпринимательской гибкостью. В то время как специализированные предприятия выигрывают благодаря своей способности к приспособляемости, «фирмы-новаторы» пользуются преимуществами первопроходцев. Отсутствие абсолютных преимуществ делает сосуществование их неизбежным.

Наконец, конкуренция - это и условие предпринимательской  активности. Задавая критерии эффективности и ориентируя предпринимателей на поиск лучших условий хозяйствования, конкуренция обусловливает необходимость непрерывного совершенствования форм и способов хозяйствования, становясь «вечным двигателем» развития самой предпринимательской функции. Не только повышение качества и сокращение затрат, но и поиск новых рынков, создание новых товаров и услуг, применение новых методов предпринимательства становятся повседневной заботой предпринимателя. форм и методов.

Взаимодействие  конкуренции и предпринимательства  носит не односторонний характер - предпринимательство само оказывает  активное воздействие на конкуренцию. Так, если конкуренция обусловливает многообразие предпринимательских структур, то такое многообразие, в свою очередь, способствует как поддержанию высокой конкурентной активности, так и развитию самой конкуренции, ее содержания,

Предпринимательство как  сложное и многообразное со­циально-экономическое  явление прошло исторически дли­тельный  этап своего становления. На протяжении нескольких столетий вырабатывались самые целесообразные типы и формы предпринимательской деятельности. Это нашло от­ражение в определении ее сущности. Форма предприятия оказы­вает прямое непосредственное воздействие на характер и масштабы привлечения капиталов.

В процессе формирования предпринимательских  струк­тур в настоящее время  можно выделить две главные тенден­ции. Первая: преобладание государственных структур, от­личающихся негибкостью и слабой степенью приспособляе­мости к изменяющимся условиям рынка, а также огра­ниченных в финансовых средствах. И вторая: возникновение и развитие предпринимательского сектора, более гибкого и быстро приспосабливающегося к изменяющемуся рыночному спросу.

Между тем, осуществление  предпринимательства воз­можно  лишь при наличии определенной предприниматель­ской среды, под которой понимается общественная эконо­мическая ситуация, включающая в себя степень эконо­мической свободы, наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса, доминирование  рыночного типа экономических связей, степень доступа к возможности  формирования предпринимательского капитала, возмож­ность использования необходимых ресурсов. Как конституционная организация, способная использовать определенные сочетания ресурсов для производства товара, принимать решения, создавать новшества и идти на риск - предпринимательство является типичным проявлением сущностных черт рыночной экономики. В свою очередь, переход к рынку немыслим без развития предпринимательства в самых разнообразных ею видах и формах. Естественно, что степень цивили­зованности и эффективности предпринимательства находится в прямой зависимости от характера и структуры макросреды своего функционирования.

Базовым свойством предпринимательства  является эко­номическая свобода хозяйствующего субъекта, то есть на­личие определенной совокупности прав, гарантирующих автономное, самостоятельное принятие решений по поиску и выбору вида, формы и сферы активности, методов ее осу­ществления, использование продукта и дохода, приносимого данной деятельностью. Показателем степени экономической свободы предпринимательства является число вновь появ­ляющихся (в течение какого-то определенного временного периода) самостоятельных (независимых) предприятий.

Для развития предпринимательства необходимой является конкурентная среда - наличие большого числа производителей - продавцов одинаковой по своему функциональному назначению или взаимозаменяемой продукции. Конкуренция, по общему признанию, является ключевым звеном в функционировании рынка и рыночной экономики в целом. Под конкуренцией в рыночном хозяйстве понимается экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы собственников товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и реализации. Это предполагает отсутствие монопольного производства, препятствующего развитию конкуренции. Роль конкуренции в формировании предпринимательства состоит в выявлении наиболее результативных, эффективных путей развития путем сравнения, отбора лучших способов деятельности.

В условиях конкуренции происходит жесткая проверка идей и личных качеств  предпринимателей, уровня их образо­ванности, способности верно ориентироваться  в окружаю­щем мире. И на вершину поднимаются лишь те, кто умеет правильно понять и, верно оценить и удовлетворить общественные потребности. Таких оказывается немного. Большинство из огромного числа новых предприятий, как прави­ло, терпит неудачу и исчезает. Одни объявляют себя банкро­тами, другие самоликвидируются, когда становится ясно, что надежды па успех не сбудутся. Но достаточное число пред­приятий работают успешно, создавая новые рабочие места, новые области деятельности и новую добавленную стои­мость, в которой нуждается современная экономика. Предпринимательство и конкуренция - это звенья одной цепи.

Однако не следует особенно полагаться на естественность и независимость процессов формирования конкурентных отношений и развития предпринимательства. Об этом ярко свидетельствует хозяйственная практика развитых стран. Например, высококонкурентная среда Японии насквозь пронизана государственной регламентацией. Поддержание конкуренции требует непосредственного, а порой жесткого воздействия государственных органов на субъекты предпринимательской деятельности. Это обширная проблема, решение которой требует всестороннею регулирования экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности и организационноправовых форм пред­принимательской деятельности; ясную и четко ориентированную антимонопольную политику; определение локальных естественных монополий и механизма государственною кон­троля и регулирования их деятельности.

В российском законодательстве, прежде всего, законе "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятель­ности на товарных рынках" (принят 22 марта 1991 г.) имеются конкретные перечисления направлений, по которым возможны рекомендации со стороны Антимонопольного комитета с целью содействия развитию предпринимательства и конкурентных методов ведения хозяйства. Назовем основные из этих направлений:

- о предоставлении льготных  тарифов, а также об уменьшении  налогов или освобождении от  них хозяйствую­щих субъектов,  впервые вступающих на данный  товарный рынок;

- об изменении сфер  применения свободных, регулируемых и фиксированных цен, в том числе от установления фик­сированных цен на товары, производимые или реализуемые хозяйствующими субъектами, злоупотребляющими своим доминирующим положением;

- о создании параллельных структур в сферах производства и обращения, в частности, за счет государственных ка­питаловложений;

- о финансировании мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирую­щего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

- о лицензировании экспортно-импортных  операций и изменении таможенных  тарифов; 

- о внесении изменений  в перечни видов деятельности  подлежащих ликвидированию.

В настоящее время в  период перехода к рынку российское государство, встав на защиту рыночной конкуренции, должно противопоставить монополизму весь свой экономический  и политический потенциал, найти  действенные средства антимонопольной  профилактики, демонтировать опасные  для экономики монопольные структуры. Без повышения общего конкурентного тонуса не удастся осуществить ни структурные преобразования производства на основе научно-технического прогресса, ни переход к экономическому росту.

Новые отечественные негосударственные  структуры, неготовые к открытой и честной конкуренции, болезненно реагируют на попытки правительства ограничить их монопо­листическое поведение. Известно, например, как негативно биржевые структуры, тяготеющие к установлению контроля над всей оптовой торговлей, встретили российские законодательные акты, направленные на предотвращение монополи­зации этого рынка. Поэтому демонополизация экономики была и остается постоянной заботой и обязанностью государства, одним из основных направлений его деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Развитие конкуренции

3.1. Государственное регулирование конкуренции

 

Одним из основополагающих условий эффективного социально- экономического развития российской экономики является обеспечение свободы конкуренции, за исключением отдельных случаев, определяемых экономической целесообразностью. Поддержка и развитие здоровой конкуренции является одной из основных функций государства, строящего рыночную экономику, в грамотной и успешной реализации которой заинтересованы как субъекты экономической деятельности, так и в конечном итоге все общество.

Государственное регулирование  конкуренции вырастает из защиты государством свободы торговли и  свободы предпринимательства, представляя  собой  комплекс последовательных мер, осуществляемых в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах.

Информация о работе Роль конкуренции в становлении и развитии предпринимательства