Управление производственными запасами

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов организации запасов на предприятии.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
раскрыть функциональную роль запасов на предприятии;
рассмотреть методы оценки запасов предприятия;
изучить существующие модели и системы управлению запасами;
проанализировать процесс управления запасами предприятия;
предложить пути совершенствования управления запасами на предприятии.
Предмет исследования - это факторы, влияющие на управление производственными запасами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ЗАПАСАМИ 5
Производственные запасы: понятие и классификация, причины создания 5
Модели управления запасами 10
Системы контроля за состоянием запасов 19
Методы оценки эффективности управления запасами 24
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «РОГАЧЕВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»………….…..…32
Краткая характеристика предприятия 32
Общий анализ управления запасами на предприятии. 32
АВС- и XYZ - анализы запасов. 37
2.4Рекомендации по совершенствованию системы управления запасами. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

Работа содержит 1 файл

оСНОВА.docx

— 495.04 Кб (Скачать)

     Таким образом, применение XYZ-анализа позволяет  разделить весь ассортимент на группы в зависимости от стабильности продаж. По полученным результатам целесообразно провести работу по выявлению и устранению основных причин, влияющих на стабильность и прогнозируемость продаж. При комплексном анализе состояния системы управления товарными ресурсами наиболее продуктивно совмещение результатов АВС- и XYZ-анализов.

     Совмещение  АВС- и XYZ-анализов происходит по следующей  схеме:

     Сначала проводится ABC-анализ товаров по сумме  полученного дохода или по сумме  отгруженного товара за весь учетный  период (например за год). Затем осуществляется XYZ-анализ этих товаров за весь этот же период (например по ежемесячным продажам за год). После этого результаты совмещаются.

     При совмещении определяется девять групп  товаров:

  A B C
X АХ ВХ СХ
Y AY BY CY
Z AZ BZ CZ

     Товары  групп А и В обеспечивают основной товарооборот компании. Поэтому необходимо обеспечивать постоянное их наличие. Общепринятой является практика, когда по товарам группы А создается избыточный страховой запас, а по товарам группы В - достаточный. Использование XYZ-анализа позволяет точнее настроить систему управления товарными ресурсами и за счет этого снизить суммарный товарный запас.

     Товары  группы АХ и ВХ отличает высокий  товарооборот и стабильность. Необходимо обеспечить постоянное наличие товара, но для этого не нужно создавать  избыточный страховой запас. Расход товаров этой группы стабилен и хорошо прогнозируется.

     Товары  группы AY и BY при высоком товарообороте  имеют недостаточную стабильность расхода, и, как следствие, для того чтобы обеспечить постоянное наличие, нужно увеличить страховой запас.

     Товары  группы AZ и BZ при высоком товарообороте  отличаются низкой прогнозируемостью  расхода. Попытка обеспечить гарантированное  наличие по всем товарам данной группы только за счет избыточного страхового товарного запаса приведет к тому, что средний товарный запас компании значительно увеличиться. По товарам  данной группы следует пересмотреть систему заказов. Часть товаров  нужно перевести на систему заказов  с постоянной суммой (объемом) заказа, по части товаров необходимо обеспечить более частые поставки, выбрать поставщиков, расположенных близко к вашему складу (и снизить тем самым сумму страхового товарного запаса), повысить периодичность контроля, поручить работу с данной группой товаров самому опытному менеджеру компании и т. п.

     Товары  группы С составляют до 80% ассортимента компании. Применение XYZ-анализа позволяет сильно сократить время, которое менеджер тратит на управление и контроль над товарами данной группы

     По  товарам группы СХ можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас.

     По  товарам группы CY можно перейти  на систему с постоянной суммой (объемом) заказа, но при этом формировать  страховой запас, исходя из имеющихся у компании финансовых возможностей.

     В группу товаров CZ попадают все новые  товары, товары спонтанного спроса, поставляемые под заказ и т. п. Часть этих товаров можно безболезненно  выводить из ассортимента, а другую часть нужно регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или  труднореализуемые товарные запасы, от которых компания несет потери. Выводить из ассортимента необходимо остатки товаров, взятых под заказ или уже не выпускающихся, то есть товаров, обычно относящихся к категории стоков.

     Итак, использование совмещенного АВС  и XYZ - анализов позволит:

  • повысить эффективность системы управления товарными ресурсами;
  • повысить долю высокоприбыльных товаров без нарушения принципов ассортиментной политики;
  • выявить ключевые товары и причины, влияющие на количество товаров хранящихся на складе;
  • перераспределить усилия персонала в зависимости от квалификации и имеющегося опыта.

     Кроме описанных выше анализов АВС и XYZ, существует множество разнообразных методов оценки запасов. В таблице 1.2 приведены и описаны наиболее распространенные их них. 
 
 

     Таблица 1.2 - Прочие методы оценки материальных запасов

Название  метода Содержание  метода Порядок расчета
Метод средневзвешенных цен Устанавливается средняя цена для данного учетного периода по каждому наименованию материального запаса Находит частное  отделения общей себестоимости  запасов определенного вида на их количество (на начало отчетного периода и поступивших в этом периоде)
Метод LIFO (Last-In-First-Out) Оценка по себестоимости последних по времени приобретения запасов Запасы рассчитываются по фактической себестоимости ранних по времени приобретения партий, а себестоимость реализации продукции – по себестоимости поздних партий
Метод FIFO (first-in-first-out) Оценка по себестоимости последних по времени приобретения запасов Запасы оцениваются  по фактической себестоимости последних по времени приобретения партий, а себестоимость реализации продукции – по себестоимости ранних партий
Метод нормативных затрат Устанавливается нормативная стоимость каждого наименования материалов Рассчитывают  на основе стандартов, включающих целевые затраты, планируемые в начале отчетного периода, и показывающих будущую стоимость материалов
Метод трансфертных цен Принимается цена, используемая для определения стоимости продукции, полуфабрикатов, передаваемых одним центром ответственности другому 1. Рыночная цена  – устанавливают органы управления предприятия, ориентируясь на внешние рыночные цены

2. Затратная  цена – рассчитывают на основе стандартной или фактической себестоимости продукции

 
 
 

 

ГЛАВА 2

ОЦЕНКА  СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ  ОАО «РОГАЧЕВСКИЙ ХЛЕБОЗАВОД» 

2.1. Краткая характеристика  предприятия. 

     Открытое  акционерное Общество «Рогачевский хлебозавод». – один из торгово-производственных компаний кондитерского рынка области .

     В настоящий момент продукцию компании «Рогачевский хлебозавод».

     представляют следующие бренды: «Прибалтийский», «James Baker», «Частная галерея», «Dr.Körner», «ElMarino», «Uniservis».

     ОАО «Рогачевский хлебозавод» – свовременная, прогрессивно развивающаяся компания. Большинство производственных площадок оснащено новейшим оборудованием, что позволяет сделать производство экологически чистым и уменьшить его зависимость от человеческого фактора.

     Качество  продукции - одна из самых приоритетных ценностей компании. Производственный процесс выстраивается таким  образом, что качество уже заложено в продукте. Большое внимание уделяется выбору поставщиков сырья – при изготовлении продукции используются только высококачественные ингредиенты, не содержащие ГМО и другие вредные вещества.

     Компания  «Рогачевский хлебозавод»насчитывает более 500 сотрудников .

     Организационная структура ОАО «Рогачевский хлебозавод» сложилась под влиянием нескольких факторов:

  • во-первых, это необходимость в процессе объединения слить две во многом разные структуры, при этом, не потеряв преимуществ каждой из них;
  • во-вторых, это географическая разрозненность;
  • в-третьих, большой ассортимент продукции под различными торговыми марками.

     В итоге была создана матричная структура: во главе каждой продуктовой линейки (на сегодняшний день их 5) стоит Директор, он курирует все вопросы, связанные с разработкой, усовершенствованием, выпуском и продажей входящих в нее продуктов. С другой стороны, сохраняются и функциональные руководители, курирующие традиционные направления деятельности любой организации, финансы, кадры, юридические вопросы и т.д. Такая организационная структура позволяет выгодно сочетать опыт каждого руководителя в своей сфере с доскональным знанием и фокусировкой на отдельных продуктах.  
 
 
 

2.2. Общий анализ управления запасами на предприятии. 

     1 этап - Анализ запасов в предшествующем периоде

     Основной  задачей этого анализа является выявление уровня обеспеченности производства и реализации продукции соответствующими запасами в предшествующем периоде и оценка эффективности их использования.

     На  первой стадии рассматриваются показатели общей суммы запасов, - а именно: темпы ее динамики, удельный вес  в объеме оборотных активов.

     Определим удельный вес (УВ) запасов в объеме оборотных активов (по данным баланса): 

2009 г 2010 г
на  начало на  конец на  начало на  конец
995184 – 100%

296886 –  З

УВ = 30 %

1254306 – 100%

308222 –  З

УВ = 25%

1254306 – 100%

308222 –  З

УВ = 25%

1393553 – 100%

302841 –  З

УВ = 22%

     В 2009 г. удельный вес запасов в объеме оборотных активов уменьшился на 5%, а в 2010 г. – на 3%. Это говорит о том, что в 2010 г. у предприятия было больше затруднений со сбытом своей продукции по сравнению с предшествующим периодом.

     На  второй стадии анализа изучается  структура запасов в разрезе  их видов и основных групп, выявляются сезонные колебания их размера. 

Таблица 2.1 - Структура запасов

Вид запаса 2009 г 20010г
На  начало, % На конец, % На начало, % На конец, %
1. Сырье и материалы 86 81 81 85
2. Затраты в незавершенном производстве 9 7,5 7,5 4,5
3. Готовая продукция 1,2 0,28 0,28 6,6
4. Расходы будущих периодов 3,8 11 11 3,5

     Самый большой удельный вес в структуре  всех запасов занимают запасы сырья, материалов и других аналогичных  ценностей (около 80%). Затраты в незавершенном производстве имеют постоянную тенденцию к снижению. Запасы готовой продукции пополняются по мере их остатка менее 1%. Доля расходов будущих периодов постоянно меняется и имеет диапазон колебаний от 3,5% до 11% в структуре запасов.

     На  третьей стадии анализа изучается  эффективность использования групп  запасов, их объема в целом, которая  характеризуется показателями их оборачиваемости.

     Оборачиваемость запасов характеризуется двумя  показателями: временем обращения и  скоростью товарооборота.

     Время обращения (В) показывает число дней, за которые был реализован средний запас в прошедшем периоде, и вычисляется по формуле (2.1):

(2.1)

где - средний  запас, руб.;

     Одн - фактический однодневный товарооборот этого же периода, руб.

     Скорость  товарооборота (С) показывает число оборотов среднего товарного запаса и определяется по формуле (2.2):

(2.2)

где О - объем товарооборота, руб.

     Средние товарные запасы вычисляются в зависимости  от наличия известных данных:

  • если имеются данные на две даты, это используют среднюю арифметическую простую:
(2.3)

где  Зн -  запасы на начало периода, руб.;

     Зк - запасы на конец периода, руб.

     Однодневный товарооборот определяется путем деления  общего объема товарооборота на число  дней в периоде:

     
(2.4)
 

где t – число дней в периоде.

Рассчитаем  средние запасы в отчетном и базисном периоде:

     07 = = 302554 тыс. руб.

Информация о работе Управление производственными запасами