Современное состояние предпринимательской деятельности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран.
Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом.
Однако возникновение предпринимательства как оформившегося устойчивого явления относят к XVII веку. Оно развивалось сложно, со

Содержание

Введение 3
1 Современное состояние и развитие предпринимательской деятельности 6
1.1 Развитие предпринимательства и тенденции его становления в современных условиях 6
1.2 Предпринимательство на современном этапе 10
1.3 Сравнительный анализ состояния малых предприятий 12
2 Проблемы организации предпринимательской деятельности в России 18
2.1Причины возникновения проблем в организации предпринимательской деятельности 18
2.2 Меры по поддержанию и содействию развития малого и среднего бизнеса в России 24
2.3 Основные цели и задачи Федеральной программы государственной поддержки предпринимательства 30
2.4 Поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан 36
2.5 Состояние развития малого и среднего предпринимательства в городском округе г. Нефтекамск 40
Заключение 46
Список использованных источников и литературы 48

Работа содержит 1 файл

Современное состояние предпринимательской деятельности в России.doc

— 278.50 Кб (Скачать)

Меры по снижению административного давления. Во II квартале 2009 г. утверждены и вступили в силу ряд мер по снижению административного давления на сектор малого предпринимательства. Однако их эффект станет заметен с некоторым временным лагом. Так, к мерам ослабления административного давления на предприятия малого бизнеса можно отнести следующие.

Принят новый порядок открытия малого и среднего бизнеса. Так, с 1-го июля вступает в силу Федеральный закон № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора)», в соответствии с которым предприниматель более не обязан получать разрешение на организацию собственного дела в надзорных инстанциях - достаточно лишь уведомить их о начале работы предприятия. Однако данное положение касается только ограниченного круга деятельности, а именно: гостиничные и бытовые услуги, текстильное и швейное производство, обработка древесины, коммерческие перевозки, издательская и ряд других видов деятельности.. Более того, данный закон регламентирует количество проверок и их продолжительность: максимально допустимое время проведения проверок для микропредприятий не может превышать 15 часов в год, для малых - 502. По нашему мнению, данная мера имеет принципиальное значение среди мер поддержки сектора малого предпринимательства. Предполагается, что будет осуществляться преимущественно документарная проверка, которая не столь обременительна для предпринимателей и не отвлекает их от финансово-хозяйственной деятельности.

Принятые и реализуемые во II квартале 2011 г. меры поддержки МСБ были преимущественно ориентированы на стимулирование роста числа субъектов хозяйствования в российской экономике и повышение доступности для них финансовых ресурсов[10].

В то же время среди описанных выше мер отсутствуют меры по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых и средних предприятий, что существенно замедляет реализацию стратегической задачи по формированию современной инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства в России.

2.3 Основные цели и задачи Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства

 

Целью Программы являются создание правовых и экономических условий развития малого предпринимательства, обеспечивающих увеличение числа субъектов малого предпринимательства и численности, занятых в секторе малого предпринимательства, а также увеличение доли малого предпринимательства в создании валового внутреннего продукта. Актуальность данной целевой установки обусловлена необходимостью задействовать потенциал малого предпринимательства в решении общегосударственных задач. Для достижения поставленной цели должны быть решены задачи:

- формирования правовой среды, обеспечивающей беспрепятственное развитие сферы малого предпринимательства;

- предоставления правовой и судебной защиты субъектам малого предпринимательства на основе федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации;

- финансового обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства;

- формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступность для субъектов малого предпринимательства необходимых услуг и ресурсов;

- повышения эффективности деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства. Следует также продолжить реализацию действующих механизмов финансирования малых предприятий. Для решения этой задачи необходимо дальнейшее развитие институтов и технологий микрофинансирования и страхового обеспечения обязательств субъектов малого предпринимательства.

В целях расширения имущественной поддержки малых предприятий требуется качественное формирование информационно-методической базы и инвентаризация бездействующих производственных площадей крупных госпредприятий, разработка и распространение на этой основе различных экономических и правовых механизмов использования объектов государственной и муниципальной собственности субъектами малого предпринимательства, обеспечение правовых и организационных основ участия субъектов малого предпринимательства в приватизации государственного и муниципального имущества[11].

Для решения проблемы доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым, информационным, консалтинговым, образовательным, юридическим услугам требуется наличие развитой системы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, позволяющей своевременно получать необходимую информацию и разнообразную деловую помощь.

Для решения проблем малого бизнеса создана и функционирует система инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, включающая в себя сеть объектов инфраструктуры, деятельность которых направлена на различные аспекты ведения бизнеса.

Вместе с тем, в ряде регионов система объектов инфраструктуры недостаточно развита и спектр предоставляемых услуг не отвечает потребностям субъектов малого предпринимательства. В связи с этим, необходимо продолжить дальнейшее развитие сети агентств поддержки малого и среднего бизнеса, фондов поддержки малого предпринимательства, бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационно-технологических центров, базовых образовательных центров по подготовке кадров и центров малого бизнеса.

Деятельность органов государственной власти должна осуществляться исходя из принципа сокращения государственного вмешательства в сферу малого предпринимательства, что требует совершенствования и уточнения их функций. Необходимо ориентировать органы государственной поддержки малого предпринимательства на более тесное взаимодействие с негосударственными фондами, агентствами, иными структурами поддержки малого бизнеса, а также с федеральными и региональными общественными организациями предпринимателей.

Завершение этапа становления института малого предпринимательства требует определения стратегии его дальнейшего развития с учетом новых задач, стоящих перед экономикой. Это предполагает усиление государственной поддержки малого предпринимательства с целью создания рациональной структуры экономики, увеличения его вклада в ВВП и в бюджеты всех уровней, формирования среднего класса, повышения занятости населения. Мероприятия Программы определены на основе оценки современного состояния развития и поддержки малого предпринимательства, с учетом результатов выполнения предшествующих программ и анализа тенденций развития малого предпринимательства в зарубежных странах, а также положений Концепции государственной политики и развития малого предпринимательства в Российской Федерации. В Программе учитывается также необходимость совершенствования механизмов реализации государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и ее более тесной увязки с общими задачами экономической политики государства на средне- и долгосрочную перспективу[12].

Расширение возможности применения упрощенной системы налогообложения (УСН) Законопроектом № 100239-51 были внесены изменения в ст. 346.12 Налогового кодекса РФ, определяющую налогоплательщиков, имеющих право применять упрощенную систему налогообложения. В действовавшей ранее редакции п. 2 этой статьи указано, что «организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 настоящего Кодекса, не превысили 15 млн. рублей». После же подписания 19 июля 2011 г. Президентом рассматриваемого законопроекта эта сумма увеличилась втрое, и организация отныне имеет право применять УСН при доходах в пределах 45 млн. рублей.

Этим же законопроектом предусмотрено, что налогоплательщик лишается права применять УСН лишь в том случае, если его доходы по итогам налогового периода превысят 60 млн. рублей. В соответствии с действующей редакцией п. 4 ст. 346.13 эта пороговая сумма составляет 20 млн. рублей. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 2009-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям:

1) суммарная доля участия государства, муниципальных образований, нерезидентов и юридических лиц, не относящихся к субъектам МСП, в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25%;

2) средняя численность работников не должна превышать:

- 250 человек - для средних предприятий;

- 100 человек - для малых предприятий;

- 15 человек - для микропредприятий;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за календарный год не должна превышать:

- для микропредприятия - 60 млн. рублей;

- для малого предприятия - 400 млн. рублей;

- для среднего предприятия - 1000 млн. рублей.

Хотя в качестве количественного критерия отнесения предприятия к субъектам МСП законодатель, помимо численности работников, использует не объем прибыли, а объем выручки, можно предположить, что рассмотренные изменения Налогового кодекса РФ, расширяющие возможности по применению УСН, позволят перейти к использованию упрощенного налогообложения большинству предприятий сферы МСП[13].

В настоящее время по общему правилу (т.е. при годовом доходе работника в размере до 280 тыс. руб.) суммарный размер социальных отчислений в результате уплаты единого социального налога составляет 26%, их них:

- 14% - на обязательное пенсионное страхование;

- 6% - для финансирования выплат базовой части трудовой пенсии;

- 3,1% - в фонд обязательного медицинского страхования;

- 2,9% - в фонд социального страхования.

К доходам работника, превышающим 280 тыс. руб. в год, применяется регрессивная ставка налогообложения. В пореформенном виде общий объем социальных отчислений в результате уплаты взносов в три фонда должен составить 34% от всей суммы доходов работника в пределах 415 тыс. руб. в год, которые планируется распределить следующим образом:

- 26% - на обязательное пенсионное страхование;

- 5,1% - в фонды обязательного медицинского страхования;

- 2,9% - в фонд социального страхования.

На доходы работника, превышающие 415 тыс. руб. в год, взносы начисляться не будут. Реализация реформы ЕСН регламентируется законопроектом № 195768-5 «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», который 18 июля 2011 г. был отправлен на подпись Президенту.

В соответствии со ст. 58 этого законопроекта новые тарифы страховых взносов должны вступить в силу с 1 января 2011 г. И хотя сам ЕСН отменяется с 1 января 2010 г., в течение 2010 г. страховые отчисления в Пенсионный фонд РФ и фонды медицинского и социального страхования будут уплачиваться по действующим в настоящее время тарифам. Регламентируемая рассматриваемым законопроектом реформа ЕСН, предполагающая его замену системой взносов в фонды пенсионного, медицинского и социального страхования, может иметь положительные последствия в виде обеспечения национальной пенсионной системы финансовыми ресурсами. Вместе с тем, повышение с 2011 г. ставок страховых тарифов имеет своим прямым следствием увеличение финансовой

нагрузки, в том числе и на предприятия сферы МСП, что будет особенно чувствительно в контексте кризисных явлений в экономике[14].

 

2.4 Поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан

 

Подпрограмма развития малого и среднего предпринимательства Зауралья в 2011 году Республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2010-2011 годы (далее – Подпрограмма) разработана в целях реализации Среднесрочной комплексной программы экономического развития Зауралья на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 февраля 2011 года № 38.

Подпрограмма включает в себя комплекс мероприятий, направленных на решение конкретных задач, связанных с развитием предпринимательства на территориях муниципальных районов Абзелиловский, Баймакский, Бурзянский, Зианчуринский, Зилаирский, Учалинский, Хайбуллинский районы и городского округа город Сибай Республики Башкортостан (далее – муниципальные образования Зауралья).

Развитие малого и среднего предпринимательства в Зауралье представляет собой важный источник обеспечения эффективной занятости населения и пополнения местных бюджетов.

Около 8% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Башкортостан (более 10 тыс. единиц) осуществляют свою деятельность в Зауралье.

По итогам 2010 года в Зауралье число субъектов малого предпринимательства на 10 тыс.человек составляет 310 единиц при среднем по республике в 336 единиц.

В настоящее время на республиканском уровне сформированы механизмы, позволяющие обеспечивать гибкое финансирование мероприятий по поддержке и развитию субъектов малого и среднего предпринимательства.

Так, в рамках реализации Республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2010-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 3 марта 2010 года № 64 (с последующими изменениями), в 2010 году на конкурсной основе предоставлены субсидии ряду муниципальных образований Зауралья (таблица 1).

Субсидии для поддержки муниципальных программ предоставлялись на мероприятие по субсидированию субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса.

Данный вид финансовой поддержки позволил создать в районах Зауралья дополнительно 110 рабочих мест.

Кроме того, в соответствии с указанной Республиканской программой в 2010 году 198 субъектов малого и среднего предпринимательства Зауралья получили финансовую поддержку на общую сумму 73,2 млн. рублей.

Информация о работе Современное состояние предпринимательской деятельности в России