Управление затратами на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 11:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является разработка мероприятий, повышающих эффективность управления затратами на предприятии.

Работа содержит 1 файл

курсовая не УДАЛЯТЬ.doc

— 337.00 Кб (Скачать)

      1.3 Концептуальные основы  управления затратами  предприятия 

      Процесс управления затратами предприятия  носит комплексный характер и  предусматривает решение следующих  вопросов:

      - значение того, где, когда и  в каких объемах расходуются ресурсы предприятия;

      - прогноз того, где, для чего  и в каких объемах необходимы  дополнительные финансовые ресурсы;

      - умение обеспечить максимально  высокий уровень отдачи от  использования ресурсов.

      Управление  затратами – это умение экономить ресурсы и максимизировать отдачу от них.

      Одним из самых эффективных методов  решения задач финансового анализа  с целью оперативного и стратегического  планирования служит операционный анализ, называемы также анализом «Издержки  – Объем -Прибыль», отслеживающий зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства (сбыта).

      Операционный  анализ является составной частью управленческого  учета. Его ключевыми элементами является: операционный рычаг, порог  рентабельности и запас финансовой прочности. Названные элементы можно дополнить маржинальным доходом. Промежуточный маржинальный доход – это результат от реализации товаров после возмещения той части переменных и постоянных затрат, величина которой потребуется при производстве рассматриваемого изделия либо изменяется с изменением объема выпуска.

      Если  анализ безубыточности позволяет определять и изучать точку безубыточности (порог рентабельности, критический  объем производства и продаж), запас  финансовой прочности (индекс безопасности), то более широкое использование маржинального дохода в анализе позволяет также определить цену, объем производства и продаж для получения планируемой прибыли, обосновывать выбор оборудования, технологий производства и т.п.

      Обобщая вышеизложенное, следует сказать, что помимо оценки операционного рычага, анализа безубыточности к операционному анализу можно также отнести различные методы маржинально анализа; метод предельных затрат, изучающий изменение общей суммы затрат, полученное в результате увеличения выпуска продукции на одно изделие при неизменных общих факторах.

      Важнейшей составляющей операционного анализа  является разделение затрат на переменные и постоянные.5

      Переменные  затраты меняются в целом прямо  пропорционально изменениям объема производства товаров (работ, услуг). К ним относятся затраты на сырье и основные материалы, технологическое топливо и энергию, основную заработную плату производственных рабочих и т.п.

      К постоянным относятся затраты, общая  величина которых существенно не меняется при уменьшении или увеличении объема выпуска продукции, в результате чего изменяется их относительная величина на единицу продукции. Это затраты на отопление и освещение помещений, заработная плата управленческого персонала, амортизационные отчисления и др.

      Рассматривая поведение переменных и постоянных издержек, необходимо очерчивать релевантный период: структура издержек неизменна лишь в определенном периоде и при определенном количестве продаж.

      Однако, следует заметить, что такое деление  издержек лишь на два вида иногда оказывается недостаточным для того, чтобы обеспечить обоснованность выработки ценовой и ассортиментной политики, а именно – определить наиболее выгодный ассортимент продукции и оптимальные цены. Неточность возникает из-за того, что в практике случают ситуации, когда с вводом в производство нового вида продукции или при увеличении объемов выпуска существующих изделий может потребоваться увеличение части постоянных затрат. Указанная погрешность сокращается при делении затрат на прямые и косвенные с последующим расчетом промежуточной маржи как результата от реализации, полученного после вычитания из выручки прямых переменных и прямых постоянных затрат.

      При этом прямыми называют издержки, которые  относятся непосредственно к  данному изделию. Косвенные постоянные издержки – это постоянные затраты всего предприятия (кроме прямых), например управленческие расходы различных служб предприятия на аренду, содержание административных зданий, их амортизацию, расходы на научные исследования и др. Косвенные затраты трудно отнести к конкретным видам продукции, поэтому во многих случаях их относят на то или иное изделие пропорционально доле этого изделия в стоимости общего объема производства.

      Следует отметить, что на выбор наилучшей  структуры издержек влияют многие факторы, включая долговременную стратегию продаж, ежегодные колебания выручки, отношение менеджмента к риску.

      Критерием выбора наиболее прибыльной и рентабельной продукции могут служить следующие  показатели:

      - валовая маржа на единицу продукции;

      - доля валовой маржи в цене единицы продукции;

      - валовая маржа на единицу ограничивающего  фактора.

      Под ограничивающим фактором подразумевается  производственный фактор (оборудование, трудовые ресурсы), который определяет технологические пределы изменения  ассортимента выпускаемой продукции.

      Расчет  валовой маржи основан на использовании  методов калькулирования по сокращенным  затратам (в первую очередь –  директ-костинг). Эти методы позволяют  включать в себестоимость продукции  только те затраты, которые непосредственно  связаны с производством конкретных видов продукции (прямые или переменные в зависимости от выбранного метода калькулирования). Остальные же списываются на финансовые результаты без распределения по отдельным видам продукции.

      Следует отметить, что выбор того или иного метода расчета финансового результата может привести к значительным изменениям в ассортименте производимой продукции и, как следствие, к снижению или повышению суммарной прибыли предприятия.

Анализ  структуры стоимости позволяет  принимать и более глобальные решения. Наиболее простым и широко используемым в мировой практике подходом к анализу структуры стоимости является так называемое «правило 50 процентов». Оно находит свое применение в управлении ассортиментом продукции предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Затраты и себестоимость продукции.

2.1 Общая характеристика затрат на производство продукции (оказание услуг)

      Затраты возникают в процессе формирования и использования ресурсов для достижения определенной цели. Обычно они являются разнонаправленными, делятся на инвестиционные и текущие (операционные), связанные с непосредственным выполнением предприятием своей основной функции (миссии) — изготовлением продукции (оказанием услуг).

      Текущие затраты факторов производства бывают цикличными и непрерывными. Первые повторяются с каждым циклом изготовления продукции (затраты на материалы, заработную плату производителей естественных работников, инструменты и др.), вторые существуют постоянно и независимо от производства (содержание помещений, сооружений, оборудования, управленческого персонала и т. п.).

      Затраты имеют, выражаются, в натуральной и денежной формах. Планирование и учет затрат факторов производства в натуральной форме (количество, масса, объем, длина и т. п.) имеют важное значение для организации деятельности предприятия. Однако для оценки результатов этой деятельности важнейшим является денежное измерение затрат, поскольку оно выражает стоимость продукции (услуг).

      Следует различать затраты, формирующие стоимость продукции в определенном периоде (которые и списываются на нее), и реальные денежные выплаты. Первые затраты связаны с изготовлением продукции независимо о т того, когда куплены соответствующие материальные ресурсы или нанятая рабочая сила. Вторые — это выплаты за приобретенные факторы производства без учета времени их использования. Реальные денежные выплаты обслуживают внешний оборот предприятия и оплату труда.

      Понятно, что любые затраты всегда направлены на достижение определенного результата. Только это оправдывает их целесообразность. Относительно производственного предприятия этот общий принцип деятельности, положенный в основу определения себестоимости продукции, выражается формулой “Затраты — Выпуск” (Imput — Output). Себестоимость продукции — это денежная форма затрат на подготовку производства, изготовление и сбыт продукции.

      Отражая уровень затрат на производство, себестоимость продукции комплексно характеризует степень использования всех ресурсов предприятия, а, следовательно, и уровень техники, технологии и организации производства. Чем лучше работает предприятие, чем успешнее оно совершенствует технику, технологию и организацию производства, интенсивнее использует применяемые ресурсы, тем более низкой является себестоимость продукции. Поэтому себестоимость продукции является одним из важных показателей эффективности производства. Она очень тесно связана с рыночной ценой изделий (тарифами на услуги). Это проявляется в том, что себестоимость является базой цены товара (тарифов на услуги) и одновременно ограничителем для производства (никто не будет выпускать продукцию, себестоимость которой будет выше чем рыночная цена).

Для исчисления себестоимости продукции важное значение имеет состав включаемых в  нее затрат. Как известно, затраты  предприятия возмещаются за счет двух собственных источников: себестоимости и прибыли. Поэтому вопрос о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции, является вопросом распределения их между указанными источниками. Общий принцип этого распределения состоит в том, что путем включения в себестоимость возмещаются те затраты, которые обеспечивают простое воспроизводство всех факторов производства (предметов и средств труда, рабочей силы и природных ресурсов). В соответствии с этим в себестоимость продукции включают затраты по определенным функциональным направлениям деятельности производственного предприятия (рис.1).

При этом нужно иметь в виду, что по различным  причинам на практике не бывает полного  соответствия между действительными  затратами на производство и себестоимостью продукции. Так, в соответствии с действующим порядком не включаются в себестоимость продукции, а возмещаются за счет прибыли и других источников затраты на подготовку и освоение новой продукции серийного и массового производства.

      В то же время есть такие затраты, которые включаются в себестоимость, но не имеют прямой связи с производством: оплата времени выполнения государственных обязанностей работниками предприятия, комплексация сокращенного рабочего дня для подростков, матерей, имеющих детей в возрасте до одного года и др.

      Непроизводительные затраты предприятия, связанные с производством (потери от брака, недостачи и порча материалов, потери от простоев и т. п.) в пределах установленных норм включаются в фактическую себестоимость продукции, а потери от нарушения условий договоров с другими предприятиями и организациями (штрафные санкции) возмещаются за счет прибыли.

      Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (услуг), может несколько изменяться по различным практическим соображениям. Однако общая тенденция таких изменений должна быть как можно более полно отражена в себестоимости. Это возможно, впрочем только при условии полного калькулирования затрат, тогда как на практике широко применяется калькулирование единицы продукции по неполным затратам.

Классификация затрат6

       Принято различать общие (совокупные) затраты и затраты на единицу продукции. Общие затраты — это затраты на весь объем продукции за определенный период. Их сумма зависит от продолжительности периода и количества изготовляемой продукции. Затраты на единицу продукции исчисляются как средние за определенный период, если продукция изготовляется постоянно или сериями. В единичном производстве затраты на изделие формируются как индивидуальные.

      Поскольку затраты являются функцией объема производства с определенной эластичностью, существует понятие предельных затрат. Предельные затраты характеризуют их прирост на единицу прироста объема производства, т. е.

где Зпр  — предельные затраты;

? Зо  — прирост общих затрат;

? N —  прирост объема продукции на  единицу его натурального измерения.

Информация о работе Управление затратами на предприятии