Генезис деловой культуры в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 09:03, реферат

Описание работы

Деловая культура – важнейшая сторона профессионального поведения делового человека, предпринимателя. Знание этикета - необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать. Этикет – явление историческое. Правила поведения людей изменялись с изменениями условий жизни общества, конкретной социальной среды. Конечно, и общественный прогресс способствовал взаимопроникновению правил поведения, обогащению культур. Как в давние времена, так и сейчас, правила делового этикета, культура поведения помогает сближению экономических и финансовых интересов торговых людей, бизнесменов.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
1. Развитие деловой этики России до XX века……………………...5
2. Церковная реформа, старообрядчество и его управленческая этика…………………………………………………………………….9
3. Деловая культура России в ХХ веке…………………...…………11
Заключение…………………………………………………………16
Список используемой литературы……………………………… 17

Работа содержит 1 файл

Этика реферат.doc

— 87.50 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет»

 

Кафедра экономики и управления инвестициями и инновациями

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Этика и культура управления

На тему:        Генезис деловой культуры в России

                      

 

 

 

 

 

 

 

                               

 

Владимир 2009

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………3

1. Развитие деловой этики России  до xx века……………………...5

2. Церковная реформа, старообрядчество и его управленческая       этика…………………………………………………………………….9

3. Деловая культура России в ХХ веке…………………...…………11

  Заключение…………………………………………………………16

Список используемой литературы………………………………   17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВедение

Деловая культура – важнейшая сторона профессионального поведения делового человека, предпринимателя. Знание этикета - необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать. Этикет – явление историческое. Правила поведения людей изменялись с изменениями условий жизни общества, конкретной социальной среды. Конечно, и общественный прогресс способствовал взаимопроникновению правил поведения, обогащению культур. Как в давние времена, так и сейчас, правила делового этикета, культура поведения помогает сближению экономических и финансовых интересов торговых людей, бизнесменов.

                  Деловая этика – совокупность моральных принципов и норм

предпринимательской деятельности. Внимание к этим вопросам может

показаться преждевременным при наличии множества иных проблем, рисков и  непредсказуемости, с которыми приходится сталкиваться при ведении бизнеса в России.

                 Что заставляет все большее число российских компаний внедрять деловую этику в практику деятельности своих компаний? В ущерб ускорению развития бизнеса российские компании вынужденно расходуют значительные ресурсы на защиту от криминальных вымогателей и недобросовестных конкурентов, на вынужденное «кормление» государственной и деловой коррупции-подкупа, на дополнительные проверки качества работ и посильное контролирование партнеров по бизнесу и своих собственных сотрудников. Здравомыслящие российские предприниматели откровенно устали от «игры без правил» и поэтому коллегиально склоняются к «цивилизованному бизнесу», основанному на международных и лучших российских стандартах деловой этики.

        Иностранные предприниматели и инвесторы, приходящие на российский рынок, также бывают откровенно обескуражены неэтичным и даже криминальным поведением конкурирующих участников бизнеса. Вне России наиболее известны её проблемы бюрократизации, коррупции, связей бизнеса с мафией, вымогательства, похищения предпринимателей или даже убийства как способа устранения конкурентов. Ясно, что такой инвестиционный климат– не приемлем для иностранного капитала в силу запредельных рисков и угрозы даже физическому благополучию предпринимателей. Таким образом, деловая этика для современной России – это основополагающие «правила игры» в бизнесе, без которых он остается проблемным, рисковым и непредсказуемым. Поэтому здесь ширится осознание выгоды соблюдения принципов деловой этики – порядочность, надежность и честность в деловых отношениях становятся вровень с иными экономическими категориями бизнеса. Особенно остро деловая этика необходима в корпоративном управлении – как существенный фактор регулирования сложной системы отношений между акционерами, советом директоров, менеджерами, сотрудниками компании и иными заинтересованными сторонами корпорации: поставщиками товаров и услуг, дистрибьюторами, продавцами, конечными потребителями, местным населением и органами власти.

               В российской деловой литературе имеется немного сведений о деловой  этике в корпоративном управлении. Сжатое описание этических традиций предпринимательства в России, универсальных международных принципов деловой этики и предложение методической основы для разработки кодексов деловой этики российскими акционерными обществами – потребность, продиктованная необходимостью установления «цивилизованных деловых отношений» и «цивилизованного предпринимательства» в нашей стране. Без внедрения и соблюдения российскими компаниями кодексов деловой этики привлечение капитала и развитие бизнеса в России будет оставаться проблемой.

 

 

1. Развитие деловой этики в России  до xx века.

            В Древней Руси в предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества. Оплотом развития предпринимательства становились города, вокруг которых возникали торговые и промысловые поселения. Сюда сходились для гостьбы (торговли) купцы (гости), бобровники, бортники и другие тогдашние «промышленники».

Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси подтверждался  широким развитием кредитных отношений. Как отмечал историк Д.И. Иловайский, предпринимательство было связано с исторически сложившимся характером российского народа – «деятельного, расчетливого, домовитого, способного к неуклонному преследованию своей цели, к жесткому или мягкому образу действия, смотря по обстоятельствам».

Гости (крупные купцы) успешно вели внутреннюю (между городами) и внешнюю (с зарубежными странами) торговлю.

         Предпринимательство в России имеет свои особенности именно в

этическом плане.

               Путь «из варяг в греки», на котором возникло первое древнерусское

государство, возвысил представителей купечества, в кругах которого ценились солидарность и верность «купеческому слову». В те времена кодексами деловой этики – уставами – осуждалась только фальсификация товара, а остальные правила делового взаимодействия были «неписанными», т.е. оставались на совести предпринимателей. Существенным регулятором

деловых отношений Древней Руси была глубокая религиозность

предпринимателей. Например, купцы стремились искупить перед Богом и

людьми грех любостяжания искренней и глубокой верой, паломничеством к

святым местам, подачей милостыни и иными «благими делами» -

благотворительностью. Результатом деятельности купцов   должно было  быть не только личное обогащение, но и общественная польза, богатство государства.

          Бытовало твердое убеждение, что успешному предпринимательству

способствует покровительство святых – своих для каждого ремесленного и

торгового цеха.

Исследователи отмечают благотворное влияние и воздействие православия на деловую этику. Это воздействие имело, прежде всего общий позитивный морально-этический характер.

Конкретные проявления этого воздействия были различными. Православная церковь поощряла благотворительную деятельность, но осуждала ростовщичество. Это вело к торможению разворачивания банковского дела, следовательно, задерживало экономическое развитие страны в целом.

 

           В годы владычества Золотой Орды на Руси начинает формироваться национально-религиозная идея предпринимательства, основанная на общерусском патриотизме. Так, известные своей высокой репутацией купцы периодически привлекались московскими и региональными князьями для выполнения важных поручений с политической целью, поскольку предприниматели переходили «с земли на землю и знаемы всеми и в Ордах, и во Фрязях (в Западной Европе)».

                 В период становления Московской Руси после Золотой Орды деловые люди – торговцы и ремесленники – выросли до граждан, получивших право землевладения и выражения собственных этических и политических взглядов в крестоцеловальной записи, в соблюдении которых клялись русские цари. Правда, по мере усиления государственных начал и формирования «служилой экономики» возрастали возможности бюрократии, что приводило к произволу чиновников и, соответственно, расцвету коррупции. Деловая этика в те времена входила в зависимость от властей: торговля не шла без посулов-взяток, на что еще в 1662 году посадские купцы жаловались царю. Не стеснялись подкупа, обмана и подлога и иностранные купцы – сохранились письменные жалобы русских купцов и на плутовство английских, голландских и немецких торговцев.

                 Период петровских преобразований характеризовался официальным утверждением идеи благотворительности предпринимательства для государства и общества. Генеральный регламент 1721 года и другие государственные постановления условием достижения «общего блага» провозглашали развитие торговли, художеств и мануфактур, «которыми все прочие благоучреждения государства процветают и богатятся…».

                В России середины XVIII столетия оформилось и распространилось

понятие «совершенный купец» – идеал нравственного хозяйствования. По

инициативе Коммерц-коллегии переводились на русский язык и были с

интересом читаемы европейские книги о деловой этике. Так, популярным среди деловых людей был трактат Ж. Савари «Совершенный негоциант», написанный еще в 1675 году, в котором перечислялись профессионально-этические стандарты эффективного предпринимателя: знание предмета, опытность, предусмотрительность, осторожность, расчетливость, бережливость и верность слову, особенно необходимая для прочной репутации. Сами российские купцы описывали тип идеального предпринимателя, обеспечивающего процветание дела своей порядочностью, добронравием и строгостью к себе.

                  В первой половине ХIХ века предпочтение товара более дорогого, но высокого качества стало отличительной чертой русского рынка. «Дорого, но мило, дешево да гнило» – говорила народная пословица. Стремление

производить и продавать высококачественные товары стало важным

элементом деловой этики. Возникла конкуренция не только товаров, но и

товарных знаков. «Высокопробностью товара» был особо знаменит Савва

Васильевич Морозов, добившийся «славы товаров» строгой приемкой,

тщательной многоступенчатой сортировкой и добросовестностью при продаже.

             Среди просвещенных купцов, как и во времена Московской Руси, высоко ценилась гражданская позиция и патриотизм: предпринимательские проекты затрагивали не только торгово-промышленные, но и общесоциальные вопросы. Так в России зарождалась корпоративная социальная ответственность.

            Российские предприниматели внедряли свои этические нормативы, из

которых сложился декларируемый эталон деловой этики. Основными

элементами деловой этики являлись честность, верность данному слову,

надежность, компетентность. Нравственный образец дополнялся набором

профессиональных качеств: трезвость расчета, решительность, знание рынка,

способность организовать работу, установить связи и привлечь инвестиции.

Известные своей порядочностью и деловыми качествами предприниматели

зачастую самим фактом своего участия в управлении компанией обеспечивали привлечение капиталов. Нередко, новое товарищество возможно было учредить только при условии, что его возглавит предприниматель, нравственность которого не вызывала сомнений.

             В те времена для иностранных предпринимателей слово российского

партнера зачастую имело большее значение, чем подписанное соглашение.

Деловая элита жестко осуждала отступление от эталона деловой этики, что

приводило к приостановке или ограничению деловых контактов. Устное

обвинение в нечестности вызывало разрыв деловых отношений и приводило к отказу обвиняемого от должности. Российский стандарт деловой морали терял «цеховой» или корпоративный характер и становился универсальным.

Справедливости ради, следует отметить, что в период новой

предпринимательской эпохи XIX века в российскую промышленность,

торговлю, финансовое дело хлынули представители различных социальных

групп, не имевшие представления о традиционной сословной

предпринимательской нравственности: "биржевые зайцы» – спекулянты, без

деловых талантов–«люди со связями», нечистые на руку бывшие чиновники – это противодействовало развитию деловой этики.

 

2. Церковная реформа, старообрядчество и его управленческая этика

В истории появления и развития основных идей деловой этики и этики управления в России важная роль принадлежит старообрядческой ветви религии. Выходцами из старообрядцев были купцы и промышленники Рябушинские, предприниматели и купцы Морозовы, Строгановы, Прохоровы, Абрикосовы и другие.

Процесс появления деловых людей из числа старообрядцев и упрочения их положения проходил следующим образом. В середине ХVII в. патриарх Никон провел реформы. Исправление книг и обрядов по греческим образцам, принятым в южнославянских странах, служило укреплению церковно-политических связей России с этими странами, находившимися под турецким игом. Унификация культа подчиняла церковь общегосударственной системе централизации. Значительная часть духовенства выступила против нововведений. В церкви возник раскол.

Никон стремился использовать реформу для укрепления церковной организации и усиления власти. Он пытался освободить церковь из-под опеки светской власти, выдвинув тезис «священство выше царства».

Мнения историков о причинах реформ различны. До сих пор нет однозначной оценки, принесли ли пользу или вред церковные реформы. Согласно одной из точек зрения, патриарх Никон хотел с их помощью остановить разложение российского общества, наблюдавшееся в середине ХVII в., проявлявшееся на всех уровнях – как среди высших слоев, так и среди простонародья. Царь, правительство поддерживали Никона и его реформы. Однако значительная часть населения, разные его слои активно сопротивлялись, что выражалось в нежелании жить в тех местах, где действовали сторонники патриарха Никона. Те, кто поддерживался старых религиозных устоев - старообрядцы, не приняли церковные реформы ХVII в. Они стали оппозиционными или враждебными официальной православной церкви. Старообрядцы переселялись в Сибирь, на Урал, на Север, туда, где их не могли преследовать. До 1906 г. сторонники старообрядцев преследовались царским правительством. Они оседали в новых местах, становились владельцами новых предприятий – промышленных, торговых, занимались поиском и добычей полезных ископаемых. На новых местах поселения, в новых суровых условиях жизни у старообрядцев сложились и новые этические нормы – правила жизни и общения, которые впоследствии выделили их из общей массы народа и сделали возможным достижение успехов в предпринимательстве. Все это привело к сосредоточению в руках старообрядцев огромных богатств.

Информация о работе Генезис деловой культуры в России