Унитарное предприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 04:57, контрольная работа

Описание работы

Внедрение высокоточных и емких технологий, реализация крупных проектов требуют огромных материальных затрат. Решить такого рода задачу в условиях рыночных отношений можно путем объединения капиталов самих участников рыночных отношений. Появление коллективных образований, называемых юридическими лицами, обусловлено их возможностью быстро концентрировать в значительном количестве капитал, что не под силу одному физическому лицу. В свою очередь, концентрация капитала у коллективных образований способствует более быстрому внедрению новых технологий реализации крупных проектов, то есть тому, что может быть осуществлено коллективом.

Содержание

Введение ………………………………………………….
1. Государственные и муниципальные унитарные предприятия ……..
2. Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий ………….
Заключение ………………………………………………………
Список источников ……………………………………………….

Работа содержит 1 файл

женьке.docx

— 37.42 Кб (Скачать)

Содержание

Введение ………………………………………………….

  1. Государственные и муниципальные унитарные предприятия ……..

  2. Реорганизация и ликвидация унитарных  предприятий ………….

Заключение ………………………………………………………

Список  источников ………………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Внедрение высокоточных и емких технологий, реализация крупных проектов требуют  огромных материальных затрат. Решить такого рода задачу в условиях рыночных отношений можно путем объединения  капиталов самих участников рыночных отношений. Появление коллективных образований, называемых юридическими лицами, обусловлено их возможностью быстро концентрировать в значительном количестве капитал, что не под силу одному физическому лицу. В свою очередь, концентрация капитала у коллективных образований способствует более  быстрому внедрению новых технологий реализации крупных проектов, то есть тому, что может быть осуществлено коллективом.

     Унитарные предприятия как юридические  лица являются важнейшими субъектами хозяйствования, участвующие в рыночных отношениях. Унитарные предприятия  вносят огромный вклад в экономику  страны. В связи с этим последнее  время к унитарным предприятиям уделяется большое внимание, о  чем свидетельствуют имеющиеся  теоретические и практические наработки  в гражданском законодательстве. Например, разрабатывается проект Закона "Об унитарных предприятиях".

     Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности  на имущество, закрепленное за ней собственником. Унитарные предприятия представляют собой организационно-правовую форму, посредством которой осуществляют деятельность коммерческие организации - юридические лица, являющиеся субъектами предпринимательского права (ст.113-115 ГК РФ).

     От  иных коммерческих организаций унитарные  предприятия отличаются тем, что  они не наделены правом собственности  на закрепляемое за ними имущество.

     Имущество унитарного предприятия является неделимым  и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе  между его работниками.

     Актуальность  данной работы обусловлена особенностями  конструкции унитарного предприятия  как юридического лица. Юридическое  лицо, являясь субъектом гражданских  правоотношений, действует на основании  государственной регистрации. Вследствие этого прекращение юридического лица ведет изменениям, которые следует учитывать.

     Бурное  развитие экономики середины - конца XIX века дало мощный импульс развитию учения о юридических лицах. Появились  оригинальные исследования проблем  юридических лиц таких авторов, как Савиньи, Иеринг, Гирке, Дернбург, Саллейль и других, преимущественно немецких и французских цивилистов, которые заложили основы современного понимания этого института.

     В России значение унитарных предприятий  возрастает вследствие усложнения инфраструктуры и интернационализации предпринимательской  деятельности, расширения государственного вмешательства в экономику, появления  новых информационных технологий. Соответственно этому увеличивается объем законодательства об унитарных предприятиях и, отчасти, повышается его качество.

     Отдельным аспектом проблемы выступает вопрос прекращения деятельности унитарных  предприятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Государственные и муниципальные унитарные предприятия

     В Российской Федерации создаются  и действуют следующие виды унитарных  предприятий:

     1. Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее - государственное предприятие), муниципальное предприятие;

     2. Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее - казенное предприятие).

     Правоспособность  унитарных предприятий в отличие  от иных коммерческих организаций не общая, а специальная, т.е. они могут  осуществлять только те виды предпринимательской  деятельности, которые закреплены в  уставе предприятия (ст.49, 113 ГК РФ, ст.3, 8 Федерального закона "О государственных  и муниципальных унитарных предприятиях").

     Данное  положение нашло отражение и  в судебно-арбитражной практике. Так, в п.18 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 отмечено, что "унитарные предприятия, а также другие коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными.

     Необходимо  также учитывать, что действующее  законодательство ограничивает деятельность унитарных предприятий в определенных сферах предпринимательской деятельности. Статья 1015 ГК РФ устанавливает запрет на деятельность унитарного предприятия  в качестве доверительного управляющего. Казенное предприятие не может быть таможенным брокером.

     На  начальном этапе проведения рыночных преобразований в России возобладала  точка зрения о необходимости  прекращения создания новых федеральных  государственных унитарных предприятий, ликвидации существующих и создания на их базе федеральных казенных предприятий  с закреплением за ними на праве  оперативного управления всего имущества  ликвидируемых федеральных государственных  унитарных предприятий, что нашло  отражение в нормах Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. N 1003 "О реформе государственных предприятий".

     Однако  дальнейшее развитие рыночных отношений  в Российской Федерации, практика формирования законодательной основы рыночной экономики  свидетельствуют об ошибочности  указанной выше позиции. Законодатель направил усилия на создание механизма  управления унитарными предприятиями, повышения эффективности их хозяйственной  деятельности, а также отдачи от имущества, переданного унитарным  предприятиям на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, создания адекватной правовой базы их деятельности.

     Если  до середины 90-х гг. можно было говорить об отсутствии адекватной нормативной  правовой базы деятельности унитарных  предприятий, то в настоящее время  такая база в значительной мере создана  и служит хорошей основой для  развития государственного сектора  экономики, подтверждением чего является принятый 14 ноября 2002 г. Федеральный  закон "О государственных и  муниципальных унитарных предприятиях". По существу, произошла трансформация, приспособление такой организационно-правовой формы субъектов предпринимательской деятельности, как государственное предприятие, к современным условиям рыночной экономики.

     Государственные предприятия и казенные заводы не являются изобретениями советской  эпохи.

     Среди видов предпринимательской деятельности в XVII в. следует прежде всего назвать казенное предпринимательство. Само государство выступало как крупнейший торговый и промышленный предприниматель. Казенное предпринимательство было связано прежде всего с военной, добывающей, металлургической, текстильной промышленностью, а также с внешней торговлей. В XVII в. значительно расширилось производство на крупных казенных предприятиях типа централизованной мануфактуры Пушечного двора, где наряду с пушками отливались колокола и паникадила. Здесь работало около 100 человек, при мастерских имелись ученики. В XVII в. была создана Оружейная палата. Там производилось легкое огнестрельное и холодное оружие. Это была мануфактура рассеянного типа: многие мастера, среди которых были специалисты различного профиля, работали на дому. Общее число работавших на мануфактуре составляло около 300 человек.

     В 1913 г. казенные промышленные предприятия (вместе с техническими заведениями  и складами) занимали 2,7% в общей  сумме доходов госбюджета. Среди  этих предприятий основную роль играли горные заводы: из валового дохода в 22,4 млн. руб. на долю горных заводов приходилось 17 млн. руб. (свыше 75%). Государство стремилось перевести их на "коммерческие основания". Казенным заводам предлагалось определять себестоимость выполненного заказа, к себестоимости "назначать" до 15% на прибыль. Из прибыли осуществлялись модернизация и расширение производства, 10% ее предназначалось на премирование администрации.

     Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное  наименование на русском языке. Унитарное  предприятие вправе иметь также  полное и (или) сокращенное фирменное  наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

     Полное  фирменное наименование государственного или муниципального предприятия  на русском языке должно содержать  слова "федеральное государственное  предприятие", "государственное  предприятие" или "муниципальное предприятие" и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

     Полное  фирменное наименование казенного  предприятия на русском языке  должно содержать слова "федеральное  казенное предприятие", "казенное предприятие", или "муниципальное  казенное предприятие" и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации  или муниципальное образование.

     Фирменное наименование унитарного предприятия  на русском языке не может содержать  иные отражающие его организационно-правовую форму термины, в том числе  заимствованные из иностранных языков, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами РФ.

     По  согласованию с собственником его  имущества унитарное предприятие  может создавать филиалы и  открывать представительства.

     Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а  также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с  федеральным законом допускается  участие юридических лиц.

     Унитарные предприятия не вправе выступать  учредителями (участниками) кредитных  организаций.

     Решение об участии унитарного предприятия  в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято  только с согласия собственника имущества  унитарного предприятия.

     Распоряжение  вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или  товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями  осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его  имущества.

     Унитарное предприятие несет ответственность  по своим обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом. Оно не отвечает по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

     Российская  Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут  ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, когда несостоятельность (банкротство) предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

     Российская  Федерация, субъекты Российской Федерации  или муниципальные образования  несут субсидиарную ответственность  по обязательствам своих казенных предприятий  при недостаточности имущества  последних.

     Закон о государственных и муниципальных  предприятиях (ст.8) устанавливает примерный  перечень случаев, когда унитарное  предприятие может быть создано. Так, государственное или муниципальное  предприятие может быть создано  в случае:

     - необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

     - необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

     - необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

     - необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

Информация о работе Унитарное предприятие