Взаимосвязь традиций ведения хозяйственно-предпринимательской деятельности в христианстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 12:34, реферат

Описание работы

Историческая эволюция различных способов производства, торговли, обмена и т.д. глубоко связана с историей религий. Все национальные и мировые религии не только занимались духовно-нравственными вопросами, но и непосредственно вмешивались в повседневную хозяйственную и экономическую деятельность людей, санкционируя божественным авторитетом отношения собственности, владения, определенный тип имущественных отношений людей, благословляя одни виды экономической деятельности и осуждая другие.

Работа содержит 1 файл

Взаимосвязь традиций ведения хозяйственно.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

В-пятых, отсюда следует, что православие выработало собственный эталон хозяйственного рационализма, который был не просто эквивалентом протестантского утилитаризма, но изначально исходил из несколько иных нравственных критериев. В противоположность протестантскому «предопределению и спасению» и «оправданию верой» этической нормой православия является «хождение перед Богом с мыслью об ответственности перед ним». Для православия успех предпринятого дела, величина приносимой им прибыли еще не является доказательством его нравственной, этической оправданности, богоугодности. Именно эта система ценностей, исповедуемая православием, православный эталон хозяйственного рационализма легли в основу предпринимательской деятельности в России, дали положительный импульс развитию купечества и предпринимательства. В России в тесной связи с православным пониманием ценностей хозяйственной деятельности сложился своеобразный кодекс трудовой этики, включающий в себя помимо общехристианских такие традиционные практические хозяйственные добродетели, как «рационализм, включающий в себя прилежание, усердие, предприимчивость (оборотистость), осмотрительность, верность и точность в деловых отношениях, воздержание и милосердие, которое в хозяйственной жизни реализуется в благотворительности»7.

Эти принципы плодотворно  работали среди купцов и предпринимателей. Они проявились и в заключении сделок посредством честного слова, скрепленного не подписью и печатью, а крестным знамением, и в предоставлении кредита на основе доверия кредитора (слова «вера» и «кредит» были синонимами), и в том, что первостепенное значение имел беспроцентный кредит. Культ честной конкуренции был проявлением высокой нравственности русского предпринимательства. Хорошей фирмой считалась та, которая могла торговать дешевле, чем ее конкурент. Для русского предпринимательства было характерно неприятие безудержного эгоизма, вера в предпочтительность достижения любых целей через единение, соборность. И сегодня Русская православная церковь поддерживает частное предпринимательство, однако считает, что если частный принцип доведен до предела, то он вступает в противоречие с нравственными законами. Таковы мировоззренческие и нравственные позиции, лежащие в основе отношения к хозяйственно-экономической деятельности и предпринимательству у основных христианских конфессий: православия, католицизма и протестантизма. Их анализ дает возможность выявить и уяснить те специфические ценности, которые обеспечивают духовно-этическую обоснованность хозяйственно-трудовой деятельности. Ценности эти являются устойчивыми и не всегда прорефлексированными, часто существующими как сами собой разумеющиеся, ибо объективно детерминируются теми нормами, которые воспринимаются как данность на уровне коллективного мировосприятия, ментальных структур сознания. Ментальность как коллективно-личностное образование представляет собой устойчивые духовные ценности, глубинные аксиологические установки, навыки, автоматизмы, латентные привычки, долговременные стереотипы, рассматриваемые в определенных пространственно-временных границах, являющиеся основой поведения и осознанного восприятия тех или иных явлений действительности. Это особая «психологическая оснастка» (М. Блок), «символические парадигмы» (М. Элиаде), «господствующие метафоры» (П.Рикер), наконец, «архаические остатки» (З. Фрейд) или «архетипы» (К. Юнг), «...присутствие которых не объясняется собственной жизнью индивида, а следует из первобытных врожденных и унаследованных источников человеческого разума»8. В отличие от З. Фрейда, К. Юнг полагает, что не только субъективное, вытесненное за «порог сознания», но прежде всего коллективное и безличное психическое содержание включается в область бессознательного. «Коллективное бессознательное как наследие предков ... является не индивидуальным, а общим для всех людей ... и представляет собой истинную основу индивидуальной психики»9. В основе коллективного бессознательного лежат устойчивые образы, названные К. Юнгом архетипами. В своей сущности ментальность как раз и представляет собой исторически переработанные архетипические представления, через призму которых происходит восприятие основных аспектов реальности: пространства, времени, искусства, политики, экономики и т.д. И, конечно, большую роль в данном восприятии играет религия, с ее веками вырабатываемой системой норм и ценностей.

В этой связи  интересно сравнение протестантского  и православного восприятия труда, бизнеса, богатства и успеха.

В протестантизме существует жесткая установка на «овладение миром», предполагающая успех в делах, бизнесе. Отношение православия к труду более традиционно. Оно, по существу по сей день с теми или иными вариациями остается в рамках библейской аксиологии, оценивающей труд не как благо и условие успеха, свидетельствующего о божественном расположении, а, напротив, как кару и наказание человека за первородный грех Адама и Евы. Весьма примечателен и тот факт, что в православном миросозерцании бедняк всегда вызывает гораздо большую симпатию, чем богач, неоднократно наделяемый нелестными эпитетами, подразумевающими нечестный путь получения богатства.

В сравнении  с протестантизмом, где достаток трактуется как благо и симптом  избрания человека Богом, православное религиозное сознание давало богатству  негативную оценку. Ментальная установка  протестанта в утилитарном значении сводится к одной цели - «делать деньги». Даже время обретает у него материальную оболочку, обретая формулу «время - деньги». По сравнению с этим, православие ограничивало трудовую жизнедеятельность человека. Его отношение к труду и к вере сводится, в основном, к посту, молитве, милосердно-благотворительной деятельности, почитанию святых, икон, мощей и т.п. В отношении «мирских» дел - хозяйственных, ремесленных, торговых верующему внушалось мнение, что он не должен спешить и прилагать дополнительные усилия для достижения успеха в сфере «профанного».

Таким образом, в данном случае религиозная ментальность обладает инерционной силой и  является причиной подсознательного, а иногда и осознанного, сопротивления  социально-политическим, идеологическим и экономическим трансформациям. Она изменяется медленнее, чем материальное ощущение и общественные институты. И в этой связи большой интерес приобретает проблема времени. Ж. Ле Гофф рассматривает время не просто как один из аспектов ментальности, а как орудие социального контроля. «Этот контроль принадлежал церкви. Части дня отмечались колокольным звоном; церковь устанавливала дни труда и дни праздников, в которые трудиться было запрещено; она диктовала, в какие дни нужно было соблюдать пост и когда нельзя было вести половую жизнь»10.

Сближение трудового  и бытового времени с литургическим  ставило первое под контроль второго. Церковь ритмизировала и контролировала время верующих. Она определяла время труда и время досуга, время праздников и время буден, время постов и время молитв. Она запрещала работать по праздникам, а при помощи постов контролировала даже питание своей паствы. Кстати, и колокольный звон был символом церковного контроля над временем.

В отличие от православия в протестантизме время  стало восприниматься как «мирское». Правда, здесь сказалась не только специфика протестантизма, но и общая  тенденция к постепенному «обмирщению» церкви в современном мире. Формула  «время - деньги» явилась квинтэссенцией духовной основы протестантского восприятия труда, при котором время все больше приобретает конкретную материальную ценность, проявляющуюся, во-первых, в эфиризации - тенденции к постоянной экономии времени, во-вторых, в прецианизации - тенденции к соблюдению все большей точности. Ускорение темпов современной жизни сегодня можно увидеть благодаря широкому спектру ментального «оснащения» (Ж. Ле Гофф) новейших технических разработок в этой области11.

Вернувшись к  ситуации в современной России, интересно  остановиться на деятельности Клуба  «За честный труд и справедливый бизнес», учредителем которого является созданная в 1990 г. Ассоциация христиан-предпринимателей. Целью Клуба является всемерное распространение норм христианской морали и деловой этики, утверждение Библейских основ во всех сферах жизни современного общества, объединение ведущих бизнесменов, экономистов, государственных деятелей, ученых, разделяющих принципы честности и справедливости. Задача Клуба состоит в утверждении принципов честности, справедливости, трудовой, гражданской и семейной этики среди тех, кто оказывает существенное влияние на экономическое и социальное положение российских граждан, их моральное и духовное состояние. Движущим мотивом деятельности Клуба является убеждение, что только через личную веру в Христа возможно последовательное отстаивание своих моральных и этических принципов.

Христиане-предприниматели  рассматривают свою деятельность как «бизнес во Христе», стремясь увидеть в предпринимательской деятельности «часто прозаичной и весьма приземленной, высокое значение сотворчества Богу, имеющее непреходящее значение для человеческой личности»12.

Подобное видение  бизнеса означает, по крайней мере, теоретически, выход на иной, духовный уровень его понимания, дающий возможность  относиться к предпринимательству  не как к временному и «низкому»  занятию, а как «к истинному служению Богу, открывающему огромные возможности духовного роста и являющемуся по своей сути христианским путем спасения»13.

В свете данной сотериологической концепции неудачи  в бизнесе приобретают религиозное звучание: они рассматриваются в качестве греха, прощаемого лишь через покаяние, ибо «решающее значение имеет вера в Господа Иисуса Христа, а не результат деловых операций, поскольку спасение человека осуществляется через веру. А не через предпринимательскую деятельность как таковую»14.

Подобные высказывания базируются на более общих и абстрактных  представлениях о спасении. Если их рассмотреть через призму определенного  архетипического мировосприятия, существующего с древнейших времен, то очевидно, что практически каждый человек хотел быть «спасенным», и данное желание как раз и выражает абстрактная идея спасения вообще.

Но от чего и  для чего он должен быть спасен - это  уточняется и артикулируется в «картине мира», рационализирующей и систематизирующей религиозные обещания15. И здесь с идеей спасения как такового соотносится желание спасения и определенный путь к его достижению, то есть определенный образ жизни, включающий в себя как образ действий, так и образ мыслей. Все это означает интерпретацию идеи спасения в «картине мира», где ей сообщается действенность устойчивого мотива поведения людей на уровне архетипического мировосприятия. «Архетип..., - считает Карл Юнг, - является тенденцией к образованию таких представлений мотива, - представлений, которые могут значительно колебаться в деталях, не теряя при этом своей базовой схемы»16.

Далее, по мнению христианских авторов, бизнес необходимо понимать как творческую деятельность, в которой раскрываются лучшие человеческие качества и проявляются способности, дарованные человеку Богом. В зависимости  от мотивации бизнесмена - приоритет денег или блага для многих людей - можно судить о его духовном выборе, то есть определить по каким внутренним законам он живет, какие отношения между людьми считает истинными и справедливыми, в чем видит смысл своей жизни.

Очевидно, что полномасштабная предпринимательская деятельность возможна лишь в условиях обмена товаров при посредстве денег на основе свободного волеизъявления продавца и покупателя, что, собственно, и являет собою рынок. И вновь в этом обмене, по мнению христиан-предпринимателей, может быть выявлена духовная основа, коей выступает заповедь «возлюби ближнего своего как самого себя», подразумевающая, при рассмотрении в соответствующем ракурсе, признание исходного равенства интересов участников товарно-денежного обмена. А эти участники как раз и есть ближние.

При этом необходимо подчеркнуть, что с христианской точки зрения, только созданные трудом блага могут являться объектом товарообмена, купли-продажи и иметь стоимость, возмещаемую продавцу в виде денег (цена), выплачеваемых покупателем. «Синтез веры и бизнеса есть духовность христианина-предпринимателя, интеграция бизнеса с полем бытия есть практическое движение к жизни вечной в рамках земных реалий»17. Отсутствие подобного синтеза влечет за собой главные недостатки реальной рыночной экономики:

  • во-первых, несогласованность спроса и предложения, влекущая за собой экономическую стагнацию, спады, кризисы, депрессии;

    во-вторых, ощутимая дифференциация имущественного положения людей, ведущая к социальному неравенству;

  • в-третьих, недостаток рыночных стимулов для соответствующего развития жизненно важных, но не приносящих сиюминутного дохода областей деятельности: фундаментальная наука, культура т.д.;
  • в-четвертых, производство вредных для физического и морального самочувствия людей товаров и услуг;
  • в-пятых, экологические проблемы.

Где же искать выход  из сложившейся ситуации? Конечно  же, в обращении к Богу, - ответят  сторонники христианского пути в  предпринимательской деятельности. «Именно ... обращение предпринимателя к Богу с молитвой о даровании успеха в бизнесе является не только возможным, но и необходимым... Ибо молитва и есть важнейшее средство превратить дела бизнеса в дела веры, и дело веры в дело бизнеса»18.

Весьма интересной в свете всего сказанного представляется проекция Декалога Моисея (этических  норм христианства и иудаизма) на современные  христианские оценки предпринимательства  и экономических отношений вообще.

Да не будет  у тебя других богов перед лицем  Моим. (Исход: 20,3).

Необходимо сознать, что Бог есть Творец Вселенной, и  что предпринимательская деятельность является сотворчеством Богу в пределах, которые Он положил человеку. И не должно быть другого (нерелигиозного) понимания высшего смысла бизнеса, ибо без Бога не делается ничего , и ничто не оставляет следа и не имеет значения без его благословения.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле  внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой... (Исход: 20,4-5).

Не нужно считать: что экономическое развитие и  предпринимательство имеет свое первоначало в голом материальном интересе людей, стремлении к богатству как таковому, жажде наслаждения и т.д. Такие взгляды являются идолизацией экономических процессов, отрывом данных процессов от их духовной основы и забвением их высшего предназначения. Предприниматель не должен придерживаться ложных взглядов на свою деятельность и не должен служить экономическим идолам.

Информация о работе Взаимосвязь традиций ведения хозяйственно-предпринимательской деятельности в христианстве