Шпаргалка по "Предпринимательству"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 11:23, шпаргалка

Описание работы

Корпорация – особая форма организации предпринимательской деятельности, регламентируемая специальным законодательством, закрепляющим отделение ответственности корпорации от ответственности акционеров, то есть представляющим корпорации статус и права самостоятельного юридического лица. Входя в состав акционеров, собственники капитала создают самостоятельную организацию, юридически владеющую имуществом, являющуюся собственником, организующую управление и контроль, заключающую договоры, привлекающую инвестиции и т.д. в интересах максимальной реализации потенциальных преимуществ корпоративного управления.

Работа содержит 1 файл

Шпора КМ.doc

— 292.00 Кб (Скачать)

1.Возникновение и развитие корпораций. Основные черты современной корпорации.

Корпорация – особая форма организации предпринимательской деятельности, регламентируемая специальным законодательством, закрепляющим отделение ответственности корпорации от ответственности акционеров, то есть представляющим корпорации статус и права самостоятельного юридического лица. Входя в состав акционеров,

собственники  капитала создают самостоятельную  организацию, юридически владеющую имуществом, являющуюся собственником, организующую управление и контроль, заключающую договоры, привлекающую инвестиции и т.д. в интересах максимальной реализации потенциальных преимуществ корпоративного управления. Современные крупные корпоративные структуры, не имеющие научно обоснованной стратегии развития, лишены долгосрочных перспектив. При этом в числе основных функциональных стратегий, являющихся неотъемлемой частью общей стратегии развития, особое место занимает инвестиционная стратегия. В условиях реформирования отечественной экономики – в период, характеризующийся недоинвестированием сферы материального производства, накоплением морального и физического износа основных производственных фондов, – значимость разработки инвестиционной стратегии возрастает.

 

2. Порядок создания и регистрации корпораций. Статья 36. Порядок создания Корпорации:1. Государственная регистрация Корпорации осуществляется на основании настоящего Федерального закона в течение 10 дней со дня его официального опубликования без представления дополнительных документов. 2. Органы управления Корпорации формируются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в тридцатидневный срок со дня его официального опубликования.3. Правительство Российской Федерации: 1) в тридцатидневный срок со дня государственной регистрации Корпорации передает Корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации акции открытого акционерного общества "Атомный энергопромышленный комплекс" (город Москва); 2) передает Корпорации имущество в качестве имущественного взноса Российской Федерации; 3) после принятия в установленном порядке решения о ликвидации Федерального агентства по атомной энергии принимает решение о передаче Корпорации имущества, закрепленного на праве оперативного управления за указанным Федеральным агентством, в том числе зданий, расположенных по адресам.

 

3. Основные проблемы корпоративного  управления. Основные причины проблем корпоративного управления – отделение владения от непосредственного управления собственностью и борьба интересов различных групп

корпоративных отношений.

Каждая компания должна решить – какие именно другие заинтересованные группы (помимо акционеров) должны быть представлены в корпоративном управлении. Решение по этому вопросу принимается в зависимости от особенностей экономической и социальной структуры данной страны, масштабов деятельности компании, характера ее

взаимодействия  с окружающей средой и других факторов. Корпорации являются неотъемлемым элементом любой экономики. Следовательно, наличие эффективной структуры корпоративного управления является вопросом чрезвычайной важности. Корпоративное управление включает в себя способ управления деятельностью отдельной корпорации со стороны совета директоров и менеджмента, что затрагивает такие аспекты, как:− постановка корпоративных целей (включая извлечение экономической выгоды

для собственников); − управление текущей деятельностью корпорации; − учет интересов участников корпоративных отношений; − обеспечение соответствия корпоративной деятельности и корпоративной культуры требованиям действующего законодательства, нормативной базе и общепринятым нормам делового оборота; − защита интересов акционеров и инвесторов.

 

4. Этапы становления корпоративного  управления в России. 1.После 1917 г. хозяйственные отношения в России существенно изменились и стали основываться на таких категориях, как план, государственное регулирование, целесообразность. Периоды развития были связаны с новым пониманием руководством страны экономических проблем и выработкой путей их решения. 2. Период до 1987 г. характеризовался тем, что административно-командные методы централизованного управления государственной экономикой со временем перестали соответствовать требованиям макроэкономической ситуации. 3. В период с 1987 г. по 1991 г. происходил распад монополизированной и централизованной организации хозяйства.

4. В период с 1991 г. по 1994 г. в результате активной чековой приватизации произошло первичное перераспределение собственности среди директорского корпуса и сформированных финансово-банковских структур.В период с 1994 г. по август 1998 г. происходила денежная приватизация в условиях принятия законов об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, Гражданского кодекса РФ, уточнения законодательства о приватизации.5. Период с августа 1998 г. по настоящее время. Ситуация внешнего и внутреннего дефолта, общий недостаток финансовых ресурсов. Бегство капиталов из России заставляет искать новые финансовые инструменты или новые механизмы использования старых активов

 

5. Основы  правового регулирования деятельности корпораций. Конституционные основы правового регулирования деятельности корпораций представляют собой совокупность конституционных норм, основывающихся на целостной концепции, исходящей из признания равновесия между экономической свободой предпринимательской деятельности и обязанностью государства в публичных целях регулировать эту деятельность в определенных пределах. Существующее в России правовое регулирование корпоративных отношений сочетает как централизованное правовое регулирование, осуществляемое федеральным законодателем, законодателями субъектов Российской Федерации и федеральными судами, так и децентрализованное правовое регулирование, осуществляемое самими корпорациями путем принятия локальных актов (уставов).

Безусловно, основным конституционно-правовым принципом, позволяющим осуществлять «настройку» всей системы правового регулирования корпоративных отношений, является принцип свободы экономической деятельности.

 

6. Общая характеристика моделей  управления акционерными обществами развитых рынков капитала. В мировой практике выделяют три основных модели управления деятельностью

корпораций: англо-американскую, японскую и немецкую, отличающиеся по таким признакам, как: ключевые участники и учредители корпорации; структура владения акциями в конкретной модели; состав совета директоров (или советов – в немецкой модели);

законодательные рамки; требования к раскрытию информации для корпораций, включенных в листинг; корпоративные действия, требующие  одобрения акционеров; механизм взаимодействия между ключевыми участниками. Англо-американская модель характеризуется наличием индивидуальных акционеров и постоянно растущим числом независимых, т. е. не связанных с

корпорацией акционеров (они называются «внешние» акционеры, или «аутсайдеры»), а также четко разработанной законодательной основой, определяющей права и обязанности трех ключевых участников: управляющих, директоров и акционеров и сравнительно простым механизмом взаимодействия между корпорацией и акционерами, а также между акционерами как на

ежегодных общих  собраниях, так и в промежутках  между ними. Японская модель характеризуется высоким процентом банков и различных

корпораций в  составе акционеров; банковская система  отличается прочными

связями «банк  – корпорация»; законодательство, общественное мнение и

промышленные  структуры поддерживают «кейрецу», (т. е. группы корпораций, объединенных совместным владением заемными средствами и собственным капиталом); советы директоров таких групп состоят преимущественно из «внутренних» членов; процент независимых членов чрезвычайно низок (а в некоторых корпорациях они вообще не присутствуют), что связано

с существующими  сложностями голосования. Немецкая модель управления акционерными обществами существенно отличается от англо-американской и японской моделей. Хотя некоторое сходство с японской моделью все-таки существует.

 

7. Типы корпоративных объединений. Картель – одна из основных форм соглашений о монополизации рынка, в

отличие от концернов  и трестов непосредственно не затрагивающих производственную и коммерческую самостоятельность вступивших в союз предпринимателей, договаривающихся между собой о монополизации и разделе рынка, об объемах (квотах) производства и реализации продукции, условиях сбыта товаров и найма рабочей силы, ценах и сроках платежа, рационализации производства и управления, обмене партнерами. Бывают внутренние, экспортные, импортные и международные. Создаются с целью ограничения конкуренции, монополизации производства и сбыта того или иного товара, установления на него единой, обязательной для всех участников соглашения монопольной цены и получения более высокой, чем средняя, прибыли. Корнер – форма корпоративных объединений с целью переброски, аккумулирования, использования капитала для овладения рынками какого-либо товара. Соединенный капитал используется для скупки акций отдельных интересующих корнер корпораций с тем, чтобы впоследствии перепродать их либо завладеть контрольным пакетом акций. Синдикат – объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию, в целях организации ее коллективного сбыта через единую торговую

сеть. Объединившиеся корпорации теряют свою коммерческую самостоятельность. Главная цель создания синдиката — решение вопросов сбыта. Трест – объединение предприятий, фирм, в рамках которого участники, вошедшие

в его состав, теряют свою производственно-техническую  самостоятельность, руководствуются в своей деятельности решениями управляющего центра. Концерн – добровольное объединение предприятий, осуществляющее совместную деятельность на основе централизации функций научно- технического и производственного развития, а также инвестиционной, финансовой и внешнеэкономической деятельности, организации хозрасчетного обслуживания предприятий. Имеет общие финансовые ресурсы для развития, единый научно-технический потенциал и устойчивые кооперативные связи между входящими в его состав организациями. Могут быть отраслевыми и межотраслевыми, объединяют предприятия разной специализации, находящиеся в устойчивых кооперативных связях. Образуется вокруг крупной материнской компании или холдинга, контролирующего несколько юридически самостоятельных компаний. Консорциум – временное объединение корпораций, банков и других самостоятельных хозяйствующих субъектов. Создается для решения конкретных задач, таких как, например, совместное проведение крупных финансовых операций по размещению займов, акций; осуществление наукоемких или капиталоемких проектов, в т.ч. международных. ФПГ (финансово-промышленная группа) – зарегистрированная в установленном порядке в соответствующих ведомствах группа юридически независимых предприятий, финансовых и инвестиционных институтов, объединивших свои материальные ресурсы и капиталы для достижения общей экономической цели. Конгломератное объединение – группа предприятий, принадлежащих одной фирме и осуществляющих одну или более стадий производства разнородных продуктов (не конкурирующих друг с другом). Конгломератное слияние – слияние фирмы одной отрасли с фирмой другой

отрасли (не являющейся ни поставщиком, ни клиентом, ни конкурентом). Холдинг – акционерная компания, владеющая контрольными пакетами акций одной или нескольких корпораций, управляющая или контролирующая их деятельность и определяющая общую стратегию развития. Союз — это объединение по отраслевому, территориальному и иному признаку в целях обеспечения общих интересов участников в государственных, международных и иных организациях. Ассоциация – добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов. Франчайза (франц. franchise – льгота, привилегия) – объединение, в соответствии с которым крупная корпорация обязуется снабжать мелкую компанию своими товарами, рекламными услугами, технологиями, предоставлять услуги в области менеджмента, макетинга с учетом местных условий или особенностей обслуживаемой фирмы.

 

8. Акционерное общество как эффективная  форма организации корпоративного бизнесаАкционерное общество – корпорация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, а члены несут ответственность за убытки в пределах

стоимости принадлежащих  им акций. Различаются открытые и  закрытые акционерные

общества. Основными признаками акционерного общества являются следующие:– уставный капитал разделен на определенное число равных между собой частей,

выраженных акциями (ценными бумагами равной номинальной  стоимости); доли

учредителей могут  быть равными, а могут и не быть таковыми. Сделавший взносы

в уставный капитал  общества теряет непосредственные права  на имущество, которое он внес при вступлении в акционерное общество. В случае прекращения деятельности акционерного общества акционер получает на свой первоначальный взнос часть имущества, пропорциональную размеру его участия в акционерной

корпорации; − акции могут свободно отчуждаться. Акционер вправе передать свои акции третьим лицам, подарить, продать, заложить и т.д.; − ограниченная ответственность участников по обязательствам общества средствами, вложенными в покупку акций; − необходимость квалифицированного управления крупным акционерным капиталом; − обязательное опубликование всеобщего сведения определенных финансовых отчетов; − осуществление функций контроля деятельности общества членами ревизионной комиссии, аудиторами. На настоящий момент исследователи выделяют три основных модели

управления акционерными обществами на развитых рынках капитала. Это англо-американская модель, японская модель и немецкая модель.

 

9.  Система органов управления  корпорации (состав, принцип деятельности, компетенция). Общее собрание акционеров является высшим органом управления акционерной корпорации. К информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим

право на участие  в общем собрании акционеров, при  подготовке к проведению общего

собрания акционеров, относятся годовая бухгалтерская отчетность, в том числе заключение аудитора, заключение ревизионной комиссии (ревизора) по результатам проверки

годовой бухгалтерской  отчетности, сведения о кандидате (кандидатах) в исполнительные

органы общества, совет директоров (наблюдательный совет), ревизионную комиссию

(ревизоры), счетную  комиссию общества, проект изменений и дополнений, вносимых в

устав или проект устава общества в новой редакции, проекты внутренних документов, проекты решений общего собрания акционеров, а также информация (материалы), предусмотренная уставом. Совет директоров является коллегиальным органом управления и осуществляет общее руководство деятельностью акционерного общества в пределах своей компетенции, которая определяется Федеральным законом «Об акционерных обществах», уставом общества. Основными задачами совета директоров, как правило, являются: разработка и

Информация о работе Шпаргалка по "Предпринимательству"