Виды коммерческой деятельности образовательных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

В условиях недофинансирования перед учреждением стоит дилемма: либо зарабатывать средства собственными силами посредством осуществления предпринимательской деятельности и развивать материально-техническую базу, либо существовать в основном за счет бюджетных средств, что не дает реальной возможности образовательному учреждению содержать определенные стандарты.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. ……3

Споры о налогообложении образовательных учреждений ………………..6
2. Виды коммерческой деятельности образовательных учреждений…………..11

2.1. Реализация услуг…………………………………………………………...11

2.2. Реализации работ……………………………………………………………17

2.3. Реализация основных фондов и иного имущества…………………….…23

2.4. Внереализационные доходы ………………………………………….…...24

Выводы и предложения …………………………………………………………...30

Список использованной литературы……………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

почти готовая.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

     Являются предпринимательской деятельностью  в момент реализации, но не  относятся впоследствии к таковой  в части доходов, реинвестируемых в образовательный процесс данного учреждения, предусмотренные уставом:

платные образовательные услуги, оказываемые  негосударственными образовательными учреждениями;

сопутствующие услуги, оказываемые государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями;

сопутствующие работы, выполняемые государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями;

продукция, работы, услуги, реализуемые государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями в рамках учебно-производительной деятельности;

реализация  издательско-полиграфической продукции  государственными, муниципальными и  негосударственными образовательными учреждениями;

торговля  покупными товарами, осуществляемая государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями;

посреднические  услуги, оказываемые государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями;

иная  продукция, работы, услуги, предусмотренные  уставом образовательного учреждения. 

Выводы  и предложения

     Деятельность образовательного учреждения, направленная на получение дохода, в полной мере отвечает признакам предпринимательства. Во-первых, данной деятельности присущ самостоятельный характер. Это проявляется в следующем. Закон и учредитель разрешают учреждению при определенных условиях осуществлять предпринимательскую деятельность; согласовывать с учредителем вопрос о совершении конкретных соответствующих действий при этом не требуется. Так, например, согласно п. 2 ст. 29 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании вуз самостоятельно решает вопросы по заключению договоров, определению обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации и уставу данного высшего учебного заведения.

     У учреждения имеется необходимый  объем имущественной самостоятельности  для осуществления предпринимательской  деятельности: учредитель закрепляет  за ним имущество на праве  оперативного управления; кроме  того, денежные средства и приобретенное имущество от разрешенной учредителем деятельности, также находятся в ведении учреждения.

     По своим обязательствам учреждение  несет самостоятельную имущественную  ответственность находящимися в  его распоряжении денежными средствами (п. 2 ст. 120 ГК РФ). При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. В действительности же, как свидетельствует судебная практика, очередность обращения взыскания на имущество учреждения иная. По любым обязательствам учреждения взыскание, в первую очередь, обращается на денежные средства, полученные им от разрешенной предпринимательской деятельности. Во вторую очередь взыскание обращается на имущество, приобретенное за счет вышеуказанных средств; в третью очередь – на денежные средства, полученные от учредителя. И только после этого к ответственности привлекается учредитель.  

     Основной целью предпринимательской  деятельности учреждения как  и коммерческого юридического  лица является получение прибыли. Однако мотивация осуществления данной деятельности у него совершенно иная. В условиях недофинансирования перед ним стоят задачи по сохранению вуза и высококвалифицированных научно-педагогических кадров, осуществлению научно-исследовательских работ, обновлению и расширению материально-технической базы и т.д. Средства, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, в первую очередь направляются на решение указанных задач. В связи с этим осуществление вузом предпринимательской деятельности – это вынужденная, но необходимая для него мера. В то же время осуществление вузом предпринимательской деятельности отвлекает его от основной цели – оказания образовательных услуг, в определенной мере сказывается на качестве образования. В связи с этим полагаем, что в перспективе, при должном объеме государственного финансирования, предпринимательская деятельность вуза должна быть ограничена только возмездной образовательной, инновационной и сопутствующей им деятельностью.

      Закон об образовании предусматривает дополнительные признаки предпринимательской деятельности образовательных учреждений. Так, в соответствии с п. 2 ст. 46 Закона об образовании платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении. Понятие «обеспечение, развитие и совершенствование образовательного процесса» включает комплекс расходов, обеспечивающих организацию и осуществление учебного и воспитательного процессов, материальное обеспечение обучающихся/воспитанников и укрепление материально-технической базы образовательного учреждения1. 

      Дополнительное условие отнесения  образовательной деятельности образовательных  учреждений к категории предпринимательской  деятельности неоднократно являлось  предметом критики. Как справедливо  отмечает большинство исследователей, указанный критерий весьма спорен и его следует учитывать только при налогообложении с целью установления льготного налогового режима.

     Нормы Закона об образовании,  вводящие условие отнесения образовательной  деятельности негосударственных образовательных учреждений к категории предпринимательской, находятся в противоречии как с абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ, так и абз. 2 п. 3 ст. 50 ГК РФ (данные нормы не предусматривают подобного подхода к определению предпринимательской деятельности некоммерческих организаций и по своей сути являются императивными).

     В отличие от возмездной основной  образовательной деятельности негосударственных  образовательных учреждений, в Законе  об образовании характер такой  деятельности государственных образовательных учреждений не определен. И вообще, в IV разделе данного Закона, посвященного экономике системы образования, отсутствуют соответствующие положения о данной деятельности (в п. 10 ст. 41 закреплено только право на осуществление этой деятельности), а платная дополнительная образовательная деятельность государственных образовательных учреждений не увязывается с направлением расходования доходов. На наш взгляд, этому есть следующее объяснение: в условиях казначейской системы средства государственных образовательных учреждений от осуществления возмездной образовательной деятельности (основной и дополнительной) не могут быть не реинвестированы в образовательное учреждение, т.е. они не могут выйти за пределы системы. Исходя из этого и с учетом положений ст. 46 Закона об образовании можно предположить, что данную деятельность Закон об образовании не относит к предпринимательской. В результате однотипная деятельность, осуществляемая одноуровневыми субъектами, отличающимися лишь по составу учредителей и источнику финансирования, подпадает под разный режим правового регулирования. В свете НК РФ, возможно, эта несогласованность норм Закона об образовании и не имеет особого значения, так как доходы от любой платной образовательной деятельности, оказываемой как государственными, так и негосударственными образовательными учреждениями, не попадают в перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы. Однако, оказывая возмездные образовательные услуги, как основные, так и дополнительные, вузы вступают в гражданско-правовые отношения. И здесь характер деятельности уже имеет наиважнейшее значение, так как правовое регулирование данных отношений напрямую связано с характером осуществляемой деятельности (предпринимательской или непредпринимательской).

      Вышеизложенное свидетельствует о явных «недостатках» норм Закона об образовании и о необходимости их устранения. По поводу характера платной образовательной деятельности, осуществляемой образовательными учреждениями, заметим, что она, как и иные виды деятельности, выполняемые данными субъектами на возмездной основе, по своей природе является видом предпринимательства.

      Согласно п. 5 ст. 47 Закона об образовании  учредитель либо орган местного  самоуправления вправе приостановить  предпринимательскую деятельность учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу. Однако механизм реализации этой процедуры не предусмотрен. Учитывая, что приостановление образовательной деятельности отрицательно отразится на образовательном процессе, а также то, что органу, осуществляющему надзор за деятельностью образовательного учреждения, весьма сложно будет определить, наносит или нет предпринимательская деятельность ущерб основной деятельности, – данный вопрос, на наш взгляд, должен находиться в компетенции суда, а не контролирующих органов.  

      В законодательстве и юридической  литературе в отношении вуза  понятию «предпринимательская деятельность»  противопоставляется понятие «внебюджетная  деятельность». Данные категории соотносятся между собой как вид и род. Под внебюджетной следует понимать любую деятельность вуза, финансируемую не за счет средств государственного бюджета. К такой деятельности, в частности, относится подготовка студентов на возмездной основе, организация курсов и семинаров, выполнение хоздоговорных НИР, сдача имущества в аренду, производство продукции (работ, услуг) структурными подразделениями, деятельность, финансируемая за счет попечительских и благотворительных взносов, пожертвований и др. Предпринимательской же является только та внебюджетная деятельность вуза, которая отвечает признакам предпринимательства: связана с самостоятельностью, инициативой, риском.

     Являются предпринимательской деятельностью:

виды  деятельности, поименованные в предыдущем пункте данного раздела и осуществляемые всеми остальными образовательными организациями, кроме образовательных учреждений;

реализация  основных фондов и иного имущества  всеми образовательными организациями, включая образовательные учреждения;

сдача в аренду основных фондов и иного  имущества всеми образовательными организациями, включая образовательные  учреждения;

инвестиционно-финансовая деятельность всех образовательных  организаций, включая образовательные  учреждения;

иные  виды внереализационных доходов всех образовательных организаций, включая образовательные учреждения.

      Обращаясь к данному списку, любая  образовательная организация сможет  определиться: будет ли относиться  вновь вводимое направление деятельности  к предпринимательской сфере, возникают при этом обязанности налогоплательщика и по каким видам налогов, каким образом следует оформлять получение внебюджетных средств. Получается, что в настоящее время основным видом предпринимательской деятельности, который широко распространен среди государственных высших учебных заведений, является сдача в аренду занимаемых помещений.

     Закрепление за учреждением имущества  на праве оперативного управления  компенсируется обязанностью собственника  полностью или частично его  финансировать. Финансирование федеральных государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений (п. 2 ст. 41 Закона об образовании). Данное финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральным государственным органом управления образованием или федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся эти учреждения (п. 1 ст. 28 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

            I. Нормативно-правовые акты

  1) Федеральным законом «Об образовании» от 16 ноября 1997 года N 144-ФЗ (Российская газета, N 226, 22.11.97);

   2) Федеральным законом «Об образовании» от 20 июля 2000 года N 102-ФЗ (Российская газета, N 142, 25.07.2000);

   3) Федеральным законом «Об образовании» от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ (Парламентская газета, N 151-152, 10.08.2000) (изменения вступили в силу с 1 января 2001 года);

   4) Федеральным законом «Об образовании» от 27 декабря 2000 года N 150-ФЗ (Российская газета, N 245-246, 28.12.2000, N 247, 29.12.2000, N 248, 30.12.2000, N 1, 04.01.2001, N 3, 06.01.2001, N 4, 10.01.2001).

Информация о работе Виды коммерческой деятельности образовательных учреждений