Транснациональные корпорации (ТНК): понятие, специфические признаки, методы освоения глобальных рынков, позитивные и негативные результат

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:10, контрольная работа

Описание работы

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ, ТНК (transnational corporation, TNC) – крупная фирма (или объединение фирм разных стран), имеющая зарубежные активы (капиталовложения) и оказывающая сильное влияние на какую-либо сферу экономики (или несколько сфер) в международном масштабе.

Содержание

Содержание
Введение
Организация объединенных наций
Понятие и признаки транснациональных корпораций
Причины возникновения ТНК
Положительные результаты деятельности ТНК
Негативные результаты деятельности ТНК
Роль ТНК в международных экономических отношениях
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

социальное партнерство1.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

  1. Введение
  2. Организация объединенных наций
  3. Понятие и признаки транснациональных корпораций
  4. Причины возникновения ТНК
  5. Положительные результаты деятельности ТНК
  6. Негативные результаты деятельности ТНК
  7. Роль ТНК в международных экономических отношениях
  8. Заключение
  9. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ, ТНК  (transnational corporation, TNC) – крупная фирма (или объединение фирм разных стран), имеющая зарубежные активы (капиталовложения) и оказывающая сильное влияние на какую-либо сферу экономики (или несколько сфер) в международном масштабе.

     В англоязычной литературе по международной  экономике для обозначения международных  бизнес-организаций часто употребляют  также термины «многонациональные фирмы» (multinational firms – MNF) и «многонациональные корпорации» (multinational corporation – MNC), которые используются как синонимы.

     Критерии  и типы ТНК. Выделяют следующие основные качественные признаки ТНК:

     – особенности реализации: фирма реализует  значительную часть своей продукции за рубежом, оказывая тем самым заметное влияние на мировой рынок;

     – особенности размещения производства: в зарубежных странах находятся  некоторые ее дочерние предприятия  и филиалы;

     – особенности прав собственности: собственники этой фирмы являются резидентами (гражданами) различных стран.

     Фирме достаточно иметь хотя бы один из перечисленных  признаков, чтобы попасть в категорию  транснациональных корпораций. Некоторые  крупные компании обладают всеми  этими тремя признаками одновременно.

     Наиболее  важным считается первый признак. Абсолютным лидером по этому критерию является сейчас швейцарская фирма «Нэстле» («Nestle»), которая экспортирует более 98% своей продукции. Что касается интернационализации производства и собственности, то эти два признака могут и отсутствовать.

     В современном мире грань между  транснациональными и обычными корпорациями довольно условна, поскольку по мере развития глобализации экономики происходит интернационализация и рынков сбыта, и производства, и собственности. Из-за того, что исследователи пользуются разными количественными критериями выделения ТНК, в научной литературе называют сильно различающиеся данные о количестве ТНК (на начало 2000-х – от 40 тыс. до 65 тыс.) и масштабов их деятельности.

     Наиболее крупные транснациональные корпорации мира:

     Европа:

     Nestlе - крупнейший в мире концерн по производству продуктов питания.

     Vodafone - британская компания, крупнейший в мире по объёму выручки оператор сотовой связи.

     Philips - крупный международный концерн, работающий в области электроники, медицинского оборудования.

     BP - британская нефтегазовая компания, вторая по величине публично торгующаяся нефтегазовая компания в мире

     Gazprom - газодобывающая и газораспределительная компания, крупнейшая компания в России. Является мировым лидером отрасли. 

     Америка:

     Citigroup - крупнейшая международная корпорация, являющаяся одним из мировых лидеров в сфере финансового обслуживания.

     Microsoft - крупнейшая транснациональная компания по производству программного обеспечения для различного рода вычислительной техники.

     Exxon Mobil - крупнейшая частная нефтяная компания в мире

     Google - американская компания, владеющая первой по популярности в мире поисковой системой Google.

     Boeing - один из крупнейших мировых производителей авиационной, космической и военной техники.  

     Азия и Океания:

     Toyota - крупнейшая японская автомобилестроительная корпорация.

     LG Group - южнокорейская корпорация, производитель электроники, бытовой техники, а также нефтехимических продуктов

     Samsung Group - промышленный концерн (группа компаний), один из крупнейших в Южной Корее.

     Epson - один из крупнейших производителей струйных, матричных и лазерных принтеров, сканеров, настольных компьютеров, проекторов, а также других электронных компонентов.

     Huawei - одна из крупнейших китайских компаний в сфере телекоммуникаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ 

     Организация Объединенных Наций  первоначально, с 1960-х, относила к числу ТНК фирмы с годовым оборотом более 100 млн. долл. и с филиалами не менее чем в шести странах. Позже стали применяться менее жесткие критерии. Сейчас ООН считает транснациональными те корпорации, которые обладают следующими формальными признаками:

     – они имеют производственные ячейки не менее чем в двух странах;

     – они проводят согласованную экономическую политику под централизованным руководством;

     – ее производственные ячейки активно  взаимодействуют друг с другом –  обмениваются ресурсами и ответственностью.

     Среди российских экономистов принято  делить все ТНК по критерию национальной принадлежности на две подгруппы:

     1) собственно транснациональные корпорации  – национальные фирмы, чья  деятельность «выплескивается»  за границы той страны, где  находится их штаб-квартира;

     2) многонациональные фирмы – объединения  национальных бизнес-организаций  разных государств.

     Подавляющее большинство современных ТНК  имеют четкое национальное «ядро», т.е. относятся к первому типу. Многонациональных фирм довольно мало, обычно в качестве примера приводят две англо-голландские фирмы –  нефтеперерабатывающий концерн  «Роял-Датч Шелл» («Royal Dutch Shell») и химический концерн «Юнилевер» («Unilever»).

     По  масштабам деятельности все ТНК  делят на крупные и малые. Условным критерием является величина годового оборота: так, в 1980-е к крупным  ТНК относили лишь те, которые имели  годовой оборот более 1 млрд. долл. Если малые ТНК имеют в среднем по 3–4 зарубежных филиала, то у крупных ТНК их число измеряется десятками и даже сотнями.

     Как особую разновидность ТНК выделяют транснациональные банки (ТНБ), занимающиеся кредитованием бизнеса и организацией денежных рассчетов в международном масштабе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ  КОРПОРАЦИЙ 

     Быстрый рост прямых иностранных инвестиций, выход технологического разделения труда за пределы фирм, отраслей и национальных границ сопровождается появлением гигантских международных научно-производственных комплексов с филиалами в разных странах и на разных континентах. Транснациональные корпорации превращают мировую экономику в международное производство, обеспечивая ускорение научно-технического прогресса во всех его направлениях - технический уровень и качество продукции, эффективность производства, совершенствование форм менеджмента, управления предприятиями.

     Под транснациональными корпорациями понимаются международные фирмы, имеющие свои хозяйственные подразделения в двух или более странах и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров на основе такого механизма принятия решений, который позволяет проводить согласованную политику и общую стратегию, распределяя ресурсы, технологии и ответственность для достижения результата - получения прибыли.

     Транснациональным корпорациям принадлежат или  ими контролируются комплексы производства или обслуживания, находящиеся за пределами страны, в которой эти  корпорации базируются, имеющие обширную сеть филиалов и отделений в разных странах и занимающие ведущее положение в производстве и реализации того или иного товара.

     В иностранной литературе выделяются следующие признаки транснациональных корпораций:

     1. фирма реализует выпускаемую продукцию более чем в одной стране;

     2. ее предприятия и филиалы расположены  в двух и более странах;

     3. ее собственники являются резидентами  различных стран.

     Следовательно, признаки транснациональных корпораций относятся к сфере обращения, производства и собственности.

     Реально функционирующим фирмам достаточно отвечать любому из перечисленных признаков, чтобы попасть в категорию  транснациональных корпораций. Многие крупные компании обладают всеми  тремя признаками одновременно.

     Некоторые фирмы, обладающие признаками транснациональных корпораций, появились очень давно. Так, East India Company образовалась в 1600 г., некоторые другие крупные фирмы существуют уже не одно столетие. Однако в основном формирование транснациональных корпораций относится к 60-м годам ХХ века, когда ведущие компании западных стран начали осуществлять массированный вывоз капитала. Научно-технический прогресс также способствовал их возникновению. Углубление общественного разделения труда и внедрение новых технологий создавали возможности для пространственного разъединения отдельных технологических процессов, а появление новых средств транспорта и связи способствовало реализации этих возможностей. Единый процесс производства стал дробиться и размещаться с учетом различий в ценах национальных факторов производства. Стала развиваться пространственная децентрализация производства в планетарном масштабе при концентрации капитала.

     На  первом этапе транснационализации деятельности крупных промышленных фирм они инвестировала прежде всего, в сырьевые отрасли иностранных государств, а также создавали в них собственных распределительные и сбытовые подразделения. Последнее вызывалось не только тем, что создание собственных заграничных распределительных и сбытовых подразделение требовало существенно меньше инвестиций, чем создание за границей производственных предприятий, но и возможным негативным влиянием новых производственных мощностей на способность поддерживать эффективный уровень загрузки мощностей на домашних предприятиях фирмы. Такое влияние проявлялось особенно сильно при производстве одинаковой или слабо дифференцированной продукции (например, этот фактор сдерживал рост производственных инвестиций металлургических фирм, в то время, как фирмы пищевой и других отраслей промышленности, производившие изделия с определенными товарными марками, более охотно инвестировали в создание производственных предприятий за границей).

     Второй  этап эволюции стратегии транснациональных корпораций связан с усилением роли зарубежных производственных подразделений транснациональных корпораций и интеграции зарубежных производственных и сбытовых операций. При этом производственные зарубежные отделения специализировались в основном на производстве продукции, которая на предыдущих стадиях производственного цикла производилась материнскими фирмами. По мере дифференциации спроса и усиления интеграционных процессов в различных регионах мира производственные филиалы транснациональных корпораций все более переориентируются на производство продукции, отличной от производимой материнской фирмой, а сбытовые подразделения - на обслуживание складывающихся региональных рынков.

     Прямые  зарубежные инвестиции в послевоенные годы росли очень быстро и их рост напрямую связан с деятельностью  транснациональных корпораций. Крупнейшей инвестирующей страной были США, а направлялись инвестиции преимущественно в развивающиеся страны. Однако с начала 70-х гг. рост прямых зарубежных инвестиций замедлился, изменилась их направленность - они стали направляться в основном в страны Западной Европы. С начала 80-х гг. прямые инвестиции из Англии, Германии, Канады стали направляться в США. США превращаются в крупнейшую принимающую державу.

     Попробуем проиллюстрировать роль инвестиций японских фирм в модернизации американской автомобильной промышленности и сопряженных с ней отраслей уже в современных условиях.

Информация о работе Транснациональные корпорации (ТНК): понятие, специфические признаки, методы освоения глобальных рынков, позитивные и негативные результат