Виды коммерческой деятельности образовательных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

В условиях недофинансирования перед учреждением стоит дилемма: либо зарабатывать средства собственными силами посредством осуществления предпринимательской деятельности и развивать материально-техническую базу, либо существовать в основном за счет бюджетных средств, что не дает реальной возможности образовательному учреждению содержать определенные стандарты.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. ……3

Споры о налогообложении образовательных учреждений ………………..6
2. Виды коммерческой деятельности образовательных учреждений…………..11

2.1. Реализация услуг…………………………………………………………...11

2.2. Реализации работ……………………………………………………………17

2.3. Реализация основных фондов и иного имущества…………………….…23

2.4. Внереализационные доходы ………………………………………….…...24

Выводы и предложения …………………………………………………………...30

Список использованной литературы……………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

почти готовая.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

     Под издательско-полиграфической  деятельностью образовательных  организаций понимается производство  и (или) реализация книжной  продукции, связанной с образовательным  процессом, обучающимся и сторонним  потребителям.

     Выделение такого вида деятельности  обусловлено наличием в действующем  законодательстве специальных налоговых  льгот лицам, реализующим книжную  продукцию, связанную с образованием, наукой и культурой. 

     Образовательные учреждения, осуществляющие  уставную издательско-полиграфическую деятельность и реинвестирующие доходы от такой деятельности в образовательный процесс, в данной части не рассматривают эту деятельность в качестве предпринимательской (п. 3 ст. 47 Закона Российской Федерации "Об образовании").

     4)Торговля покупными товарами (кроме торговли в учебных магазинах).

     Данная деятельность, является изначально  для всех предпринимательской  (п. 2 ст. 47 Закона Российской Федерации  "Об образовании"), не будут  рассматривать как таковая только у образовательных учреждений, указавших возможность ее ведения в уставе и реинвестирующих доходы в образовательный процесс согласно п. 3 ст. 47 вышеуказанного закона.

     5) Реализация посреднических услуг.

     Наиболее характерным видом посреднических услуг, оказываемых образовательными организациями, являются услуги по организации и подготовки семинаров, проводимых другими лицами (в том числе за рубежом).

     Оказание посреднических услуг  в соответствии с п. 2 ст. 47 Закона  Российской Федерации "Об образовании", как и торговля покупными товарами, изначально рассматривается как предпринимательская деятельность. Образовательные учреждения имеют возможность не относить данную деятельность к предпринимательской в части доходов, реинвестируемых в образовательный процесс (п. 3 ст. 47 Закона Российской Федерации "Об образовании").  
 

2.3. Реализация основных фондов и иного имущества

    Реализация (продажа) основных средств  и иного имущества или прочая  реализация является второй основной  составляющей при исчислении финансового результата (валовой прибыли) юридического лица, помимо основной реализации. Под иным имуществом понимаются нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, иные материальные запасы, числящиеся на балансе организации, не предназначенные изначально для продажи, но реализуемые в следствии ненадобности в основной деятельности.

    Согласно п. 2 ст. 47 Закона Российской  Федерации "Об образовании"  данная деятельность относится  к предпринимательской. Применить  п. 3 ст. 47 вышеуказанного закона о неотнесении такой деятельности к предпринимательской в случае реинвестирования образовательным учреждением доходов в образовательный процесс не представляется возможным, поскольку данная норма действует в отношении основной реализации (реализации предусмотренных уставом продукции, работ, услуг).  
 

2.4. Внереализационные доходы

     Третьей основной составляющей  при исчислении финансового результата (валовой прибыли) юридического  лица являются внереализационные  доходы. Перечень внереализацианных доходов предусмотрен п. 6 ст. 2 Закона Российской Федерации "О налоге не прибыль предприятий и организаций", п. 14 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 г. №552 в редакции последующих изменений и дополнений, п. 14 Инструкции ГНС РФ от 20.08.1998 г. №48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджете налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы" и рядом других нормативных документов. Перечислим основные виды внереализационных доходов, получаемых образовательными организациями.  
 

     1) Сдача в аренду (субаренду) основных средств и иного имущества.

     Согласно п. 2 ст. 47 Закона Российской  Федерации "Об образовании"  сдача в аренду основных фондов  и имущества относится к предпринимательской  деятельности без каких-либо исключений или изъятий. Пункт 3 ст. 47 вышеуказанного Закона не применим, поскольку речь в этом пункте идет о деятельности по реализации предусмотренных уставом продукции, работ, услуг, а не о внереализационных доходах.

     Специфику в учете предпринимательской деятельности бюджетных учреждений имеет аренда основных фондов. В соответствии с нормативными актами сдача в аренду основных фондов относится к предпринимательской деятельности бюджетной организации. Однако с 1 января 2000 года в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 31 декабря 1999 года № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год», статьей  21 Федерального закона от 27 декабря 2000 года № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год», статьей 28 Федерального закона от 30 декабря 2001 года №194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» сумма арендной платы за сдачу в аренду федерального имущества является дополнительным источником бюджетного финансирования:

     Статья 28. Установить, что в 2002 году  доходы от сдачи в аренду  имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление научным, образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения, государственным учреждениям культуры и искусства, государственным архивным учреждениям, организациям Министерства обороны Российской Федерации, а также организациям научного обслуживания Российской академии наук и отраслевых академий наук, имеющим государственный статус и финансируемым за счет средств федерального бюджета на основании смет доходов и расходов, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в сметах доходов и расходов указанных учреждений и организаций.

     Поступившие средства отражаются  на лицевых счетах указанных  бюджетных учреждений, открытых  в органах федерального казначейства, и направляются на содержание этих учреждений в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования содержания и развития их материально-технической базы сверх сумм, установленных статьей 38 Федерального закона №194-ФЗ.

     Учет арендной платы, поступившей на счет 40102 «Доходы федерального бюджета», осуществляется отделениями федерального казначейства в соответствии с кодами бюджетной классификации доходов бюджета Российской Федерации. Таким образом, порядок учета операций по сдаче в аренду федерального имущества отличается от порядка учета других форм предпринимательской деятельности бюджетного учреждения. Исходя из правового и экономического содержания арендная плата исключается из состава коммерческой деятельности бюджетной организации, поскольку одним из основных условий для отнесения деятельности к предпринимательской является владение и свободное распоряжение средствами, полученными от осуществления такой деятельности и остающимися после уплаты налогов. Суммы, поступившие от арендной платы на счет федерального казначейства, служат пополнением федерального бюджета, и их расходование будет производиться в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой вышестоящей организацией. Поэтому бухгалтерский учет доходов и расходов от сдачи в аренду федерального имущества будет в соответствии с утвержденной классификацией относиться к операциям по бюджетной деятельности. Доходы, поступившие в текущем периоде, будут учитываться на субсчете 141 «Расчеты по дополнительным источникам бюджетного финансирования на расходы учреждения», расходы будут отнесены на субсчет 201 «Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия».

     Немаловажен для специфики учета  предпринимательской деятельности  бюджетных учреждений такой аспект: при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе налогооблагаемой базы не следует учитывать (пункт 22 статья 251 части 2 НК РФ) стоимость имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, и используемого на ведение уставной деятельности.

     Стоимость объектов имущества  образования и культуры, используемых  не по назначению, подлежит обложению налогом на имущество предприятий в общеустановленном порядке. Объектом обложения налогом на имущество предприятия выступает имущество в его стоимостном выражении, представляющее собой совокупность основных, оборотных средств и финансовых активов, находящихся на балансе плательщика.

     Сумма налога определяется по  среднегодовой стоимости имущества  за отчетный период, исчисляемой  путем деления на четыре суммы,  полученные от сложения половины  стоимости имущества на 1 января  отчетного года и на 1-е число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое 1-е число всех остальных кварталов отчетного года.

     Для определения налогооблагаемой  базы налога на имущество принимаются  отражаемые в активе баланса остатки по следующим счетам бухгалтерского учета: 01 и 03 (за минусом суммы износа, учитываемого на счете 02); 04 (за минусом суммы износа, учитываемого на счете 05); 08; 10; 11; 15; 20; 21; 23; 29; 41; 43; 44; 45; 46; 97. В налогооблагаемой базе учитывают также остаток по счету 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» и прочие запасы и затраты, показываемые по статье «Прочие запасы и затраты».

     Предельный размер налоговой  ставки не может превышать  2% от налогооблагаемой базы, при  этом конкретные ставки налога на имущество устанавливаются законодательными органами субъектов РФ.

     Сумму налога исчисляют ежеквартально  нарастающим итогом с начала  года, исходя из определяемой  за отчетный период фактической  среднегодовой стоимости имущества,  рассчитанной с учетом уменьшения стоимости имущества. Сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, определяют с учетом ранее начисленных платежей за отчетный период.

Налог на имущество включается в состав внереализационных расходов предприятия 

     2) Инвестиционная и финансовая деятельность образовательных организаций.

     Доходы от инвестиционной и  финансовой деятельности образовательных  организаций также относятся  к внереализационным доходам.  Этот вид деятельности представляет  собой: 

долевое участие в деятельности других учреждений и организаций (в том числе образовательных);

приобретение  акций, облигаций, иных бумаг и получение  доходов (дивидендов, процентов) по ним;

вложение  денежных средств на депозитные счета  и т. д.

     Пункт 2 ст. 47 Закона Российской Федерации "Об образовании" относит данные виды деятельности к предпринимательской. Нормы законодательства не предусматривают возможности для исключения таких доходов из сферы предпринимательской деятельности. Таким образом, не являются предпринимательской деятельностью:

образовательные услуги, оказываемые некоммерческими  образовательными организациями, включая  образовательные учреждения всех форм собственности, за счет поступлений  из бюджета и от лиц, никак не связанных  с потребителями данных услуг  (от учредителей, спонсоров, благотворителей, дарителей, членов некоммерческой организации и т. д.);

дополнительные  платные образовательные услуги, оказываемые государственными и  муниципальными образовательными учреждениями.

     Реинвестированием считаются производимые учреждением расходы, предусмотренные Бюджетной классификацией расходов Российской Федерации, за исключением расходов, связанных с социальным обеспечением сотрудников (материальной помощи, путевок в дома отдыха, выдачи ссуды на приобретение квартир, лечение), и расходов сверх норм, установленных законодательством (командировочные, представительские, расходы на рекламу, повышение квалификации).

      К реинвестированию можно отнести  следующие расходы: оплату труда  работников образовательных учреждений и начисления на оплату труда, стипендии учащимся; приобретение специального оборудования для кабинетов и лабораторий, инструментов, аппаратуры, приборов, станков и другого специального оборудования, используемого в образовательном процессе, учебных программ; капитальное строительство, реконструкцию и расширение объектов учреждений образования, спортивных сооружений.

Информация о работе Виды коммерческой деятельности образовательных учреждений