Древнеиндийская этика о назначении человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Философия в самом широком этимологическом смысле означает «любовь к знанию». Она стремится познать вещи, которые прямо или косвенно затрагивают человека. Какова действительная природа человека? В чем смысл его жизни? Какова природа мира, в котором он живет? Существует ли творец этого мира? Как должен жить человек в свете познания самого себя, мира и бога? Вот некоторые проблемы из волнующих человеческий ум во всех частях света с самого начала цивилизации. Философия имеет дело с проблемами этого рода.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ 5
1.1. Система чарвака 5
1.2. Философская система джайнизма 6
1.3. Буддийская система 8
ГЛАВА 2. ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ 11
2.1. Система ньяйи 11
2.2. Система вайшешики 12
2.3. Система санкхьи 13
2.4. Система йоги 15
2.5. Система мимансы 16
2.6. Система веданты 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Работа содержит 1 файл

Этика.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

     Учение  Будды заключается в охарактеризованных выше четырех благородных истинах. Из этого явствует, что сам Будда занимался не столько проблемами философии, сколько практическими вопросами уничтожения человеческих страданий. Он считал, что в то время, как человек испытывает невыносимые страдания, обсуждение метафизических проблем было бы пустым времяпрепровождением. Но при всем своем отрицательном отношении к теоретическим рассуждениям Будда все же не мог избежать философских дискуссий.

     Позднее зародыши философских теорий, содержавшиеся  в учении Будды, были развиты его последователями в Индии и вне ее; таким образом возник ряд буддийских школ.

 

ГЛАВА 2. ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ

2.1. Система ньяйи

     Система ньяйи создана великим мудрецом Готамой. Это реалистическая философия, основывающаяся главным образом на законах логики. Она признает наличие четырех самостоятельных источников истинного познания: восприятия, вывода, сравнения и доказательства.

     Объектами познания служат: наше я, тело, чувства и их объекты, познавательная способность, ум, деятельность, умственные дефекты, повторное рождение, чувства удовольствия и боли, страдание и свобода от страданий.

     Философы  школы ньяйи наряду с представителями  многих других систем индийской философии  стремятся избавить личность от ее привязанности к телу, чувствам и объектам. По их мнению, наше я отличается от тела и ума. Тело – это лишь сложная субстанция, состоящая из материи. Ум — тонкая, неделимая, вечная субстанция. Он служит душе инструментом для восприятия психических явлений, таких, как удовольствие, боль, поэтому он называется внутренним чувством.

     Я (атман) представляет собой самостоятельную  субстанцию, совершенно отличную от ума  и тела и приобретающую атрибуты сознания в процессе установления связи  с каким-либо объектом посредством  чувств. Но сознание не является неотъемлемым свойством я. Это – случайное, побочное свойство, которое перестает ограничивать я в состоянии освобождения. Я – это действующая сила, которая любит или не любит объекты, старается получить или избежать их, наслаждайся или страдает от последствий своих поступков. И именно незнание истины и вытекающие отсюда ошибочные желания, антипатии и влюбленность побуждают я действовать с дурными или хорошими целями, вовлекают его в мир греха и страдания, рождения и смерти.

     Освобождение  означает абсолютное прекращение всех мучений и страданий, ставшее возможным благодаря правильному познанию действительности. Некоторые думают, что освобождение есть состояние счастья. Но это совершенно неверно, так как нет удовольствий без страдания, равно как не бывает света без тени. Таким образом, освобождение – это только облегчение страданий, а не удовольствие или счастье.

     Существование бога доказывается системой ньяйи при  помощи нескольких аргументов. Бог  есть первопричина творения, поддержания  существования и разрушения мира. Творец мира обладает неограниченной силой и мудростью и способен к поддержанию морального порядка во всем мире. Бог создал мир не для какой-то своей собственной цели, а для блага всех живых существ. Но это не означает, что в этом мире должно быть только счастье и не может быть несчастий. Раз индивиды имеют свободу воли, они будут действовать в соответствии с добрыми или злыми намерениями и тем самым приносить самим себе счастье или несчастье. Однако под любящим, заботливым и мудрым руководством божественного существа все индивиды рано или поздно могут достичь истинного познания самих себя и мира и тем самым окончательно освободиться от всех страданий.

2.2. Система вайшешики

     Система вайшешики была основана мудрецом Канадой, настоящее имя которого было Улука. Она родственна системе ньяйи и имеет одинаковую с ней конечную цель – освобождение индивидуального я. Она подводит все объекты познания, весь мир, под семь категорий: субстанция, качество, действие, всеобщность, особенность, присущность и небытие.

     Субстанция  является субстратом качества и деятельности, однако она отлична как от того, так и от другого. Существуют девять видов субстанций: земля, вода, огонь, воздух, эфир, пространство, время, ум и душа. Из них первые четыре называются физическими элементами (земля, вода, огонь, воздух) и имеют соответственно специфические качества запаха, вкуса, цвета, осязания и звука. Эфир, пространство и время – неосязаемые субстанции, каждая из которых является единственной, вечной и всеобъемлющей.

     Ум – вечная субстанция, непротяженная и, подобно атому, бесконечно малая. Это внутреннее чувство, которое прямо или косвенно имеет дело со всеми психическими функциями, такими, как познавательная способность, эмоции, воля. Ум, имея атомистическое строение, не может иметь более одного переживания в одно и то же время.

     Душа  – вечная и всеобъемлющая субстанция, представляющая собой субстрат явлений  сознания. Индивидуальная душа осознается внутренне, умом индивида, когда, например, говорят: «Я счастлив». Верховная душа, или бог, считается творцом мира и всего сущего. Бог сотворил мир из вечных атомов. Происхождение и распад сложных предметов объясняются соединением и разъединением атомов. Но двигаться и действовать самостоятельно атомы не могут. Первоисточник их действий – воля бога, направляющего их перемещения в соответствии с законом кармы.

     Из  атомов образуется весь мир, соответствующий  невидимым моральным достоинствам индивидуальных душ и служащий делу их морального искупления. Что касается теоретических положений системы вайшешики о боге и освобождении индивидуальной души, то они, в сущности, те же, что и в системе ньяйи.

2.3. Система санкхьи

     Санкхья представляет собой философию дуалистического  реализма, создание которой приписывается  мудрецу Капиле. Она признает наличие двух независимых друг от друга первичных реальностей: пуруша и пракрита. Пуруша есть некое разумное начало, у которого сознание является не атрибутом, а самой его сущностью. Пуруша – это «Я» совершенно отличное от тела, чувств и ума. Находясь вне мира объектов, оно представляет собой вечное сознание, являющееся свидетелем происходящих в мире изменений и действий, — сознание не действующее и не изменяющееся. Существует много различных я, связанных с различными телами, вследствие чего одни люди счастливы, другие несчастливы, одни умирают, другие живут.

     Пракрита есть первопричина мира. Это вечное, бессознательное начало, которое, всегда изменяясь, служит исключительно удовлетворению Я. Все вещи мира наделены качествами, вызывающими удовольствие, страдание или безразличное отношение. Поэтому пракрита, являясь первопричиной вещей, должно иметь три элемента: саттва, раджас и тамас, обладающие свойствами вызывать соответственно удовольствие, страдание или безразличие, а также – проявление, активность и пассивность.

     Эволюция  мира начинается с соединения пуруши с пракрита, что нарушает первоначальное равновесие последней и побуждает  ее к действию. В системе санкхьи насчитывается двадцать пять начал. Все они, кроме пуруши, содержатся в пракрити, которое является первопричиной, первоисточником всех других физических объектов, включая ум, материю и жизнь. Пракрити является причиной причин всех объектов.

     Хотя  Я само по себе свободно и бессмертно, но оно смешивает себя с телом, чувствами и умом. Из-за неумения разобраться в том, что есть Я и что – не-Я, возникают все наши горести и страдания. Мы чувствуем себя нездоровыми и несчастными, когда наше тело оказывается чем-либо пораженным и чувствует недомогание, потому что не умеем распознавать разницу между Я и своим телом. Подобным же образом испытываемые нами удовольствия и страдания воздействуют нa Я только потому, что мы не осознаем разницы между умом и Я. Как только мы полностью осознаем разницу между Я и не-Я, включающим тело, чувства, ум, интеллект и личность, наше Я выйдет из-под влияния радостей и печалей, подъемов и упадков жизни, оно найдет тогда покой в самом себе, став бесстрастным наблюдателем событий внешнего мира и не вовлекаясь в них. Это и будет состояние освобождения от страданий, его мы можем достичь или при жизни, в этом мире, или после смерти, в другом мире.

     Однако  простое знание, интеллектуальное понимание  этой истины не поможет познать самого себя и тем самым добиться окончательного освобождения от грехов и страдания. Для достижения этого нам необходимо пройти долгий путь воспитания в духе глубокой преданности и постоянного размышления о том, что Я есть чистое вечное сознание, независимое от комплекса ума-тела и установленного порядка вещей с его пространственно-временными и причинными отношениями. Я – это не рожденный и не умирающий дух, сущность которого составляют свобода, бессмертие и вечная жизнь. Характер и методы этого духовного воспитания, необходимого для самопознания, тщательно разработаны философией йоги.

2.4. Система йоги

     Основателем философии йоги считается мудрец Патанджали. Йога близко примыкает к санкхье. Система йоги разделяет теорию познания и метафизику санкхьи с ее двадцатью пятью началами, но признает бытие бога. Особый интерес эта система представляет ввиду своеобразного характера практики йоги – средства достижения вивека-джняна, то есть способности распознавать истинное значение, которое (как это признается и системой санкхьи) является важным условием освобождения. Существует пять ступеней функции ума.

     Первая  называется кшипта, то есть рассеянное состояние, при котором ум скользит от одного объекта к другому. Вторая ступень – это мудха, то есть притупленное состояние ума, как, например, во сне. Третья называется викшипта – относительно умиротворенное состояние. Йога невозможна ни в одном из этих состояний. Четвертая и пятая ступени называются экагра и нироддха. Экагра является состоянием сосредоточенности ума на каком-либо объекте, служащем предметом размышления, нируддха – прекращением всякой деятельности мышления. Последние две ступени состояния ума являются как бы проводниками к йоге.

     Существует  два вида йоги – сампраджнята и  асам-праджнята. В первом случае йога проявляется в виде полной сосредоточенности  ума на объекте размышления и  приводящей поэтому к ясному пониманию данного объекта; во втором наблюдается полное прекращение всех умственных модификаций и, следовательно, полное отсутствие познания, в том числе и знания объекта размышления.

     В практике йоги имеется восемь ступеней.

  1. Обуздание состоит в воздержании от нанесения вреда чьей-либо жизни, от лжи, воровства, прелюбодеяния и жадности.
  2. Культура этики заключается в воспитании хороших привычек, таких, как очищение, удовлетворенность, аскетизм, изучение вед и размышление о боге.
  3. Выработка устойчивости – это выработка устойчивого и удобного положения.
  4. Контроль над дыханием состоит в регулировании процессов дыхания.
  5. Контроль над чувствами заключается в удалении чувств от их объектов.
  6. Категория внимания обозначает сосредоточение внимания на внутриорганических или внеорганических объектах (на кончике носа, луне).
  7. Созерцание представляет собой неуклонное и непрерывное размышление об объекте.
  8. Сосредоточенность есть такое состояние, при котором созерцающее сознание теряется в созерцаемом объекте и перестает сознавать самого себя.

     Система йоги называется теистической санкхьей в отличие от санкхьи Капилы, которая обычно считается атеистической. Философия йоги считает бога высшим объектом сосредоточенности и самопознания. Бог – существо вечное, всеобъемлющее, всеведущее и совершенно свободное от всех недостатков. Йога приводит следующие аргументы в пользу бытия бога: все, что имеет степени, должно иметь и некоторый максимум. Раз существуют разные степени познания, значит, должно быть и совершенное знание, всеведение. Тот, кто обладает всеведением, есть бог. Соединение пуруши с пракрити закладывает основу дальнейшей эволюции мира, а прекращение этого соединения приводит к его распаду. Ни соединение, ни разъединение не присущи самим пракрити и пуруше. Поэтому должно быть такое верховное существо, которое было бы в состоянии устанавливать отношения между пракрити и пурушей в соответствии с моральными достоинствами индивидуальных душ.

2.5. Система мимансы

     Миманса была основана Джаймини. Ее первоначальной целью являлась защита и оправдание ведийского ритуализма. Конечно, эта попытка должна была привести к поискам философии ведийского ритуализма.

     Ритуализм зиждется на авторитете вед, и поэтому школа мимансы выдвинула теорию о том, что веды не являются произведениями какого-либо лица и потому свободны от свойственных людям ошибок. Согласно мимансе, веды вечны и существуют самостоятельно; написанные или устно распространяемые веды — это лишь временное обнаружение их через особых пророков. Для доказательства обоснованности вед школа мимансы выдвигает тщательно разработанную теорию познания, которая прежде всего должна показать, что достоверность всякого познания самоочевидна. Когда имеются достаточные условия – знание возникает. Когда чувства здоровы, даны объекты и все вспомогательные условия—происходит восприятие. Когда имеются достаточные данные – делается вывод. В каждом из приведенных случаев полученное знание претендует на истинность, и мы принимаем его без всяких возражений. Если существует какая-либо причина для сомнения, знание совсем не возникает, так как отсутствует вера. Подобно этому, при чтении вед мы получаем одновременно и знание и веру в то, о чем они говорят. Достоверность ведийского познания так же самоочевидна, как и всякого другого познания. Если же возникают какие-либо сомнения, то они устраняются аргументами мимансы: после устранения препятствий веды сами раскрывают свое содержание читателю.

     Авторитет вед, таким образом, становится неоспоримым, то, что веды предписывают выполнять, – правильно. То, что они запрещают, – неправильно. Долгом каждого человека является исполнение того, что правильно, и воздержание от того, что запрещено. Долг следует исполнять во имя долга. Ритуалы, предписанные ведами, должны выполняться не с расчетом на получение какой-либо награды за это, но именно потому, что они предписаны. Бескорыстное исполнение обязательных обрядов, которое возможно только при знании и самоконтроле, постепенно уничтожает кармы и делает возможным осуществление освобождения после смерти. Состояние освобождения понималось ранней мимансой как одно из состояний ничем не омраченного небесного блаженства. Однако позднее миманса стала представлять себе освобождение только как нечто отрицательное, как прекращение рождения, а потому и всех страданий.

Информация о работе Древнеиндийская этика о назначении человека