Специфические особенности развития малого бизнеса на примере сетевых предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является – рассмотрение сетевого и малого бизнеса и перспективы их развития.
Исходя из поставленной цели были рассмотрены следующие задачи:
- раскрыть сущность малого бизнеса;
- заглянуть в историю развития малого бизнеса в России;
- дать экономическую характеристику малому бизнесу;
- выделить особенности развития малого предпринимательства в современной России;
- охарактеризовать основные проблемы малого предпринимательства в нашей стране;

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность темы обусловлена, прежде всего, социально-экономическими задачами, которые возлагаются на малое  предпринимательство: благополучие современного государства в целом зависит  от уровня развития малого бизнеса, его  значимости для подавляющего числа экономически активного населения, его вклада в бюджетную систему страны.

Нужно отметить, что малое предпринимательство  выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности вообще. И при этом, хотя "лицо" любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

Целью данной курсовой работы является – рассмотрение сетевого и малого бизнеса и перспективы их развития.

Исходя из поставленной цели были рассмотрены следующие задачи:

- раскрыть сущность малого бизнеса;

- заглянуть в историю развития малого бизнеса в России;

- дать экономическую характеристику малому бизнесу;

- выделить особенности развития малого предпринимательства в современной России;

- охарактеризовать основные проблемы малого предпринимательства в нашей стране;

- рассмотреть перспективы развития малого и сетевого бизнеса;

- рассмотреть преимущества сетевой компании перед классической.

В свою очередь, предметом исследования выступит изучение характеристик предприятий  малого и сетевого бизнеса.

 

1 РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА  В РОССИИ

 

1.1 Что такое малый бизнес

 

Как явствует из самого определения, “малый бизнес” – это система экономически обособленных малых и средних предприятий, ориентированных на рынок, формирующих структуру и объем производства под воздействием покупательского спроса на товары и услуги, административно не зависимых от государственных и иных учреждений.

Как показывает мировая практика, основным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам  малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.

Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является:

  • численность персонала;
  • размер уставного капитала;
  • величина активов;
  • объем оборота (прибыли, дохода).

На сегодняшний день, в России под субъектами малого бизнеса понимают коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:

- в промышленности - 100 человек;

- в строительстве - 100 человек;

- на транспорте - 100 человек;

- в сельском хозяйстве - 60 человек;

- в научно технической сфере - 60 человек;

- в оптовой торговле - 50 человек;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

А также под субъектами малого бизнеса понимаются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Предпринимательство - это особый вид экономической активности, которая  основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее. Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей - результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

 

1.2 История развития малого  бизнеса в России

 

История малого предпринимательства  в России связана с широким  распространением кооперативов и трудовых артелей. На начало 1917 года действовало  около 50 тысяч кооперативов, причем коллективная собственность распространялась на все этапы - от закупки средств и предметов труда до продажи изготовленного продукта. Артели обладали особой мобильностью, их состав постоянно менялся, сохранялось лишь ядро из четырех-пяти человек.

В период военного коммунизма предпринимательская деятельность переместилась в теневую сферу. В середине 1920-х годов в условиях НЭПа (1921-1928 гг.) 73% торговцев приобрели патенты на торговлю с лотков и киосков, на их долю приходилась треть всего частного товарооборота; 23% торговцев открыли магазины, где были заняты главным образом сами владельцы и члены их семей, доля наемного труда не превышала 25%; и лишь 4% торговых заведений основывались на наемном труде.

В 1930-е годы малый бизнес снова  был вытеснен в теневую сферу. В российской экономической литературе утвердилась концепция, согласно которой крупное производство имело абсолютное преимущество перед мелким, а мелкие производители неизбежно расслаивались и превращались в наемных рабочих. Однако действительность не подтвердила этих выводов. Малый бизнес доказал свою конкурентоспособность в сфере мелкосерийного и индивидуального производства товаров и услуг, особенно инновационных, а также в качестве поставщика комплектующих изделий и услуг для крупного бизнеса.

В то же время не подтвердились  и выводы ряда российских экономистов 1990-х годов о том, что рыночная экономика опирается только на малый  бизнес, поскольку его доля в валовом  внутреннем продукте и общем числе  занятых в развитых странах достигает 40-60%. Большинство формально независимых малых предприятий работает по заказам крупных корпораций, получая от них не только заказы, но и технологии, регламенты управления качеством продукции, кредиты на формирование оборотных средств.

Российское малое предпринимательство с 1990-х годов прошло три этапа развития:

- Первый начался в конце 1980-х годов, когда огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, обусловили быстрое накопление капиталов, организацию производства дефицитных товаров широкого потребления и бытовых услуг, развитие розничной торговли, общественного питания и прочее. Однако на этом этапе ресурсы государственных предприятий перекачивались в теневую экономику и в основном не реинвестировались, а уходили за рубеж и на непроизводственное потребление.

- Второй этап начался в 1991-1992 годах с либерализацией цен1, массовой приватизацией и отменой монополии внешней торговли. В 1991-1994 годах число малых предприятий выросло с 268 до 897 тысяч, а занятость на них - с 5,4 до 8,8 миллионов человек. Число малых научно-технических фирм за один 1993 год выросло в 1,8 раза, несмотря на высокую инфляцию и утрату оборотных средств из-за отсутствия их индексации. К 1996 году число малых фирм достигло максимума (1040 тысяч).

- Третий этап развития малого предпринимательства (с 1996-1997 годов до 2003 года) сопровождался сокращением числа малых предприятий из-за резкого снижения доходности самостоятельной предпринимательской деятельности. Налоги стали отнимать до 80% легального дохода предпринимателей. В итоге в 1990-е годы число малых фирм сократилось до 840 тысяч. Из-за финансового кризиса и потери средств, в банках от трети до половины фирм ушли с легального рынка.

Малый бизнес в России, можно сказать, состоялся на всей территории страны. Только в Москве по состоянию на 1 июля 2010 года зарегистрировано 207 834 малых предприятия и 98 834 индивидуальных предпринимателя.

Выручку в размере от 100 до 500 тыс. руб. получают 8,8% малых предприятий  от общего количества малых предприятий  города Москвы, от 500 до 1000 тыс. руб. - 5,4%, от 1 до 5 млн руб. - 15,4%, от 5 до 10 млн руб. - 7%, от 10 до 50 млн руб. - 12,1%, от 50 млн руб. и более - 7,7% малых предприятий.

Темпы роста налоговых поступлений  от представителей малого и среднего бизнеса Москвы, применяющих общую систему налогообложения, заметно ниже, чем от субъектов малого бизнеса, применяющих специальные режимы налогообложения, по которым наблюдается активная динамика. Так, по единому налогу по упрощенной системе налогообложения прирост составил 29,9%, или 1,11 млрд руб., по единому сельскохозяйственному налогу - 57,8%, или 205,2 млн руб.

Не отстают и регионы. В Уральском  федеральном округе в настоящее  время работает 76 тыс. предприятий  малого бизнеса и 249 тыс. индивидуальных предпринимателей. Годовой оборот каждого предприятия в среднем составляет 13 млн руб. В 2010 году оборот предприятий малого бизнеса вырос на 32%, а объем инвестиций в создание предприятий малого бизнеса увеличился на 20%. На 1000 жителей приходится 31 индивидуальный предприниматель. Для сравнения: в целом по России этот показатель составляет порядка 47%.

 

1.3 Экономическая характеристика  малого бизнеса

 

Рассмотрим  основные преимущества и недостатки малого бизнеса по сравнению с  крупным, оценим его роль в экономике.

К преимуществам  малого бизнеса я отнесла следующие:

1 сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятия, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой;

2 большие размеры повышающие степень формализации организации и понижающие способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям;

3 более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков;

4 малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка;

5 относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий;

6 малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда;

7 работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности

Малый бизнес дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупный. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.

К особенностям недостатков малого бизнеса можно  отнести :

1 по сравнению с крупными предприятиями малые предприятия обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке;

2 малые предприятия зависимы от крупных компаний;

3 слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники;

4 повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

5 малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

6 малые предприятия не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой;

7 несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности малых предприятий к изменениям не велики;

8 малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.

1.4 Особенности развития малого  бизнеса в современной России

 

Малый бизнес в России обладает некоторыми отличающими его от малого бизнеса большинства зарубежных стран особенностями.

К таким особенностям относятся:

- совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности;

- отсутствие четкой специализации, стремление к максимальной самостоятельности;

- низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;

- относительно высокий уровень квалификации кадров и низкий уровень менеджмента, высокая приспособляемость к сложной экономической обстановке;

- неразвитость инфраструктуры поддержки малых предприятий, препятствующая стремлению успешно функционирующих малых предприятий выйти на международные рынки, отсутствие полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных услуг

Информация о работе Специфические особенности развития малого бизнеса на примере сетевых предприятий