Древнеиндийская этика о назначении человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Философия в самом широком этимологическом смысле означает «любовь к знанию». Она стремится познать вещи, которые прямо или косвенно затрагивают человека. Какова действительная природа человека? В чем смысл его жизни? Какова природа мира, в котором он живет? Существует ли творец этого мира? Как должен жить человек в свете познания самого себя, мира и бога? Вот некоторые проблемы из волнующих человеческий ум во всех частях света с самого начала цивилизации. Философия имеет дело с проблемами этого рода.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ 5
1.1. Система чарвака 5
1.2. Философская система джайнизма 6
1.3. Буддийская система 8
ГЛАВА 2. ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ 11
2.1. Система ньяйи 11
2.2. Система вайшешики 12
2.3. Система санкхьи 13
2.4. Система йоги 15
2.5. Система мимансы 16
2.6. Система веданты 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Работа содержит 1 файл

Этика.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

     Душа должна рассматриваться как бессмертная, вечная субстанция, ибо если мы допустили, что душа гибнет со смертью тела, то ведийские предписания, требующие выполнения известных обрядов для достижения блаженства на небесах, были бы бессмысленны. Создатели философии мимансы, как и представители школы джайнизма, приводят ряд оригинальных аргументов в доказательство существования бессмертной души, опровергая точку зрения материалистов, не допускающих наличия чего-либо, кроме тела. Однако они не считают сознание чем-то внутренне присущим душе. Сознание возникает в душе только тогда, когда она соединяется с телом и когда какой-нибудь объект находится перед органами познания. Освобожденная и покинувшая телесную оболочку душа обладает не фактически существующим сознанием, а лишь его потенциальной возможностью.

     Школа мимансы верит в реальность существования  физического мира на основе его восприятия. Поэтому она является реалистической школой. В то же время философы этой школы верят, как мы уже видели, в реальность существования души. Но они не признают существования верховной души, бога, сотворившего мир. Объекты мира образовались из материи в соответствии с кармами душ. Закон кармы представляет собой спонтанный моральный закон, который правит миром. Философы школы мимансы считают также, что когда какой-нибудь человек выполняет какой-либо ритуал, в его душе возникает некая потенция, которая в будущем, в благоприятный момент, принесет свои плоды. За счет этой потенции, порожденной в душе исполнением обрядов в настоящем, можно будет наслаждаться ее плодами в будущем.

2.6. Система веданты

     Эта система выросла из упанишад, которые  представляют собой кульминационный  пункт вед, и потому она называется ведантой, или завершением вед. Веданта  собрала воедино все философские  мысли, рассеянные в упанишадах. Ее основные положения изложены в «Брахма-сутре» Бадараяны, которая систематизировала учения упанишад, и в комментариях на эти сутры, составленных последующими авторами; в числе их хорошо известны Шанкара и Рамануджа. Из всех индийских систем веданта оказала наибольшее влияние на индийскую жизнь и все еще продолжает существовать в той или иной форме в различных частях Индии.

     Идея  существования некоего верховного лица, которое объемлет всю вселенную и все-таки находится вне ее, выражена в одном из гимнов Ригведы. Все объекты вселенной, одушевленные и неодушевленные, простые люди и святые, в поэтической форме изображаются здесь как части верховного лица. В упанишадах это единство всего существующего нашло свое выражение в безличной концепции единой реальности, или в концепции единой души, единого Брахмана. Мир, говорится в упанишадах, берет свое начало из этой реальности, покоится в ней и возвращается в нее при своем разрушении. Реальность многих частных объектов, воспринимаемых из вселенной, отрицается, и утверждается их единство в единой реальности. Все есть бог. Душа есть бог. Нет множественности. Эта душа, или бог, есть реальность, она — бесконечное сознание и блаженство.

     В упанишадах мы чаще всего встречаемся  со следующими проблемами: Что такое реальность, из которой происходят все вещи, благодаря которой все живет и в которой все исчезает после разрушения? Что представляет собой то, с помощью познания которого может быть познано все? Что представляет собой то, с помощью познания которого неизвестное становится известным? Что представляет собой то, посредством познания которого можно достигнуть бессмертия? Кто такой Брахман? Кто такой Атман?

     Уже сама природа этих вопросов предполагает, что мыслители упанишад были вполне уверены в существовании всепроникающей реальности, лежащей в основе всех вещей, возникающих из нее, существующих в ней и возвращающихся в нее, и в том, что существует некоторая реальность, посредством познания которой может быть достигнуто бессмертие.

     Упанишады переносят центр внимания с ведийских богов на Я человека. Они анализируют Я, проводя различие между внешней оболочкой и его внутренней реальностью. Тело, чувства, ум, интеллект и порождаемые ими удовольствия поддаются ощущению и считаются преходящими, меняющимися модусами, а не постоянной сущностью Я.

     Внешние оболочки, так сказать, покровы, скрывают внутреннюю, постоянную реальность, которая  ни с чем не может быть отождествлена, хотя все коренится в ней и  представляет собой ее проявления. Реальное Я есть чистое сознание, а всякое частное сознание объектов является его ограниченным обнаружением. Будучи не ограниченным никаким объектом, это чистое сознание также неограниченно.

     Реальное  Я называется Атманом. Как бесконечная  сознательность, Я человека тождественно Я всех существ и, следовательно, богу, Брахману. В «Катхе» говорится: «Я скрыто во всех вещах и поэтому не кажется пребывающим там, но оно воспринимается особо проницательным с помощью острого, постигающего интеллекта».

     Делается  все возможное, чтобы помочь человеку открыть это свое реальное Я. Самопознание рассматривается как наивысшее познание; всякое другое познание и изучение считается по отношению к нему низшим. Метод самопознания осуществляется через контроль низшего я, его глубоко укоренившихся интересов и импульсов посредством изучения, размышления и повторного сосредоточения до тех пор, пока силы прошлых привычек и мыслей полностью не преодолеются твердой верой в познание истины. Это трудный путь, в который и может пуститься только тот, кто настолько силен и мудр, что ради добродетели может отвергнуть приятное.

     Упанишады считают идеалом достижение единства с богом. Мир существует не для  самого себя. Он происходит от бога и  должен, поэтому искать свое успокоение в боге. Осуществление единства с  богом - это идеал человека. Чтобы его достичь, нужно прийти к состоянию «выше голода и жажды, выше печали и смущения, выше старости и смерти». Жить в мире многообразия, основывая все на маленьком я, подверженном лишениям и страданиям, - это действительно несчастье. Уничтожение причин, которые ведут к конечному существованию, является подлинной целью человека. Возврат от многообразия к единству – идеальная цель, высшая ценность. Это дает удовлетворение всему существованию человека. Более низкие цели, к которым мы стремимся, могут удовлетворить живой организм или духовные желания, но высшая цель включает их и идет дальше за их пределы.

     Вся этика упанишад подчинена этой цели. Долг – это средство для достижения высшего совершенства. Нравственность является выражением духовного стремления к совершенству, заложенного в сердце человека, инстинктом индивидуальной души. Закон нравственности – это призыв стать совершенным.

     Идеал этики – это самосознание. Если мы не признаём идеала, предписываемого разумом, и не считаемся с высоким моральным законом, наша жизнь будет такой же, как животное существование, без конца и цели, где мы беспорядочно заняты, любим, ненавидим, заботимся и убиваем без цели и причины.

     Разумная  жизнь – это жизнь бескорыстного служения миру. Хороший человек тот, кто в своей жизни подчиняет личные цели социальным, плохой человек тот, кто делает наоборот. Моральная жизнь – это жизнь, центром которой является бог, жизнь страстной любви и энтузиазма к человечеству, искания бесконечного через конечное. Конечные объекты не могут дать нам удовлетворения, которого жаждет наша душа.

     Упанишады настаивают на духовной стороне морали и придают большое значение мотиву поведения. Внутренняя чистота важнее, чем внешнее подчинение. Упанишады не только говорят «не укради», «не убий», но они также провозглашают «не домогайся чужого» или «не ненавидь или не поддавайся гневу, злости и жадности». О поведении судят по его субъективной ценности, по степени приносимой им жертвы.

     Упанишады не ограничиваются простым акцентированием  духа истинной религии. Они дают нам также кодекс обязанностей, без которых моральный идеал был бы ненадежным руководителем. Все формы поведения, где страсти контролируются и где господствует разум, где имеется самопреодоление, понимаемое как освобождение от ограниченностей эгоистической индивидуальности, где мы творим, потому что все мы участвуем в осуществлении божественного предначертания, - все эти формы относятся к добродетелям, а их противоположности - к порокам. Контроль над страстями должен быть самопроизвольным, но когда это невозможно, то приходится насильственно обуздывать их. С этим связаны упражнения йогов в сосредоточенности, созерцании и т. п. Размышление и сосредоточенность применяются также как средства очищения ума. Индивиду предлагается обратить все свои мысли внутрь и думать только о боге, но не со стремлением получить благосклонность его, а с тем, чтобы стать единым с ним.

     Упанишады рекомендуют нам в случаях  сомнений и трудностей вести себя таким образом, каким вели бы себя познавшие Брахмана, посвятившие себя долгу. Эти великие люди продолжают заниматься своими повседневными трудами, распространяя добродетель, не сознавая этого. Каждый человек может достигнуть такого состояния. Возможность стать единым с богом может быть установлена только осуществлением этого. Факт осуществления является единственным доказательством возможности отождествления человека со всемогущим духом. Упанишады заявляют, что все люди имеют возможность возвыситься до вершины своего божественного состояния и могут осуществить это, если они приложат к этому старание.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Философия страны – это цвет ее культуры и  цивилизации. Она возникает из идей, господствующих в данной стране, и  поэтому всегда, хотя и бессознательно, носит национальный характер. Несмотря на то, что различные школы индийской философии отличаются разнообразием взглядов, мы можем обнаружить в них общие черты индийской культуры. Вкратце эту общность можно назвать общностью моральных и религиозных взглядов. Чтобы понять это, следует рассмотреть главные черты различных школ и выявить общие моменты, указывающие на сходство этих школ.

     Основным  и наиболее замечательным моментом сходства, является тот факт, что  все системы рассматривают философию  как практическую необходимость  и развивают ее как руководство к достижению наилучшей жизни.

     Цель  философской мудрости не в простом  удовлетворении интеллектуальной любознательности, а главным образом в достижении лучшей жизни, освещаемой дальновидностью, предвидением, глубокой проницательностью. Поэтому у индийских писателей стало обычаем объяснять в начале своего произведения, в какой мере оно послужит конечным целям человека.

     Причины, обусловливающие в индийской  философии преобладание практических мотивов, заключаются в том, что  движущей силой каждой системы –  принадлежит ли она к проведийской или антиведийской философии – являются идеи, возникающие из душевной тревоги при виде того зла, которое властвует в этом мире. Философия стремится понять источник этого зла, истинную природу вселенной и смысл человеческой жизни за тем, чтобы отыскать средства для – полного уничтожения человеческих страданий.

     Склонность  ума видеть темные стороны вещей  обычно называется пессимизмом. Индийская философия пессимистична в том смысле, что ее произведения пронизаны чувством неудовлетворенности и беспокойства за существующее положение вещей. Она показывает и со всей решительностью утверждает, что жизнь, протекающая бездумно, является просто игрой слепых инстинктов и мелких неудовлетворенных желаний; такая жизнь неизбежно имеет конец и проходит несчастно. Но индийская философия не ограничивается лишь указанием на несчастья, от которых мы страдаем вследствие своей близорукости; она вселяет также надежду на избавление от страданий. Четыре благородные истины, составляющие сущность просветления Будды, обобщают и выражают собой те взгляды, которые в известном смысле действительно присущи каждой школе индийской философии, а именно: есть страдание, есть причина страдания, есть возможность прекращения страданий и есть путь к прекращению страданий.

     Вера  в «вечный моральный порядок» господствует на протяжении всей истории  индийской философии; исключением  из этого являются только материалисты чарваки. В атмосфере такой веры развивались все системы индийской  философии.

     Закон кармы в различных аспектах можно рассматривать как закон сохранения моральных ценностей, закон о достоинствах и недостатках поведения. Закон кармы признается шестью ортодоксальными школами, а также джайнистами и буддистами. Он означает, что проделанная работа не пропадает даром и что все происходящее с человеком суть не что иное, как результат его собственных деяний.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Аблеев  С. Р. История мировой философии: учебник/ С. Р. Аблеев // М.:АСТ: Астрель, 2005. – 414 с.
  2. Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца ХХ века: Пособие для общеобразовательных учебных заведений / Под ред.:В. И. Уколовой. – 6-е изд. – М. Дрофа, 2002. – 512 с.
  3. Чаттерджи С. Индийская философия / C. Чаттерджи, Д. Датта. - Издательство: Селена, 1994 г. - 416 с.
  4. История этических учений: Учебник / Под ред. А.А. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2003. - 911 с.
  5. Введение в философию. История философских учений: Учебно-метод. пособие / Авт.-сост.: Г.Л. Терехова, Г.М. Дробжева. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004.-  44 с.
  6. Радхакришнан С. Индийская философия [Электронный ресурс]

     Том 1: http://www.kulichki.ru/~yoga/Radhakrishnan/Radha1.htm,

     Том 2: http://www.orlov-yoga.com/Radhakrishnan2/index.htm. 
 
 

Информация о работе Древнеиндийская этика о назначении человека