Социальная роль малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:27, контрольная работа

Описание работы

Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Мелкие предприниматели обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
1. Место малых предприятий в структуре экономики…………………………6
2. Факторы, влияющие на предпринимательскую деятельность.………………………………………………………..……………11
3. Особенности малого предпринимательства в России.……..........…………16
4. Социальная роль малых предприятий в экономике России………………..17
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………...………20 

Работа содержит 1 файл

к.р..doc

— 98.00 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

государственноЕ образовательноЕ учреждениЕ высшего профессионального образования «Казанский государственный технологический университет»

ВЫСШАЯ  ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

Контрольная работа

по  курсу: «Организация предпринимательской деятельности»

 
 

на тему:

«Социальная роль малого предпринимательства» 
 

                                                          Выполнила: студентка гр. 99-001(3,5 года)

                                                                               О. В. Дубровина                                                           

                                  Проверил: В. А. Морозов 
 
 
 

Казань 2011

     Содержание 

Введение………………………………………………………………………..…3

1. Место малых предприятий в структуре экономики…………………………6

2. Факторы, влияющие на предпринимательскую деятельность.………………………………………………………..……………11

3. Особенности малого предпринимательства в России.……..........…………16

4. Социальная  роль малых предприятий в экономике  России………………..17

Заключение……………………………………………………………………….18

Список использованной литературы…………………………………...………20 

      Введение. 

      В настоящее время одним из главных  факторов создания рыночной системы  хозяйствования является формирование и развитие предпринимательской  деятельности. Предпринимательство  является мощным двигателем экономического и социального развития общества.

      Мировая практика убедительно свидетельствует, что без свободы рыночной экономики, самодеятельного производителя  и предпринимательской активности экономическое благополучие невозможно. Именно предпринимательство, которое ассоциируется с понятиями «динамизм», «инициатива», «смелость», обращает в реальность многие интересные идеи, способствует прогрессу. Поэтому, на наш взгляд, создание благоприятных условий для функционирования и развития предпринимательства способствует ускорению экономического роста любой страны.

      Предпринимательская деятельность дает мощный стимул к  высокопроизводительному труду, получения  прибыли и, в конечном счете, лучшего  удовлетворения общественных потребностей. Развитие предпринимательства определяется состоянием и уровнем рыночных отношений и, прежде всего, наличием необходимых условий для свободы частного сектора в экономике. Таким образом, неотъемлемым атрибутом рыночного хозяйства является предпринимательство. Главной отличительной чертой предпринимательской деятельности является свободная конкуренция.

      В современных условиях перехода к  рынку в России важное значение имеет  развитие малого предпринимательства, особенно в тех регионах, в экономике  которых в силу исторических, демографических, организационных, природно-ресурсных, социально-экономических, технологических и других причин оно занимает ведущее место. Малые предприятия, не требующие крупных стартовых вложений и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов.

      Развитие  малого бизнеса и его дальнейшая структуризация в средний и крупный бизнес во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разнообразных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкретного рыночного механизма м его государственного регулирования.

      Значение  малого бизнеса заключается в  том, что его развитие несет в  себе ряд преимуществ: увеличение числа  собственников; рост доли экономически активного населения; селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации; выполнение роли крупного работодателя, к тому же использующего рабочую силу социально уязвимых слоев (женщин, иммигрантов, инвалидов). Кроме того, развитие данного сектора экономики косвенно стимулирует эффективность производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими; придает рыночной экономике необходимую эластичность, как гибкий производитель, оперативно реагирующий на изменения конъюнктуры рынка; способствует формированию конкурентной среды и служит мощным антимонопольным потенциалом; выполняет роль амортизатора колебаний экономической конъюнктуры и социальной напряженности. Необходимо отметить, что активизация развития малого предпринимательства особенно актуальна для регионов, где основные отрасли экономики сконцентрированы в данном секторе экономики.

      В условиях свободного рынка не планы и директивы государства являются определяющими в обеспечении потребностей общества и индивидов необходимыми товарами и услугами, а предпринимательская инициатива самих граждан. Предприимчивость имеет важное значение в развитии национальной экономики. Она выступает двигателем хозяйственного развития страны, территории, отрасли, обеспечивая быстрый экономический рост, содействуя активному промышленному росту и стимулируя высокую эффективность общественной деятельности. Люди успешно занимаются самостоятельной, инициативной деятельностью, направленной на производство товаров и услуг с целью достижения собственного благополучия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Место малых предприятий  в структуре экономики.
 

      В соответствии с Федеральным законом  Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:

      — в промышленности – 100 человек;

      — в строительстве -100 человек;

      — на транспорте — 100 человек;

      — в сельском хозяйстве – 60 человек;

      — в научно-технической сфере – 60 человек;

      — в оптовой торговле – 50 человек;

      — в розничной торговле и бытовом  обслуживании населения – 30 человек;

      — в остальных отраслях и при  осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

      В Федеральном Законе РФ «О государственной  поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

      В соответствии с законодательством средняя за отчетный период численность работающих малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других подразделений указанного юридического лица.

      Жизнеспособность  малый предприятий определяют свобода  и простота их создания, отсутствие административного принуждения, льготная система налогообложения, рыночный механизм ценообразования.

      Малое предпринимательство призвано решать в сегодняшней экономике следующие  важные проблемы:

      — значительно и без существенных капитальных вложений расширить  производство многих потребительских  товаров и услуг с использованием местных источников сырья;

      — создать условия для трудоустройства  рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях;

      — ускорить научно-технический прогресс;

      — составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу;

      — содействовать процессу формирования среднего класса.

            Понимание роли малого предпринимательства  требует ясного представления о том, какое место оно  занимает  в  национальной  экономике  и  каковы  его отличительные  особенности.  Формирование  и  развитие  рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и  развитие  различных форм собственности и различных секторов внутри каждой  формы  собственности.

      Рассматривая  частный  сектор  экономики,  можно  говорить  о  трёх  группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как  крупные, средние и малые предприятия в  зависимости  от  их  размеров.  Собственников этих предприятий  объединяет  единый  корпоративный  интерес  -  сохранение, развитие и защита частной собственности, - которым обусловлены  общие  черты в их поведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с  тем предпринимательство в целом весьма неоднородно, каждая из  этих  трёх  групп имеет свои внутренние интересы,  определяющие  стратегию  их  экономического поведения, отношение к государству и проводимой им  политике,  к  социально- экономическим, политическим и национальным проблемам.

      Крупный бизнес в основном определяет экономическую  и техническую  мощь страны.  В  целях  самосохранения  и  развития  он  тяготеет  к  интеграции, поглощая или контролируя более  мелких  партнёров,  с  одной  стороны,  а  с другой  -  объединяясь  в  международные  структуры,  теряя  частично   свою независимость и подпадая под влияние  более  сильных  партнёров.  При  этом, руководствуясь ситуацией  на  международном  рынке  и  выполняя  волю  более сильных   партнёров,   крупный   капитал   становится   орудием    экспансии международных предпринимательских структур на  внутреннем  рынке  страны.  В определённых  условиях  такая  зависимость приводит  к интернационализации интересов крупного капитала в ущерб национальным интересам.

            Средний  бизнес  в  большей   мере  зависит  в  своей   деятельности  от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден  вести  конкурентную  борьбу внутри  своей  группы,  а  также  с  крупным  отечественным  и   иностранным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего  предпринимательства в  защите   на   внутреннем   рынке   путём   проведения   протекционистской государственной экономической политики и формирования,  определённых  правил рыночных  отношений,  что  предопределяет  более   тесную   связь   среднего предпринимательства с национальными интересами.

            Малый  бизнес,  или  малое   предпринимательство,  представляет   самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости  в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти  политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению  они принадлежат   к   большинству   населения,    одновременно    являясь    как непосредственными производителями,  так  и  потребителями  широкого  спектра товаров  и  услуг.  Сектор   малого   предпринимательства   образует   самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных  рынках  и непосредственно  связанных  с  массовым  потребителем  товаров  и  услуг.  В совокупности с небольшими размерами малых предприятий,  их  технологической, производственной  и  управленческой  гибкостью   это   позволяет   чутко   и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.       Сектор малого предпринимательства является  неотъемлемым,  объективно необходимым элементом любой развитой  хозяйственной  системы,  без  которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и  развиваться. Хотя "лицо" любого развитого государства составляют  крупные  корпорации,  а наличие мощной экономической силы — крупного капитала  в  значительной  мере определяет  уровень  научно-технического  и  производственного   потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной  системой  хозяйствования  являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая  форма  деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается  и  циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые  являются  питательной  средой для среднего и крупного бизнеса.

Информация о работе Социальная роль малого предпринимательства