Условия формирования предпринимательских отношений в переходной экономике Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Целями данной работы является анализ эволюции термина "предпринимательство", сущностное раскрытие видов и форм предпринимательской деятельности, исследование формирования предпринимательства в Казахстане при переходе к рыночным отношениям.

Содержание

Введение………………………………………………….с.5
1.История возникновения и сущность предпринимательства………………………………...……………………..с.7
2.Формы и виды предпринимательства……………..с.15
3.Условия формирования предпринимательских отношений в переходной экономике Казахстана……….…....с.29
Заключение…………………………………………..…..с.38
Приложения…………………………………………..…с.39-40
Список использованной литературы……………..…..с.41

Работа содержит 1 файл

kollegiya.doc

— 413.00 Кб (Скачать)

     И, наконец, закон прямо говорит  о том, что целью предпринимательской  деятельности является получение доходов. Поэтому формы хозяйствования, направленные не на получение доходов (удовлетворение потребности семьи, хозяйственная взаимопомощь, благотворительная работы) не считаются предпринимательством.

     Закон допускает различные формы участия в предпринимательстве: единолично, в составе семьи, путем привлечения других лиц и т.д.

     Регистрация – начальный и необходимый  этап предпринимательства. Только после регистрации предприниматель вправе открывать расчетный счет в банке, нанимать работников, заказывать на свое имя печати, бланки и другие фирменные обозначения, заключать хозяйственные договоры и выходить на рынок. Об этом говорится в Положений о порядке регистрации хозяйствующих субъектов в РК, утвержденном Президентом Республики Казахстан 24 января 1992г.

     Предприниматели, как уже отмечалось, вправе заниматься всеми видами  хозяйственной деятельности: производственной и посреднической, внутриэкономической и внешнеэкономической. Предприниматели могут сочетать различные виды деятельности, изменять их соотношение, прекращать одни виды и начинать другие, не запрашивая на это никаких разрешений. Общее разрешение заниматься  всякими не запрещенными видами работ и услуг, выпускать любую, не запрещенную законом продукцию содержится непосредственно в статье 3 Закона "О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства".

     Специальные государственные разрешения на выпуск определенной продукции, на выполнение тех или иных работ – лицензии – выдаются министерствами и ведомствами. Например, без лицензии запрещается осуществлять геологоразведочные работы, эксплуатацию месторождений полезных ископаемых, лесных и водных ресурсов, выращивание и реализацию культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества (об этом говорится в статье 2.4 Закона о предприятии).

     Частное предпринимательство нуждается  в правовой защите. В статье 20 Закона о свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства говорится, что государство гарантирует предпринимателям равные права независимо от избранной организационной формы предпринимательской деятельности и форм собственности. Статьей 30 Закона о предприятии гарантирована защита имущества от незаконного изъятия. Важной формой правовой защиты предпринимательства признается соблюдение коммерческой тайны, к которой статья 27 Закона о предприятии относит сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансовой и другой деятельностью хозяйствующего субъекта, разглашение которых может нанести ущерб его интересам.

     Но  в государственных и общественных интересах некоторые информационные материалы нельзя делать закрытыми и включать в состав коммерческой тайны. Статья 27 Закона о предприятиях устанавливает недопустимость сокрытия загрязнения окружающей среды и другой негативной деятельности, способной нанести ущерб обществу. Более точный перечень видов деятельности, сведения о которых могут составлять коммерческую тайну, должен утверждаться Кабинетом министров Республики Казахстан. Предприниматели обязаны ежегодно публиковать краткие балансовые данные, уставный фонд, сальдо счетов прибылей и убытков, дебиторской и кредиторской задолженности.

     21 июня 1991г. принимается закон "О  хозяйственных товариществах" (в  настоящее время его наследником является Указ президента РК, имеющий силу закона "О хозяйственных товариществах" от 2 мая 1995г.), а 4 июля 1992г. – закон "О защите и поддержке частного предпринимательства". Эти два закона и стали долговременной правовой основой деятельности частных предпринимателей.

     Они определяют основные формы и способы защиты частного предпринимательства и его поддержки, закрепляют политику отказа от прямого вмешательства государства в частную предпринимательскую деятельность, максимальную свободу частных предпринимателей и ответственность государственных органов и должностных лиц за нарушение прав частных предпринимателей.

     В 1993 г. среди кооперативов преобладали: строительные – 32,5% от общего числа, по производству товаров народного потребления – 11,1, бытового обслуживания – 7,2%.

     Малые предприятия специализировались в  основном на торговле и общественном питании – 26,7%, строительстве – 14,1% и промышленности – 12,9%.

     Теми  же видами деятельности занимались и частные предприятия: торговлей и общественным питанием – 37,8%, строительством – 13,3% и промышленностью– 9,9%12.

     Размещались предприятия стихийно, без учета  потребностей. Наибольшее  их число находилось в промышленно развитых районах.

     Предпринимательство не стало, как предполагалось, движущей силой экономического возрождения Казахстана.

     Другими словами, постоянный поиск то проявляющих, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним обусловливают определенные трудности в системе предпринимательства. Некоторые казахстанские специалисты, выявив такие трудности и барьеры, предлагают способы их преодоления, которые обобщены нами в нами в таблице 1.

     1. Трудности и барьеры: рекомендуемые шаги по преодолению

Трудности,

барьеры

Предлагаемые способы преодоления
1.Финансовые:

отсутствие  основного капитала (служебных и производственных помещений, машин и оборудования, земли и др.), отсутствие или недостаток оборотных средств

  • Участие в завершающей стадии приватизации государственной собственности, в денежной приватизации
  • Продажа (возможно в рассрочку) неиспользуемых приватизированных помещений, объектов незавершенного строительства, земельных участков, выявленных по результатам инвентаризации недвижимости и земли, субъектам малого предпринимательства на тендерной основе
  • Передача в аренду с последующим выкупом неиспользуемых объектов, выявленных по информации предпринимателя (предусмотреть меры по совершенствованию законодательства)
  • Разработка институциональных основ для развития лизинга в Казахстане и  
 
    его реализация, присоединение к международной Оттавской конвенции по лизингу
  • Подготовка предложений по стимулированию целевого использования приватизированного имущества, полученного на льготных условиях. В случае если имущество, полученное на льготных условиях, не используется, то применение меры лишения предоставленных ранее льгот предложением выкупить объект за деньги, в случае отказа – переход к процедуре изъятия (разработка соответствующих законодательных механизмов)
  • Привлечение займов международных финансовых, экономических, частных фондов и грантов общественных и благотворительных организаций (Всемирного банка, Международного валютного фонда, Международной финансовой корпорации, Европейского банка реконструкций и развития, Азиатского банка развития и др.) для финансирования проектов малого бизнеса
  • Выработка мер по стимулированию банков второго уровня в кредитовании субъектов малого предпринимательства
  • Целевое кредитование из Фонда развития малого предпринимательства по приоритетным направлениям
  • Развитие микрокредитования малого предпринимательства
  • Внедрение механизмов страхования рисков при финансировании проектов малого бизнеса
 
2.Институциональные: недостаточное развитие института предпринимательства, неразвитая рыночная инфраструктура
  • Внедрение института предпринимательства в Казахстане
  • Разработка Кодекса предпринимателя Казахстана
  • Разработка Кадастра недвижимости Казахстана
  • Создание условий для расширения сети юридических, консультационных и аудиторских фирм
  • Поддержка  развития коммерческих банков, специализирующихся на предоставлении кредитов и займов для малого бизнеса
  • Поддержка и развитие системы бирж и торговых домов
  • Развитие и поддержка сети гостиничных хозяйств, коммуникационных служб
  • Поддержка и организация сети бизнес- центров, бизнес- инкубаторов, информационно- аналитических, информационно- выставочных, научно- исследовательских и консультационных центров
3.Образовательные:  недостаток знаний, навыков и опыта управления бизнесом  
  • Разработка и внедрение новых программ обучения основам бизнеса; углубленные курсы подготовки, адаптация существующих программ начального и среднего, высшего образования к новым требованиям; совершенствование программ ежегодной переподготовки специалистов
  • Повышение эффективности использования технической помощи стран-доноров; введение для обучающихся в рамках технической помощи контрактной системы и обязательств  по распространению полученных знаний
  • Развитие центров инкубаций знаний и опыта организаций и управления бизнесом, инновационных кластеров
  • Открытие в каждом областном и городском акимате дежурных консультационных пунктов для предпринимателей
 
 
 
 
 
 
 
 

          

     
   
4. Государственные: бюрократизм, волокита, коррупция, вымогательство
  • Дальнейшее углубление реформы государственной службы
  • Совершенствование работы Высшего дисциплинарного совета Республики Казахстан
  • Обеспечение строгого соблюдения и верховенства законов; введение упрощенной системы регистрации, страхования, лицензирования, бухгалтерского учета и процедур согласования для субъектов малого бизнеса
  • Достижение прозрачности работы всех органов государственной власти, задействованных в сфере малого и среднего бизнеса (каждый регистрирующий и контролирующий орган должен иметь список, а контролирующий – список необходимых документов, который вывешивается в доступном для посетителей месте); отмена для отдельных государственных органов прав по оказанию платных услуг, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан
  • Упрощение системы обслуживании субъектов малого бизнеса в соответствующих государственных органах, банках, страховых, нотариальных, юридических фирмах и др.
  • Обеспечение правопорядка и налаживание взаимодействия служб МВД по принятию оперативных мер по заявлениям предпринимателей на противоправные действия отдельных лиц и групп, а также по фактам вымогательства (рэкета) и шантажа под угрозой применения силы
  • Создание структур по защите собственности и бизнеса 
5. Информационные: недостаточный уровень отражения проблем и распространения опыта в СМИ
  • Усиление пропаганды развития малого, среднего бизнеса в средствах массовой информации и в сети электронной информации
  • Издание специальных буклетов, брошюр, информационных листков, дайджестов, создание страничек  бизнеса в сети Интернет
  • Организация специальных циклов передач по радио и телевидению
  • Подготовка  газетных и журнальных публикаций по актуальным вопросам малого и среднего бизнеса

      

           *Примечание: Материал обобщен на основе источника заимствования: Кантарбаева А.К. Предпринимательство: институционально – эволюционный подход. – Алматы: Раритет, 2000.- 200с.

       Таким образом, нельзя не заметить, что беды часто исходят из элементарной неразвитости рыночных отношений. Задумывая, в общем-то, полезное предприятие, предприниматель не всегда учитывает его реальную целесообразность для данной местности, не обладает достоверной информацией о наличии минерально-сырьевых ресурсов, квалификационных кадров и т.д.

     В результате в проигрыше остается само же государство. Роль предпринимательских структур в стабилизации экономики, преодолении спада производства, инфляции незначительна. Создаваемые предприятия обходят производственную деятельность и стремятся в такие сферы, как посредническая, банковская, сфера услуг, торгово-закупочная, где обеспечивается быстрый оборот капитала. Источником товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из госторговли, включая продукты питания.

     Полученная  прибыль не используется на производственные инвестиции, а вновь идет в сферу обращения или вкладывается в недвижимость и валюту. Массовый характер приобрело укрывательство реальных объёмов деятельности и доходов. Поэтому и не изживается в сознании представление о предпринимательстве как о чем то плохом, неприязненном, а о предпринимателе – как о спекулянте.

     И так, видимо, будет продолжаться до тех пор, пока не будет преодолена кустарщина в организации частного предпринимательства. Малые и средние предприятия , как и крупная индустрия, одинаково нуждаются в логически обоснованной, стройной системе законодательных актов, регламентирующих их право и ответственность перед государством в научных методах управления их деятельностью. Их надежным союзником и гарантом должно стать государство.

     Принимаемые же в республике меры не приобрели  еще характера целостной системы, элементы которой были бы объединены генеральной идеей и взаимосвязаны между собой. Нет и единого программного документа республиканского масштаба, направленного на комплексное решение проблем предпринимательства. Выработанная Государственная программа поддержки и развития предпринимательства на 1992-1994гг. предусматривала проведение целенаправленной работы по развитию предпринимательства, конкуренции, защиты интересов потребителей.

     Антикризисная программа предполагала создание Республиканского фонда поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, уставный капитал которого формировался как за счет государственных ресурсов, так и путем привлечения отечественных и иностранных инвесторов.

Информация о работе Условия формирования предпринимательских отношений в переходной экономике Казахстана