Шпаргалки по "Организации и финансированию предпринимательской деятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:31, шпаргалка

Описание работы

1.Экономическая природа и содержание предпринимательства
По современному российскому законодательству под предпринимательской деятельностью понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом –продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»
Предпринимательство принято определять: как деятельность, направленную на максимизацию прибыли; инициативную деятельность предпринимателей, заключающуюся в производстве товаров и оказании услуг, результатом которой является прибыль;

Работа содержит 1 файл

Орг и фин пр.д..doc

— 281.00 Кб (Скачать)

Частное предпринимательство – форма осуществления предпринимательской деятельности, основывающейся на частной собственности и осуществляющаяся частными лицами в своих интересах. Это наиболее распространенная форма предпринимательства, имеющая многовековую историю, содержательным моментом которой является улучшение собственного хозяйственного положения. В некоторых случаях интересы частного предпринимательства могут противоречить интересам общества.

По способу организации  частное предпринимательство может  иметь индивидуальную, коллективную и корпоративную формы. Характерным  признаком частного предпринимательства  является социально- экономическая неоднородность его носителей. Реализовываться предпринимательская деятельность может на базе личного труда – предприниматель без образования юридического лица или членов его семьи – фермерство, группы физических лиц – кооперативы, а также посредством применения наемного труда – коммерческие организации. Экономическая мотивация для них тоже будет разной для индивидуального и семейного предпринимателя – получение дохода, а для коммерческой организации получение прибыли.

Конечно, государственное и частное предпринимательства имеют свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают.

И в том, и в другом случае занятие такой деятельностью  предполагает инициативность, инновационный  подход, комбинирование факторов производства в условиях конкуренции. Схожей является и типология обоих видов предпринимательства.

Основное отличие государственного предпринимательства от частного состоит  в том, что государство ставит перед своими предприятиями, помимо коммерческих, определенные социально-экономические цели. Рыночные показатели результатов деятельности (прибыльность и рентабельность) не являются для них универсальным критерием эффективности, поскольку их цель часто формируется под влиянием государственной политики и соответствует оптимальности участия государства в предпринимательской деятельности.

У государственного предпринимательства  существуют свои специфические потенциальные  источники сверхприбыли, обусловленные  относительно крупными размерами госпредприятий, авторитетом и экономической мощью государства. Поэтому на первый план выходят не столько рисковые моменты (в максимальной мере представленные в малом предпринимательстве), сколько такие факторы, как:

1) значительные и стабильные  объемы закупок сырья, материалов, комплектующих и т. п., предполагающие льготные параметры оплаты и скидки; 2) доступность кредитов на особо выгодных условиях; 3) экономия на масштабах производства; 4) широкие возможности получения нового оборудования, включая лизинговые; 5) устойчивая сеть деловых связей, приобщенность к источникам исчерпывающей информации о потенциальных рынках сбыта, партнерах, в том числе зарубежных.

Эти преимущества государственных  коммерческих предприятий как субъектов  рыночных отношений могут являться основой для снижения их индивидуальных издержек по сравнению с общественными, а значит – для извлечения сверхприбыли. Конечно, можно говорить о коллективном, семейном и ином предпринимательстве, но все это будут производные от двух указанных форм.__

 

  1. Признаки предпринимательства

Экономическая природа  и признаки предпринимательства

Товарное производство исторически и генетически является исходным пунктом предпринимательства. Экономическая природа предпринимательства  неразрывно связана с рыночным хозяйством. Как свойство хозяйственной деятельности предпринимательство внешне проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгоду в процессе обмена. Между тем сам по себе обмен еще не является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращается в составное звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов.

Обмен выполняет важные функции:

Во-первых, стимулирует  поиск новых возможностей, т.е. инициативу. Во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейся одновременно и мотивом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы. В-третьих, как механизм удовлетворения общественных потребностей обмен обусловливает общественный характер предпринимательской деятельности. В-четвертых, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную.

Экономическую природу  предпринимательства характеризует  ряд признаков:

  • инициатива
  • коммерческий риск и ответственность
  • комбинирование факторов производства
  • новаторство

Предпринимательская инициатива.

 Предпринимательство  — инициативная деятельность. Постоянное  стремление к поиску новых  возможностей извлечения выгоды, будь то производство новых товаров или освоение новых рынков является отличительной чертой предпринимателя. Предпринимательская инициатива — это стремление к реализации возможностей, предоставляемых самим процессом рыночного обмена, осуществляющегося к взаимной выгоде участников этого процесса. В этой связи предпринимательство следует ассоциировать не с обманом и насилием, а с извлечением выгоды посредством удовлетворения общественных потребностей, что является содержательным моментом деятельности предпринимателя,

Степень проявлений предпринимательской инициативы обусловлена границами ее экономической свободы. Когда уровень регламентации предпринимательской деятельности слишком высок, инициативность снижается. Напротив, либерализация в сфере хозяйственных операций способствует ее активизации. В этом смысле ключевой задачей развития предпринимательства является создание условий для активизации инициативной деятельности субъектов хозяйствования.

 Коммерческий риск  и хозяйственная ответственность. 

 Окружающая предпринимателя  действительность представляется в виде не подвластной ему неопределенности. Неопределенность возникает как в связи со свойствами рынка (изменение конъюнктуры, цен и предпочтений потребителей), так и спецификой предпринимательства, выраженной в непредсказуемой реакции рынка на инициативные начинания предпринимателя, порождая тем самым коммерческий риск.

Являясь органической компонентой  предпринимательской деятельности, коммерческий риск отличается от риска  вообще. Его принятие связано не со склонностью индивидов к риску, а с их нацеленностью на обращение рыночной неопределенности в свою пользу в форме определенного вознаграждения. Риск основывается на трезвом расчете и учете возможных отрицательных последствий. Стремление к успеху здесь всегда уравновешивается хозяйственной ответственностью, степень которой в значительной мере определяет приемлемый для предпринимателя уровень риска. Одно дело, когда риск связан с недополучением дохода или даже понесением убытков, и другое — когда он чреват потерей собственности.

Сопровождающая риск хозяйственная ответственность ставит перед предпринимателем задачу овладения риском и управления им. Упразднить рыночную неопределенность предприниматель не в силах, но снизить риск он может следующими способами:

во-первых, путем страхования, позволяющего трансформировать риск в незначительные дополнительные издержки

во-вторых, разделив его  с другими заинтересованными  лицами

Между тем, способствуя  снижению риска (возможные потери для  от дельного участника), второй способ подрывает предпринимательскую мотивацию, так как предпринимательский доход будет разделен между участниками предприятия.

Противоречие, возникающее  между мотивированным стремлением  к риску и желанием снизить  его степень, разрешается путем  создания системы управления риском. В самом общем виде такая система должна включать: выявление источников риска и его последствий, проведение адаптационных мероприятий по преодолению возможных негативных последствий.

 Комбинирование факторов  производства.

 Поиск лучших вариантов  связан с комбинированием факторов производства, цель которого состоит в повышении отдачи (доходности) от каждого ресурса. Наиболее очевидной формой повышения эффективности располагаемых ресурсов является их перемещение на рынки, где их альтернативная ценность выше и где они принесут больший доход. Такая деятельность называется арбитражированием. Арбитражирование легко обнаружил в сфере торговли и биржевой деятельности. При всем различии форм его проявления для него характерны: использование неравновесных рыночных ситуаций как способа изыскания новых возможностей, стремление к рационированию распределения ресурсов как источнику дополнительного дохода, содействие установлению рыночного равновесия через перераспределение благ. Перемещение ресурсов в целях их более эффективного применения — лишь общая формула более сложного по содержанию процесса повышения эффективности использования ресурсов.

Другой, более сложной  по содержанию формой повышения эффективности  применения ресурсов является комбинирование на основе принципа замещения факторов производства. Сущность его состоит в поиске наиболее рационального варианта сочетания факторов путем замещения одного фактора другим. Варьируя факторами производства, предприниматель не просто обеспечивает переход к более эффективному применению ресурса, но и, создавая новые технологии, обеспечивает поступательный ход развития общественных производительных сил.

При этом было бы упрощением сводить суть комбинирования к вопросу  эффективности использования ресурсов. Предприниматель может изымать  отдельные элементы из рыночной сферы и включать их в структуру собственной организации, изменяя характер самого механизма перераспределения ресурсов. Поэтому содержание функции комбинирования шире «принципа замещения», а само комбинирование может выступать фактором преобразования рыночной среды.

Новаторство.

 Деятельность в  условиях неопределенности требует  от предпринимателя изобретательности  и творческого подхода. И хотя  указанные элементы в той или  иной степени присутствуют в  предпринимательской деятельности всегда, особенно зримо их значение проявилось с переходом к индустриальной стадии экономики, когда способность к генерированию и реализации новых идей стала определяющим фактором успеха предпринимателя.

Новаторство — это  практическая реализация принципиально новых товаров, технологий, внедрение способов организации производства и сбыта, организационных форм предпринимательской деятельности. Как форма проявления творческого потенциала личности новаторство связано с человеческим фактором. Однако, сколь сильно ни зависела бы склонность к новаторству от личностных качеств индивидов, как явление экономической жизни новаторство все же обусловлено характером предпринимательской деятельности. Изобретатель — еще не новатор. Он становится таковым лишь тогда, когда реализует себя как предприниматель, то есть лицо, борющееся за лучшие результаты хозяйствования.

Во-первых, оптимальный способ преодоления  рыночной неопределенности — это  изменение самой рыночной ситуации в выгодном для себя направлении, что возможно только посредством инновационной деятельности.

Во-вторых, приобретение устойчивых рыночных преимуществ возможно также только посредством нововведений.

Поэтому в экономическом смысле действительной причиной, понуждающей  предпринимателей к новаторству, является конкуренция между ними.

Ставшее внутренним свойством предпринимательства, новаторство в корне меняет взаимодействие рыночного спроса и предложения. Предложение перестает быть пассивным  элементом рыночного механизма.

Приспосабливаясь к изменениям спроса, оно становится важнейшим условием изменения и даже формирования спроса, источником постоянного нарушения рыночного равновесия. Не интуиция и способность предугадать поведение рынка, а созидательная деятельность по изменению самих рыночных условий начинает играть роль определяющего фактора предпринимательства.

Предпринимательство же, имеющее новаторский  характер, становится исключительно  активным фактором научно-технического прогресса и движущей силой экономического роста.

 

  1. Классификация предпринимательской деятельности
  2. Виды предпринимательства
  3. Функции предпринимательства

Основная предпринимательская  функция – творческо-поисковая  или инновативная, связанная с  поиском и использованием новых  идей и средств их реализации в  процессе производства.

Организаторская функция предпринимательства предполагает организацию собственного дела и управление производственным процессом.

Ресурсная функция предпринимательства  проявляется в том, что предпринимательская  деятельность вовлекает в эффективное  использование материальных и нематериальных ресурсов и факторов производства. Среди них – трудовые ресурсы, земля и другие природные ресурсы, средства производства, научные достижения. Эффективное потребление ресурсов, находящихся в собственности предпринимателя, является одним из важнейших условий предпринимательского успеха. Вместе с тем стремление к максимальной прибыли нередко приводит к хищническому использованию природных ресурсов. Поэтому требуются соответствующие государственные меры, устанавливающие меру ответственности за хищническое отношение к природным ресурсам.

Социальная функция предпринимательства  состоит в том, что в предпринимательской  деятельности проявляются индивидуальные таланты и возможности; формируется  особый слой людей, способных организовать и вести собственное дело.

Общеэкономические функции предпринимательства  – производственная, доходная и  функция обеспечения занятости.

Производственная функция  состоит в производстве продуктов  и услуг, удовлетворяющих нужды  потребителей. Развитие предпринимательства является одним из высоко значимых условий экономического роста, увеличения объема валового внутреннего продукта.

Доходная функция обеспечивает поступление доходов от предпринимательской  деятельности в бюджеты различных  уровней и увеличение национального дохода.

Функция обеспечения  занятости предполагает рост числа  рабочих мест, сокращение безработицы.

 

  1. Торговое предпринимательство

Информация о работе Шпаргалки по "Организации и финансированию предпринимательской деятельности"