Состояние прогнозирования и планирования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:23, реферат

Описание работы

В современных условиях особое значение приобретает составление прогнозов, так как они используются государственными органами для выработки и обоснования социально-экономической политики и приоритетов государства. Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Прогноз представляет собой предвидение, предсказание, основанное на определенных данных. План - это намеченный на определенный период порядок работы.

Прогнозирование и планирование - условия успешной деятельности любой организации. Методы прогнозирования и планирования постоянно обогащаются и совершенствуются ускоряющимися темпами. Особую роль в этом играют два фактора. Первый - это экономические кризисы, которые вынудили экономистов и менеджеров в разных странах изыскивать новые адекватные методы управления. Второй фактор связан с быстрым распространением информационных технологий и компьютерной техники. Эти средства сделали общедоступными анализ перспектив и прогнозирование. Они позволили автоматизировать, упростить и ускорить выполнение огромного числа функций планирования и контроля. Недооценка планирования - одна из главных причин разорения и банкротства фирм. Отказ от планирования и прогнозирования - это разорение и банкротство предприятия. Это глубочайший кризис в стране или регионе.

Работа содержит 1 файл

Реферат по ПиП.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

     Первое  после вступления в должность  Президента Российской Федерации послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В специальном разделе послания Президента Российской Федерации характеризуется состояние экономики Российской Федерации, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

     Мониторинг  существующей ситуации в России показывает, что система планирования в полной мере не сформирована ни на одном из уровней государственного и муниципального управления. Наиболее «укомплектованной» в нормативно-правовом и методическом плане является система бюджетного планирования.

     В ней определены не только компоненты, но и методики расчета многочисленных видов межбюджетных трансфертов. Тем не менее требуется совершенствование применения целевых программ в качестве инструмента планирования бюджетных расходов.

     А что мы имеем в других видах  планирования? Схемы территориального планирования федерального уровня не существует, как не существует и документа, определяющего направления региональной политики.

     «Слабым звеном» по сравнению с системами  федерального и регионального уровней  выглядят муниципальные системы  планирования. Опыт правоприменительной  практики современного планирования на муниципальном уровне невелик, исключением являются те муниципалитеты, которые в порядке конкурсного отбора Министерства финансов РФ были включены в программу реформирования «общественных финансов» и сформировали основные элементы системы бюджетного и социально-экономического планирования, а также те немногие города, которые традиционно уделяли системному управлению первостепенное внимание.

     Необходима  активизация деятельности в сфере  территориального планирования. Процедуры  разработки документов территориального планирования весьма затратные, наиболее подготовленными выглядят муниципалитеты, входящие в состав субъектов Российской Федерации, предусмотревших субсидии из региональных бюджетов муниципальным образованиям на формирование документов в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Единая бюджетная система России во многом упрощает бюджетное планирование по сравнению с другими видами планирования, так как в бюджетом и налоговом законодательстве определены нормы и механизмы взаимодействия в формате межбюджетных отношений.

 

Заключение 

     Разработка  государственных прогнозов на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную  перспективу возложена на Правительство  России. Такие прогнозы содержат анализ ряда важнейших факторов, включая  демографическую ситуацию, научно-технический потенциал, социальную структуру, состояние природных ресурсов, некоторые другие факторы и перспективы их изменения. При этом прогнозы социально-экономического развития разрабатывают в целом по России, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.

     Федеральный закон «О государственном прогнозировании  и программах социально-экономического развития Российской Федерации», определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.

     2) Система планирования в полной мере не сформирована ни на одном из уровней государственного и муниципального управления. Наиболее «укомплектованной» в нормативно-правовом и методическом плане является система бюджетного планирования.

     Практика  традиционного планирования сегодня быстро устаревает. Она имела краткосрочную перспективу, ориентировалась на имеющийся персонал и обычно не получала поддержки со стороны граждан общины. Новая модель планирования должна исходить из того, что субсидий на программы будет меньше, ожиданий со стороны граждан в сфере общественных услуг - больше, а реакция на рост налогов - отрицательная.

     Новая модель планирования требует оптимального использования человеческих и финансовых ресурсов на местах.

 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. ФЗ “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ” (принятый ГДРФ 23 июня 1995 года, с изменениями, внесенными ФЗ от 09.07.1999 N 159-ФЗ).
  2. Долгосрочная стратегия социально-экономического развития РФ. МЭРТ.
  3. Падилья Сароса Л. Ю. Система государственного и муниципального планирования. Механизмы координации и взаимодействия. УПР №4
  4. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики. М.: Финансы и статистика

Информация о работе Состояние прогнозирования и планирования в России