Шпаргалка по "Предпринимательству"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 00:36, шпаргалка

Описание работы

Организация – достижение структурированности, внутренней упорядоченности, согласованности взаимодействия относительно самостоятельных частей в системном объекте.
Организация = Система, Организация как система взаимоотношений, видов деятельности.
Организация = Процесс, Организация как процесс, посредством которого создается и сохраняется структура системы (организовывание)
Организация = Социум, Организация как любая группа людей с общими целями (это социальная общность)

Работа содержит 1 файл

Voprosy_k_ekz_TO.doc

— 438.00 Кб (Скачать)

 

  1. Кратко охарактеризуйте две альтернативные парадигмы организационного процесса

Парадигма - признанные всеми  научные достижения или система общепризнанных понятий/теорий или стандартная система методов и набор концептуальных, инструментальных и методогических предписаний.

1-ая организационная  парадигма предшествует технократической  системе ценностей, основывается на принуждении, когда для создания и поддержания порядка необходимо прикладывать усилия управленческим звеном. Как только усилия перкращаются система приходит в исходное состояние.

2-ая организационная  парадигма ориентируется на естественные  процессы организации, когда есть время и место для волеизъявления человека.

Первая парадигма

(подход принуждения)

Вторая парадигма

(естественные  процессы;

кооперация)

Исходным состоянием любой системы является беспорядок, хаос

Нет ничего более неестественного, чем хаос. Хаос — это тоже порядок, но более сложный, менее доступный пониманию

Организация предполагает создание порядка из хаоса

Организация предполагает создание условии для развития системы

Созданный порядок необходимо поддерживать, затрачивая ресурсы, иначе снова наступит хаос

Необходимо ориентироваться  на саморегуляцию и на саморазвитие систем


 

  1. Перечислите основные принципы управления

1. Принцип разомкнутого  управления.

2. Принцип разомкнутого  управления с компенсацией возмущений.

3. Принцип замкнутого управления.

4. Принцип однократного  управления.

 

  1. Понятие адаптивной системы

Адаптивные системы — системы, функционирующие в условиях начальной неопределенности и изменяющихся внешних условиях.

 

  1. Понятие самонастраивающейся системы

Самонастраивающаяся система -  кибернетическая (или динамическая) адаптивная система, в которой запоминание информации (накопление опыта) выражается в изменении тех или иных ее параметров, существенных для целей системы.

 

 

  1. Перечислите основные методы кибернетического управления

Методы управления(кибернетические):

  • детерминированный - предполагает постановку цели, разработка программы действий, создание механизма реализации намеченной программы, оценка полученных результатов.
  • программно-целевой -  сводится к адресности  распределения ресурсов и не относится к методологии управления.
  •  ценностно-ориентированный - включает в себя программно-целевой и детерминированный методы, предполагает не перечеркивание предыдущего, а его качественное развитие.

 

  1. Детерминированный метод управления: преимущества и недостатки

Детерминированный метод - предполагает постановку цели, разработка программы действий, создание механизма реализации намеченной программы, оценка полученных результатов

Достоинство метода —  его простота и эффективность  в условиях неизменного состояния внешней среды. Область применения метода в менеджменте: организации бюрократического типа.

К недостаткам метода можно отнести его жесткость, т. е. невозможность перестройки при изменениях внешней среды, способных привести к противоречию между планом и целью функционирования организации.

  1. Программно-целевой метод управления: преимущества и недостатки

Программно-целевой метод - сводится к адресности  распределения ресурсов и не относится к методологии управления.

Главное отличие программно-целевого метода от детерминированного заключается в более развитом механизме обратной связи, обеспечивающем не только корректировку поведения системы, но и корректировку самой программы в интересах достижения цели.

  1. Ценностно-ориентированный: преимущества и недостатки

Ценностно-ориентированный - включает в себя программно-целевой  и детерминированный методы , предполагает не перечеркивание предыдущего, а его качественное развитие.

Ценностно-ориентированный  метод управления включает в себя программно-целевой и детерминированный методы; как частный случай — переход от детерминированного к программно-целевому и от программно-целевого к ценностно-ориентированному. Предполагает не перечёркивание предыдущего, а его качественное  развитие.

  1. Понятие фрактала

Фрактал - объекты, которые  обладают свойством самоподобия , т.е. малый фрагмент структуры подобен  более крупному фрагменту.

 

  1.  Синергетика как термин и новая научная парадигма

Синергетика - процесс  образования и кооперативного взаимного содействия объекта. Характеристики: 1.Нелинейность экономического развития; 2.Открытость системы; 3.Самоорганизация системы.

Синергетика - занимается изучением систем, состоящих из большого числа частей и сложным образом взаимодействующих между собой. Синергетика - научное направление, изучающее процессы образования и коллективных взаимодействий объектов (элементов, подсистем). 
Синергетику как новую парадигму можно кратко охарактеризовать тремя ключевыми идеями: нелинейность, самоорганизация, открытые системы.

 

  1. Феномен самоорганизации (принципиальная схема реализации)

С точки зрения теории динамического хаоса феномен  самоорганизации можно рассматривать в виде рождения структуры из хаоса структур. Система, в которой стохастичность траекторий есть следствие внутренних взаимодействий, а не случайных внешних воздействий, называется динамическим хаосом — движение частиц рассматривается как случайное.

 

  1. Понятие социальной общности

Социальная общность - это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия и поведения.

 

  1. Основные регуляторы в социально-экономической системе

Целостность социальной системы обеспечивается механизмами  ее регулирования. В социальных системах

действуют три основных типа регуляторов:

  • целевое управленческое воздействие;
  • саморегуляция;
  • организационный порядок.

 

  1. Разновидности целевого управленческого воздействия: преимущества и недостатки

Рассмотрим суть целевого управленческого воздействия. Механизм последнего включает в себя целеполагание и целеосуществление. Как правило, это воздействие осуществляется вне организации. При этом можно выделить два вида целевого управления: внешнее управление и самоуправление. Внешнее управление, в свою очередь, может быть разделено на управление, направленное непосредственно на элементы объекта управления, и управление, направленное на систему в целом.

К преимуществам  внешнего управления можно отнести:

1. Обозримость максимального  числа объектов управления;

2. Возможность единого скоординированного воздействия на отдельные элементы управления, исходя из интересов целого.

Недостатками  этого управления являются:

1. Ограниченность интеллектуального  потенциала единого управленческого звена;

2. Его оторванность  от задач и проблем низовых звеньев;

3. Отсутствие личной  заинтересованности всех элементов  организационной структуры в результатах функционирования.

 

  1. Разновидности самоуправления: кибернетическое и социологическое

Самоуправление относится  к целевому управлению. Его можно рассматривать с кибернетических или социологических позиций. С точки зрения кибернетики система считается самоуправляемой, если обладает автономией по отношению к внешней среде и ее поведение не полностью детерминировано извне. С социологической точки зрения правление выступает как участие всех членов организации в выборе общих решений.

 

  1. Разновидности власти: политологическая и социально-экономическая

Политологическая власть - отношения господства и подчинения, обеспеченные  силовыми приёмами.

Социально-экономическая  власть - проявляется в более сложных зависимостях. Прямая материальная зависимость подчинённого от руководителя дополняется сильной социально-психологической зависимостью.

 

  1. Модель личности как системы: краткая характеристика

При выполнении производственных функций люди вступают в многочисленные контакты, способствующие установлению спонтанных личных связей, отчасти носящих эмоциональную окраску. Иначе говоря, существует разделение между профессиональной функцией, выполняемой человеком, и самой личностью.

 

  1. Раскройте содержание понятий формальной и неформальной организации

Формальная  организация обеспечивает прохождение деловой информации, необходимой для функционального взаимодействия ее членов. Она включает в себя различные регуляторы, нормирующие и планирующие деятельность данной социальной общности. Формальная организация рациональна — в ее основе лежит принцип целесообразности, сознательного движения к цели. Она принципиально безлична, так как рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми не должно быть отношений, выходящих за рамки служебных. Формальная организация характеризуется сильной тенденцией превратиться в бюрократическую организацию. Необходимо отметить, что преобладающая точка зрения на организационный процесс состоит в том, что он выполняется бюрократически.

Неформальные  организации существуют одновременно с формальными. Для них характерна система не предписанных социальных ролей, неформальных институтов и санкций, эталонов поведения, переданных обычаями и традициями. Их появление связано со своеобразием действия «человеческого фактора» в организации, что еще раз подчеркивает роль личности в организационном процессе. Неформальная организация выступает своеобразным буфером между индивидом и жесткой формальной организацией.

 

39. Перечислите  основные организационные теории.

1. Классическая организационная  теория

2. Теории организационного  поведения

3. Теория институтов

4. Популяционно-экологическая  (эволюционная) теория

5. Тектология А. Богданова

 

40. Перечислите  важнейшие характеристики бюрократических организаций

К свойствам бюрократических  организаций относятся:

  • организация строится на формальном разделении труда;
  • организация ориентируется преимущественно на внутренние факторы развития;
  • общие цели организации разделяются на частные задачи, выполнение которых не зависит от решения общих задач;
  • задачи задаются жестко в терминах конкретных результатов (нет свободы выбора);
  • организация строится по иерархическому принципу, когда преобладают вертикальные потоки информации, а нижестоящий; уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
  • контроль и самая важная информация концентрируются ближе к вершине иерархической структуры;
  • выполнение всех видов работ не зависит от личных качеств работников, которые взаимозаменяемы, и предполагается формальная обезличенность должностных обязанностей;
  • взаимосвязанная система обобщенных формальных правил и стандартов обеспечивает выполнение сотрудниками своих обязанностей и скоординированность задач.

 

41. Назовите недостатки организаций бюрократического типа

К недостаткам организации  бюрократического типа можно отнести:

  • неспособность адаптироваться к изменениям внешней среды, что может привести к бессмысленной работе организации самой на себя и, соответственно, к саморазрушению;
  • в бюрократической организации человек рассматривается как средство производства;
  • возможно образование корпоративных групп с корыстными интересами в среде высшей бюрократии.

Информация о работе Шпаргалка по "Предпринимательству"