Роль малого предпринимательства в Латвии и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:25, реферат

Описание работы

История малого бизнеса своими корнями уходит в древность. Малый бизнес развивался почти во всех древних культурах. Именно благодаря ему цивилизация распространилась по всем известным в то время странам.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность малого предпринимательства…………………………... ……4
1.1 Критерии по которым предприятие относят к сфере малого бизнеса .........5
1.2 Особенности малого предпринимательства……………………………....…5
1.3 Проблемы малого бизнеса…………………………………………………....6
Глава 2. Роль малого бизнеса в современной экономике…………………...…….7
2.1 Малый бизнес в США………………………………………………….…...….7
2.2 Малый бизнес в Японии……………………………………………….………9
2.3 Малый бизнес ЕС……………………………………………………………….11
Литература……………………

Работа содержит 1 файл

предпринимательство23.docx

— 46.10 Кб (Скачать)

 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Сущность малого предпринимательства…………………………... ……4

1.1 Критерии по которым предприятие относят к сфере малого бизнеса .........5

1.2 Особенности  малого предпринимательства……………………………....…5

1.3  Проблемы  малого бизнеса…………………………………………………....6

Глава 2. Роль малого бизнеса в современной экономике…………………...…….7

2.1 Малый  бизнес в США………………………………………………….…...….7

2.2 Малый  бизнес в Японии……………………………………………….………9

2.3 Малый  бизнес ЕС……………………………………………………………….11

Литература……………………………………………………………………………..17 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

История малого бизнеса своими корнями уходит в древность. Малый бизнес развивался почти во всех древних культурах. Именно благодаря ему цивилизация  распространилась по всем известным  в то время странам.

 

В настоящее  время малое предпринимательство  активно развивается во всех странах  мира, а его развитие во многом зависит  от государственной поддержки. Малое  предпринимательство определяет темпы  экономического роста,структуру и качество валового национального продукта. Он является важнейшим элементом рыночной экономики, и без малого предпринимательства государство не может гармонично развиваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность малого предпринимательства.

Существует  несколько видов предпринимательства: крупное предпринимательство, среднее  предпринимательство и малое  предпринимательство.

 

Малое предпринимательство  ( или малый бизнес) – это дело (занятие, предпринимательство, экономическая деятельность и т.д.), направленное на получение прибыли, дохода. Численность работающих ограниченна и определяется законодательством. У каждого государства свои индивидуальные критерии.

Кроме численности  работников, законодательство определяет ограничения по статусу ( например в России, доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25%), по выручке и другим критериям

Основной  капитал малого предприятия –  свобода организации в своей  внутренней и внешней деятельности. Только такой коллектив способен гибко, эффективно реагировать на изменяющиеся экономические условия, идти на риск, осваивать новые производства. Это значит, что малое предпринимательство может существовать только в рыночной сфере, формирование которой – основная задача малого предприятия.

 

Малый бизнес можно разделить не несколько  видов, но также как и определение  малого предпринимательства, это можно  сделать по разным признакам: виду или  назначению, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим  формам.

  • По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций).
  • По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу, а при коллективном она принадлежит одновременно нескольким субъектам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).
  • По организационно-правовым формам предпринимательства разделяют на товарищества, общества, кооперативы.
  • По виду или назначению предпринимательская деятельность может быть производственной, коммерческой, финансовой, консультативной (консалтинговой). Все эти виды могут существовать как раздельно, так и вместе. Чаще всего используют разделение по виду или назначению. Есть много видов малого предпринимательства, но основные из них: производственная деятельность, коммерческая деятельность и финансовая деятельность.

 

Все виды малого бизнеса достаточно распространены практически во всех сферах деятельности. Малый бизнес находится в центре интересов современного общества. Редко  хотя бы один сектор любой развитой страны может функционировать без  производства малым бизнесом продукции  и услуг, так как именно благодаря  развитию малого предпринимательства  происходит развитие крупного производства.

 

    1.  Критерии по которым предприятие относят к сфере малого бизнеса

 По данным Всемирного банка, общее число критериев, по которым определяют малое предпринимательство, превышает 50. Наиболее часто встречающиеся критерии:

  • численнсть персонала на предприятии (постоянные сотрудники и работующие по совместительству);
  • размер капитала; финансовые показатели предприятия (объём чистой прибыли, совокупность дохода, оборачиваемости активов);
  • вид деятельности. Почти во всех развитых странах первым критерием для малого бизнеса является численность работающих на предприятии. Например, в Австрии к малым относят предприятия с числом работающих не более 50 человек, у них должен быть годовой доход не более 5 млн. евро или балансовая стоимость активов, не превышающая 2 млн. евро. Доля внешних собственников в собственности малого предприятия должна составлять не более 25%.

 

    1.  Особеноости малого предпринимательства
  • Ограниченность ресурсов, в том числе человеческих, приводит к необходимости более эффективно их использовать. И если больших компаниях сотрудники чаще знают только узкую специализированную сферу, то в малом бизнесе востребованы универсальные специалисты, способные быстро и самостоятельно обучаться и осваивать смежные области.
  • Аренда помещений, содержание офиса и вспомогательных служб съедает львиную долю ресурсов, как финансовых, материальных, так и человеческих. Ошибки и сбои обходятся очень дорого. Именно здесь особенно остро стоит необходимость моделирования и оптимизации бизнес-процессов.
  • На малых предприятиях часто знают, что зарплата не является мотиватором №1. Невысокая ЗП приводит к необходимости поиска альтернативных способов мотивации, в том числе индивидуального подхода к каждому сотруднику, более гибких условий и большей свободы выбора. Это дает свои преимущества: крупным предприятиям сложнее адаптировать общие методы под каждого персонально.
  • Тесная работа в коллективе порождает высокие требования к психологическому климату, к психологической совместимости. Часто именно в небольших компаниях присутствует та дружелюбная и открытая атмосфера, которая сплачивает и держит вместе людей несмотря на прочие сложности.
  • Необходимость гибкости и быстроты изменений, реакции на изменение внешней среды и рыночных условий является фактором выживания. Но малая инерция дает способность изменять методы управления и взаимодействия быстрее, чем в больших корпорациях.

1.3  Проблемы малого бизнеса

Основная  проблема малого бизнеса - неумелая кадровая политика, так как бывает, владельцы  берут на себя половину задач своего бизнеса. Да заработная оплата экономится, не содержится лишний штат сотрудников. Но в тоже время, владелец бизнеса  погружается в работу и как  вариант не успевает и возможно уже  и не хочет заниматься развитием  фирмы.

 

Проблемы  роста малого бизнеса кроются  в нехватке грамотных специалистов в области финансов, системы качества, маркетинга.

Самой же серьезной (большой) проблемой малого бизнеса по-прежнему остается недостаток финансовых ресурсов. Зачастую налоговые  отчисления практически полностью  «перекрывают» выручку предприятия, оставляя его на грани самоокупаемости. А получение же заемных средств, особенно на начальной стадии развития бизнеса, до сих пор затрудняют особенности  отечественного законодательства, налоговой  системы и оценки рисков при выдаче банковских кредитов.

Почти все фирмы с малой численностью штата независимо от отраслевой специфики  имеют общие проблемы, которые так или иначе тормозят их переход в средний и «большой» бизнес. Зачастую проблема развития кроется в отсутствии чёткой долгосрочной стратегии развития. Если стратегия есть, то она должна быть понятна всему коллективу. План развития должен быть на бумаге, а не в голове руководителя и должен быть понятен всем, особенно исполнителям, то есть коллективу.

Глава 2. Роль малого бизнеса в современной экономике

За последние десятилетия роль малого бизнеса в экономике ведущих  западных стран существенно изменилась. В этой сфере производится все  большая часть ВВП, обеспечивается занятость большинства работающего  населения, создается более половины всех инноваций. По данным ОЭСР, вклад малого бизнеса в производство ВВП развитых стран за последние 30 лет достиг почти 70 %, увеличившись с 38 до 52 % в США, с 47 до 55 % - в Японии, с 58 до 67 % - в странах ЕС в целом, а доля субъектов малого предпринимательства в общем числе предприятий этих стран не опускается ниже 92,5 %. За 1970-1990-е гг. занятость в малом бизнесе возросла с 47 до 54 % общего числа занятых в США, с 73,8 до 78 % в Японии, с 48 до 72 % в среднем по странам Европейского Союза. В значительной мере укрепление позиций малого предпринимательства в этих странах предопределялось соответствующей политикой государства.

 

Масштабы участия малого бизнеса  в экономике России пока не столь  значимы. В 1994 г. число малых предприятий  в России достигло наивысшей отметки (897 тыс.) и в последующем не росло. Доля малого предпринимательства в производстве ВВП России за 15 лет реформ в среднем равнялась 11 % (максимум - 15,5 % в 1993 г.), а удельный вес занятых в малом бизнесе не выходил за пределы 10 %. Полной реализации имеющегося потенциала малого бизнеса России могло бы способствовать изучение опыта развитых стран, прежде всего, главных направлений политики западных государств в этой области.

 

2.1 Малый бизнес в США

Малый бизнес в США начал свое развитие еще  в эпоху Великой Депрессии, поэтому  его уровень остается стабильно  высоким. Федеральные программы, которые  только еще начинают разрабатываться  в некоторых странах, в США  датируются аж 1932 годом. В это время после времен Великой Депрессии начали государство стало субсидировать малые предприятия, пострадавшие в результате войны. В то время именно малый бизнес обеспечивал в США создание рабочих мест, подчеркивая свою важную социальную значимость

 

В 1953 году в США создается Федеральное  агентство – Администрация по делам малого бизнеса США, которая  по сей день отстаивает и защищает интересы малого бизнеса на правительственном  уровне. Причем филиалы данной организации  находится во всех крупнейших городах, таким образом, политика поддержки  малого бизнеса распространяется на все штаты, а не только на основные экономические центры США. Основные задачи Администрации по делам малого бизнеса и его филиалов:

  • помощь в получении кредита для бизнеса;
  • техническая и информационная поддержка малого бизнеса в США;
  • предоставление гарантий по кредитам для бизнеса;
  • непосредственное субсидирование и кредитование малого бизнеса за счет средств собственного бюджета.

 

В США  очень четко развита система  критериев, по которой определяется малый бизнес. Эти критерии зависят  от вида деятельности малого предприятия  и отрасли, в которой оно работает. В одних сферах определяющим является количество работающих на предприятии  человек, в других – оборот и прибыль.

 

Помимо  Федерального агентства для соблюдения правового законодательства в отношении  предприятий малого бизнеса создан специальный Адвокатский отдел, который отстаивает интересы бизнеса  в суде и Конгрессе. Власти США  в своей концепции развития экономики  отводят малому бизнесу одну из главных  ролей. В докладах министров правительства  США постоянно проскальзывает одна и та же мысль, что малый бизнес – важный рычаг оздоровления всей экономики в целом.

 

Уже здесь  наглядно прослеживается отличия в  развитии малого бизнеса в США. В  нашей стране государство только сейчас стало обращать внимание на малый бизнес, а предприятия малого бизнеса были вынуждены в свое время самостоятельно развиваться, выживать, уходя от уплаты налогов  и т.д. В то время как в США  уже давно малый бизнес изначально является приоритетным направлением экономики  на государственном уровне. Опыт США  в создании различных программ малого бизнеса очень ценен, причем все  программы реально работают, предусмотрены  конкретные механизмы их реализации.

 

2.2 Малый бизнес в Японии

Мощный  технико-экономический прорыв в  послевоенные годы вывел Японию в  тройку самых развитых стран мира. Это было достигнуто благодаря развитию малого бизнеса при мощной государственной  поддержке. Несмотря на то, что многие всемирно известные компании и концерны по наукоемкому производству автомобилей, техники, инновационной продукции  находятся именно здесь, малый бизнес составляет значительную долю в общих  объемах промышленности Японии (около 40%). Однако нужно отметить, что малый  бизнес в Японии в большей степени  представлен в следующих отраслях: строительство, легкая промышленность, сфера услуг. Наукоемкие производства ведутся в основном лишь крупными компаниями. Это и есть основная задача экономического развития Японии - стимулирование инновационного высокотехнологичного производства в малом бизнесе.

Информация о работе Роль малого предпринимательства в Латвии и за рубежом