Унитарное предприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 04:57, контрольная работа

Описание работы

Внедрение высокоточных и емких технологий, реализация крупных проектов требуют огромных материальных затрат. Решить такого рода задачу в условиях рыночных отношений можно путем объединения капиталов самих участников рыночных отношений. Появление коллективных образований, называемых юридическими лицами, обусловлено их возможностью быстро концентрировать в значительном количестве капитал, что не под силу одному физическому лицу. В свою очередь, концентрация капитала у коллективных образований способствует более быстрому внедрению новых технологий реализации крупных проектов, то есть тому, что может быть осуществлено коллективом.

Содержание

Введение ………………………………………………….
1. Государственные и муниципальные унитарные предприятия ……..
2. Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий ………….
Заключение ………………………………………………………
Список источников ……………………………………………….

Работа содержит 1 файл

женьке.docx

— 37.42 Кб (Скачать)

     Федеральное казенное предприятие вправе отчуждать  или иным способом распоряжаться  принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

     Казенное  предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие  вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему  имуществом только с согласия соответственно уполномоченного органа государственной  власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного органа местного самоуправления.

     Уставом казенного предприятия могут  быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества этого предприятия.

     Казенное  предприятие самостоятельно реализует  произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ. Оно вправе распоряжаться принадлежащим ему  имуществом, в том числе с согласия собственника имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой  определены уставом предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов  и расходов, утверждаемой собственником  имущества предприятия (ст.17, 18 Закона о государственных и муниципальных  предприятиях).

     Собственник имущества государственного или  муниципального предприятия имеет  право на получение части прибыли  от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

     Государственное или муниципальное предприятие  ежегодно перечисляет в соответствующий  бюджет часть прибыли, остающейся в  его распоряжении после уплаты налогов  и иных обязательных платежей, в  порядке, размерах и в сроки, которые  определяются Правительством РФ, уполномоченными  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации или органами местного самоуправления.

     Порядок распределения доходов казенного  предприятия определяется Правительством РФ, уполномоченными органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  или органами местного самоуправления.

     Деятельность  государственных унитарных предприятий  планируется. Минэкономразвития России при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации включает в раздел "Проектировки развития государственного сектора экономики  Российской Федерации" показатели развития государственных унитарных предприятий. Федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены координация  и регулирование деятельности в  соответствующих отраслях (сферах управления), осуществляют с привлечением при  необходимости Минфина России и  иных ведомств утверждение по согласованию с Минэкономразвития России показателей  экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных  предприятий, определение размера (доли) их прибыли, подлежащей перечислению в  федеральный бюджет.

     Производственно-хозяйственная  деятельность унитарного предприятия  осуществляется в соответствии с  планом (программой) его финансово-хозяйственной  деятельности. Взаимоотношения предприятия  с поставщиками материальных ресурсов и потребителями продукции (работ, услуг) строятся на договорной основе.

     Предприятие разрабатывает по согласованию с  уполномоченным органом план развития предприятия, предусматривающий:

     - мероприятия, необходимые для обеспечения его устойчивой работы по выполнению плана-заказа и разрешенной самостоятельной хозяйственной деятельности;

     - задания по вводу в действие и выводу производственных мощностей;

     - задания по созданию и освоению новых видов продукции;

     - задания по подготовке и переподготовке кадров;

     - условия реализации плана развития предприятия, в том числе финансовые затраты и источники их покрытия.

     Уполномоченный  орган осуществляет контроль за выполнением плана. Предприятие ежеквартально представляет уполномоченному органу статистическую и бухгалтерскую отчетность по установленной форме о выполнении плана и о выпуске продукции (работ, услуг).

     Эффективность деятельности предприятия и его  управления во многом зависит от руководителя. Действующее законодательство определяет порядок назначения руководителей  федеральных государственных унитарных  предприятий, который предусматривает  проведение конкурса на замещение должности  руководителя федерального государственного унитарного предприятия, заключение контракта  с руководителем и регулярное проведение аттестации руководителей.

     Руководитель  унитарного предприятия (директор, генеральный  директор) является его единоличным  исполнительным органом. Он назначается  собственником имущества унитарного предприятия и подотчетен собственнику.

     Руководитель  действует от имени унитарного предприятия  без доверенности, в том числе  представляет его интересы, совершает  в установленном порядке сделки от его имени, утверждает структуру  и штаты предприятия, осуществляет прием на работу работников, заключает  с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.

     Руководитель  унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества  этого предприятия.

     Руководитель  не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности  и заниматься другой оплачиваемой деятельностью  в государственных органах, органах  местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме  преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, когда участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.

     Руководитель  отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества предприятия.

     В случаях, предусмотренных федеральными законами и изданными в соответствии с ними правовыми актами, в унитарном  предприятии могут быть образованы совещательные органы (ученые, педагогические, научные, научно-технические советы и др.). Уставом унитарного предприятия  должны быть определены структура таких  органов, их состав и компетенция (ст.21 Закона о государственных и муниципальных  предприятиях).

     В Законе о государственных и муниципальных  предприятиях (ст.22, 23) установлены последствия  совершения сделок с заинтересованностью  и крупных сделок.

     Руководитель  унитарного предприятия при осуществлении  своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах  унитарного предприятия добросовестно  и разумно. Он несет в установленном  законом порядке ответственность  за убытки, причиненные предприятию  его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества предприятия.

     Собственник имущества унитарного предприятия  вправе предъявить иск о возмещении убытков, причиненных предприятию, к его руководителю.

     Повышение эффективности управления государственным  и муниципальным имуществом предполагает предоставление собственнику имущества  в лице его органов определенного  объема прав в отношении предприятия. В соответствии с Законом о  государственном и муниципальном  предприятии (ст.20) собственник имущества  такого предприятия, в частности:

     - принимает решение о создании унитарного предприятия;

     - определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на его участие в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

     - определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

     - утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав в новой редакции;

     - принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы предприятия;

     - формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;

     - назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

     - согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

     - утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

     - дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;

     - осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества.

     Помимо  указанных правомочий, собственник  имущества казенного предприятия  вправе:

     - изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;

     - доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

     - утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.

     Невнимание  государства к деятельности унитарных  предприятий, по существу отказ от использования  высокого потенциала многих из них  сменилось на проведение политики, направленной на повышение эффективности  их деятельности и использования  федерального имущества, закрепленного  в хозяйственном ведении государственных  унитарных предприятий. В указанных  целях федеральные органы исполнительной власти, на которые возложена координация  и регулирование деятельности в  соответствующих отраслях (сферах) управления, ежегодно утверждают программы  деятельности подведомственных им федеральных  государственных унитарных предприятий  по установленной форме в соответствии с правилами разработки и утверждения  таких программ. Для проведения анализа  эффективности деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных  предприятий федеральным органом  исполнительной власти образуется комиссия, а при необходимости - несколько  комиссий. Показатели экономической  эффективности деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных  предприятий ежегодно утверждаются федеральными органами исполнительной власти в составе программ их деятельности. При утверждении этих программ и  определении подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли  федеральных государственных унитарных  предприятий федеральный орган  исполнительной власти руководствуется  планируемой суммой доходов федерального бюджета, формируемых за счет части прибыли всех подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий, учтенной при подготовке проекта федерального бюджета на соответствующий год*(266).

     Контроль  эффективности управления и производственно-хозяйственной  деятельности государственного унитарного предприятия осуществляется путем  сбора статистической информации, отчетности руководителя государственного унитарного предприятия и ее анализа предоставляемой  ежеквартально согласно установленному порядку в соответствующий государственный  орган, проведением аудиторских проверок и внутреннего контроля.

     Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия  в случаях, определенных собственником  его имущества, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.

     Контроль  за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий

     Существует  несколько возможностей реорганизации унитарных предприятий.

     Процесс реорганизации унитарного предприятия  возможен только по принятию решения  собственником предприятия или  уполномоченными государственными органами. Преобразование унитарного предприятия путём его реорганизации  проводится в рамках Законодательства РФ по постановлению суда или госоргана, имеющего соответствующие полномочия. Данный процесс применяется для  следующих случаев юридической практики:

     - объединение нескольких унитарных предприятий (от двух и выше);

     - вливание нескольких унитарных предприятий в одно уже существующее унитарное предприятие, под его юрисдикцию;

     - образование нескольких унитарных предприятий из одного базового унитарного предприятия;

     - отделение от базового унитарного предприятие нескольких унитарных предприятий (от двух и выше);

     - изменение организационно–правовой формы унитарного предприятия в юридическое лицо, перечень форм которого регламентируется Федеральными законами РФ.

     Смена собственника носит для унитарных  предприятий принципиальный характер. Обратный порядок ликвидация ооо (реорганизации), то есть слияния и присоединения унитарных предприятий возможны лишь в том случае, если все они имеют одного собственника. При этом, если имущество государства или муниципалитета переходит к другому собственнику (юридическим лицам РФ) и, вследствие этого, изменяется юрисдикция унитарного предприятия, то данный процесс не может быть зафиксирован в качестве реорганизации унитарного предприятия. В этом случае оформляется документальная передача имущества другому собственнику, регистрируются изменения устава унитарного предприятия.

Информация о работе Унитарное предприятие