Шпаргалки по "Организации и финансированию предпринимательской деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:31, шпаргалка

Описание работы

1.Экономическая природа и содержание предпринимательства
По современному российскому законодательству под предпринимательской деятельностью понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом –продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»
Предпринимательство принято определять: как деятельность, направленную на максимизацию прибыли; инициативную деятельность предпринимателей, заключающуюся в производстве товаров и оказании услуг, результатом которой является прибыль;

Работа содержит 1 файл

Орг и фин пр.д..doc

— 281.00 Кб (Скачать)
  1. Экономическая природа и содержание предпринимательства

По современному российскому  законодательству под предпринимательской  деятельностью понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение  прибыли от пользования имуществом –

продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (рис. 1.1).

Предпринимательство принято  определять:

􀀀 как деятельность, направленную на максимизацию прибыли; 􀀀 инициативную деятельность предпринимателей, заключающуюся в производстве товаров и оказании услуг, результатом которой является прибыль; 􀀀 процесс организационной новации; 􀀀 прямую функцию реализации собственности; 􀀀 действия, направленные на возрастание капитала и развитие производства; 􀀀 специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих изменений; 􀀀 как стиль хозяйствования; 􀀀 процесс организации и осуществления деятельности в условиях рынка; 􀀀 взаимодействие субъектов рынка и т. д.

Рассматривая предпринимательство  как продукт рыночного хозяйства  в историческом аспекте, видно, что  развитие рыночного хозяйства является катализатором изменений в предпринимательстве, а именно: организационных форм, предпринимательских функций, масштабов и сфер применения. Соответственно, терминологическая сущность и содержание, вкладываемые в понятие «предпринимательство», менялись и упорядочивались в процессе развития экономической теории.

Принято считать, что  одним из первых, кто серьезно заинтересовался  предпринимательством, был А. Смит. Однако лет за десять до него этими  проблемами очень интенсивно занимался  Р. Кантильон. Именно он сформулировал тезис, согласно которому расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары дешевле и продавать их дороже. Именно он назвал этих субъектов рынка предпринимателями («предприниматель» – в

переводе с французского «посредник»), а новые явления  хозяйственной деятельности – предпринимательством.

Специфика предпринимательства выражается в непрерывно осуществляемой цепи обменных операций, но сам по себе обмен становится источником предпринимательства только тогда, когда превращается в составное звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов.

Именно в обмене предпринимательство  идентифицирует себя как особый тип  хозяйственного поведения, а стадия обмена становится определяющей. Внешние проявления сущностных черт предпринимательств – инициатива, риск, комбинирование факторами производства и новаторство – отражают различные функциональные стороны деятельности по осуществлению предпринимательства и рассматриваются в качестве его признаков.

Предпринимательская инициатива имеет экономическую природу  и связана с наличием рыночной неопределенности и экономической  свободы. В этом смысле она должна рассматриваться не как свойство человеческой натуры, а как стремление к реализации предоставляемых самим процессом рыночного обмена возможностей извлечения выгоды. Поскольку такой обмен осуществляется к взаимной выгоде участников этого процесса, то предпринимательскую инициативу следует ассоциировать с извлечением выгоды посредством удовлетворения общественных потребностей. Поэтому содержательным моментом предпринимательства является не механическое перераспределение в свою пользу существующих благ, а созидание дополнительных. Благодаря предпринимательской инициативе происходит нарушение рыночного равновесия как в сфере обращения, так и в сфере производства.

Другой признак предпринимательства  – коммерческий риск, отличающийся от простого риска тем, что принятие его связано с нацеленностью на обращение рыночной нестабильности и неопределенности возникающих не только в силу изменчивости рыночных условий (изменения конъюнктуры, цен, предложений), но и как реакция на инициативы предпринимателей) в свою пользу, в форме определенного вознаграждения, а не со склонностью предпринимателей к риску. Хотя предпринимательская деятельность связана с удовлетворением общественных потребностей, предприниматель принимает на себя имущественный риск не из благотворительных побуждений. Побудительным мотивом предпринимательской деятельности является материальный интерес – прибыль, которая может быть получена в результате рыночного обмена и является результатом лучшего применения ресурсов в процессе хозяйственного оборота.

Новаторство, ставшее  символом предпринимательства в ХХ в., как элемент присутствует в нем всегда, поскольку деятельность в условиях нестабильности и неопределенности требует от предпринимателя постоянной изобретательности и творческого подхода. В этой связи особенно важно подчеркнуть, что с экономической точки зрения новаторство представляет собой не открытие и не изобретение, а практическую реализацию предпринимательской идеи, точнее говоря, коммерциализацию новых технических, технологических, организационных и иных достижений. Изобретатель еще не новатор. Он становится таковым лишь тогда, когда реализует себя как предприниматель, то есть лицо, борющееся за высокие результаты хозяйствования. Во-первых, лучший способ преодоления рыночной неопределенности – это изменение самой рыночной ситуации в выгодном для себя направлении, что возможно только посредством инновационной деятельности. Во-вторых, приобретение устойчивых рыночных преимуществ возможно также только посредством нововведений. Поэтому действительной причиной, побуждающей предпринимателей к новаторству, является конкуренция между ними. Новаторство – один их главных признаков предпринимательства, дающих ему возможность взаимодействовать с окружающей средой. Не интуиция и способность предугадать реакцию рынка, а созидательная деятельность по изменению самих рыночных условий становится определяющим фактором предпринимательства. Как форма проявления творческого потенциала личности, новаторство, безусловно, связано с человеческим фактором. Но как явление экономической жизни оно, прежде всего, обусловлено характером предпринимательской деятельности.

Таким образом, экономическое  содержание новаторской функции  предпринимательства заключается  в расширении рыночного спроса. Предпринимательство  как особый вид хозяйственного поведения  реализовывает свои свойства (инициатива, риск, комбинирование и новаторство в условиях конкурентного взаимодействия хозяйствующих субъектов). Поэтому содержательный момент предпринимательской деятельности будет проявляться не только в завоевании преимуществ, но и в создании для себя лучших условий хозяйствования (главная специфическая черта предпринимательства как типа хозяйственного поведения). Результатом будет предпринимательская выгода как отражение реализованных конкурентных преимуществ. В этой связи предпринимательство наиболее правильно определять как процесс, воздействующий на материальную культуру. В силу своего новаторства и посредством использования новых технологий создаются новые товары и стимулируются новые потребности.

В некоторых работах  предпринимательство противопоставляется хозяйственной деятельности, что лишено здравого смысла. Ибо совершенно ясно, что вся хозяйственная деятельность не может быть новаторством, так как новаторство выступает формой проявления накопленных результатов в процессе хозяйственной деятельности, что в последствии генерирует идею.

В нашей стране термины  «предпринимательство» и «бизнес» употребляются как синонимы; предпринимательство  – русское название бизнеса.

Терминологическое отличие  в том, что бизнес для своей  деятельности использует нарушение рыночного равновесия, вызванного предпринимательством. В этом случае бизнесмен получит дополнительный доход как результат реализованной инициативы. С течением времени, когда все большее количество бизнесменов внедрит новейшие технологии, использует технологии предпринимателя, рынок выровняет условия для производства и обращения, и в соответствии с законом полезности дополнительный доход будет сокращаться. Снижение доходов заставляет бизнесменов проводить диверсификацию, способствуя восстановлению рыночного равновесия.

Таким образом, предпринимательство  отличается от бизнеса только одним  существенным свойством – новаторством, приводящим к нарушению рыночного  равновесия.

Предпринимательство в  широком смысле, в отличие от бизнеса, встречается значительно реже; «предприниматель, остающийся таковым» на протяжении десятилетий, встречается также редко, как и коммерсант, который никогда в обычной жизни не бывал хоть немного предпринимателем», то есть мы имеем дело с бизнесом. Бизнесмен может всю жизнь заниматься бизнесом и не быть предпринимателем, однако вся рыночная экономика без предпринимательства как социально-экономического феномена

существовать не может.

В обиходе допускается  равнозначность этих терминов, ибо  термин «предпринимательство» соответствует  термину «бизнес» в широком смысле этого слова. В конкретном случае, когда речь идет о принципиальном различии между этими понятиями, необходимо это уточнять.

Итак, предпринимательство – это особый вид хозяйственной деятельности, суть которой заключается в стимулировании и удовлетворении спроса общества на конкретные потребности его членов посредством рыночного обмена и направленной на завоевание конкурентных преимуществ через нарушение рыночного равновесия. Изменение в трактовках понятия «предпринимательство» необходимо рассматривать только в процессе исторического развития рыночного хозяйства, которое накладывало определенные акценты в содержательную часть термина «предпринимательство».

В соответствии с принятой структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) выделяют четыре главных сферы предпринимательства: производственная, коммерческая, финансовая и сфера потребления. Другие виды предпринимательской деятельности (например, инновационная, маркетинговая) включаются в состав четырех главных сфер предпринимательства.

Содержание предпринимательства, границы его осуществления тесно  связаны с формами и видами предпринимательской деятельности (табл. 1.1).

Для поддержки предпринимательства  возникают негосударственные общественные профессиональные организации, которые могут опосредованно влиять на управление экономикой регионов, а иногда и стран. Общественные профессиональные организации выступают объединяющими органами для разрозненных самостоятельно действующих предпринимательских организаций в одной или родственных областях экономики.

Например, в Санкт-Петербурге в инвестиционно-строительной сфере  работает более 30 общественных профессиональных организаций (союзы архитекторов, реставраторов, стекольщиков, производителей сухих  смесей и др., ассоциаций, проектных организаций, домостроителей и т. д.). Особенное влияние на деятельность инвестиционно-строительного комплекса (ИСК) оказывают общественные некоммерческие  профессиональные организации: Союз строительных объединений и организаций, Союз строительных компаний, «Союзпетрострой».

Основная задача ИСК  направлена на установление плодотворных контактов между его участниками, представление интересов организаций, работающих в ИСК региона, в органах  государственной власти, вынесение  на общественные слушания проектов и решение возникающих проблем и создание положительного имиджа Петербургского ИСК. Во всех промышленно развитых странах правительственной поддержкой пользуется малое предпринимательство. Там, где поддержка со стороны государства отсутствует, развивается в основном так называемое уличное предпринимательство.

Таблица 1.1 Классификация предпринимательской деятельности

Суть государственной (правительственной) поддержки малых  предприятий сводится чаще всего  к выработке конкретных мер по трем направлениям:

􀀀 консультационное сопровождение  процесса создания и функционирования новых фирм на начальном этапе (1–3 года с момента образования фирмы);

􀀀 оказание определенной финансовой поддержки вновь создаваемой  структуре или предоставление такой структуре льгот (обычно в сфере налогообложения);

􀀀 оказание технической, научно-технической или технологической  помощи маломощным в финансовом отношении  предпринимательским структурам.

Государственной поддержкой охватываются обычно создаваемые предпринимательские структуры до момента их перехода из малых в категорию крупных организаций.

В экономике России поддержка  малого предпринимательства в производственной сфере государством осуществляется в различных формах: а) создание системы  информационного обеспечения, обучения и переподготовки кадров, нормативной базы, финансовой инфрастуктуры и т. п.; б) налоговые льготы и послабления; в) целевые фонды, финансирование из федерального и местных бюджетов, зарубежная финансовая помощь на поддержку предпринимательских структур в России.

В современной учебной  и научной литературе предпринимательская  деятельность, как правило, рассматривается  в узких рамках – деятельность индивидуального предпринимательства. Однако принципы предпринимательской  деятельности могут и должны использоваться и в государственном (общественном) секторе экономики.

Таким образом, можно  говорить о двух видовых формах предпринимательской  деятельности: частной и государственной. (Имеется в виду не столько тот  факт, что государство выступает в качестве предпринимателя, сколько обстоятельство, что государственные или общественные предприятия функционируют на принципах предпринимательства.)

Государственное предпринимательство – это форма осуществления хозяйственной деятельности, при которой принятие стратегических решений в отношении целей и способа предпринимательской деятельности принадлежит государству, а использование ее результатов имеет не частный характер. Реализуется государственное предпринимательство через государственные органы управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие), а также органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).

Расширенная концепция  подразумевает наличие в системе госпредпринимательства не только деятельности по управлению государственными предприятиями и организациями, но и деятельности госкорпораций на мировых рынках; управления государственными пакетами акций; государственного инвестирования; государственных закупок, формируемых на основе госзаказа, а также иной деятельности государственных агентов, которые выступают от имени государства.

Информация о работе Шпаргалки по "Организации и финансированию предпринимательской деятельности"