Генезис деловой культуры в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 09:03, реферат

Описание работы

Деловая культура – важнейшая сторона профессионального поведения делового человека, предпринимателя. Знание этикета - необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать. Этикет – явление историческое. Правила поведения людей изменялись с изменениями условий жизни общества, конкретной социальной среды. Конечно, и общественный прогресс способствовал взаимопроникновению правил поведения, обогащению культур. Как в давние времена, так и сейчас, правила делового этикета, культура поведения помогает сближению экономических и финансовых интересов торговых людей, бизнесменов.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
1. Развитие деловой этики России до XX века……………………...5
2. Церковная реформа, старообрядчество и его управленческая этика…………………………………………………………………….9
3. Деловая культура России в ХХ веке…………………...…………11
Заключение…………………………………………………………16
Список используемой литературы……………………………… 17

Работа содержит 1 файл

Этика реферат.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

М. Вебер пришел к выводу, что экономика процветает в странах, населенных в основном протестантами, поддерживавшими и культивировавшими этические нормы. Он назвал их протестантской этикой. Свободное от работы время протестанты затрачивали опять на работу, которую они считали средством спасения души. Чистый досуг протестанты оценивали как бессмысленную трату времени, как грех перед Богом. Бережливость, удивительное трудолюбие, отвращение к пустым забавам и развлечениям, аскетизм в быту, осторожность и расчетливость в делах, приверженность строгости и простоте в одежде и питании были этическими нормами старообрядцев.

Таким образом, протестанты образовали на базе веры общность, социальную группу, которая оказала влияние на возникновение и развитие капиталистических отношений, на упрочение экономической базы. Этические нормы внедрялись в практику владения и управления промышленностью, торговлей, строительством. Внутри старообрядческих поселений сложилась взаимовыручка и взаимоподдержка – важная этическая норма. Причиной формирования и упрочения этой этической нормы явилось то, что притеснения в стране были направлены, невзирая на богатство, против всех старообрядцев.

 

 

3. Деловая культура России в ХХ веке.

 

            Россия нелегко постигала нравственные законы предпринимательства,

но к началу ХХ века смогла стать крупнейшей мировой державой: российский рубль обменивался на золото, экспорт российской сельхозпродукции был на уровне мировых лидеров, российских инженеров приглашали за рубеж для развития промышленности. Историки и эксперты в сфере деловой культуры утверждают, что Россия смогла догнать и превзойти экономически развитые страны во многом благодаря ускоренной эволюции деловой этики – принципов, на основе которых строятся деловые отношения.

           В 1912 году, на двенадцать лет раньше, чем это произошло в США,

российское деловое сообщество на национальном уровне приняло свой первый этический кодекс «Семь принципов ведения дел в России» – перечень основополагающих этических традиций предпринимательства в России:

1. Уважай власть. Власть – необходимое условие для эффективного

ведения дела. В связи с этим проявляй уважение к властителям порядка в

узаконенных эшелонах власти.

2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость – фундамент

предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных

отношений в делах. Российский предприниматель должен быть

безупречным носителем добродетели, честности и правдивости.

3. Уважай право частной собственности. Свободное

предпринимательство – основа благополучия государства. Российский

предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей

Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную

собственность.

4. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со

стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В

таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу

развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их

проявлять себя во всем блеске.

5. Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему

слову. «Единожды солгавший, кто тебе поверит». Успех в деле во многом

зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.

6. Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда

оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.

7. Будь целеустремлен. Всегда имей перед собой ясную цель.

Предпринимателю такая цель нужна как воздух. Не отвлекайся на другие

цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении

достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не

может затмить моральные ценности.

           События 1917 года резко изменили отношение к предпринимателям и привели к формированию совершенно иных норм поведения.  Частная  собственность  была  отменена,  а  люди,  занимающиеся коммерческой деятельностью, были  объявлены вне закона.  Поэтому, применительно к советскому периоду мы сталкиваемся не  столько с этикой предпринимателей, сколько с партийной  этикой,  для которой было характерно:  1) подчинение общим идеалам социализма;  2) превалирование  партийных  методов  руководства над  экономическими;  3) ориентация на оценку со стороны партийных лидеров, а не на  экономическую  выгоду,  поэтому  высоко  ценилось  умение  подчиняться и в точности выполнять поставленные задачи;  4)  обязательная партийная принадлежность  для  успешного  построения карьеры.   Постановления и решения партии рассматривались как руководство к действию. На первом  месте всегда  были  интересы коллектива, общества, а не личности. Распространены были товарищеские суды, так называемые суды чести. На собраниях при всем коллективе обсуждались неблаговидные с точки зрения общественной  морали  поступки:  тунеядство, пьянство, прогулы, семейные скандалы и  т.п. Несмотря на то, что моральные представления советского времени за точку отсчета брали интересы дела коммунизма,  они включали в себя общечеловеческие нормы. В советском обществе  приветствовались такие личностные качества как патриотизм, альтруизм, преданность делу – они были характерны для многих руководителей. Несомненно, положительным моментом советской системы хозяйствования была забота о социальных нуждах своих работников.  Каждое  предприятие  имело  свою  столовую,  больницу,  профилакторий, клуб, библиотеку, детский сад, лагеря отдыха.

           В советский период – от «военного коммунизма» через НЭП к командно- административной системе – деловая этика характеризовалась практицизмом на уровне цинизма, господством двойной морали «для себя и для власти», реально низким этическим уровнем на фоне пропагандируемого «Морального кодекса строителей коммунизма», регулированием деловых отношений факторами страха карательного воздействия со стороны государства.

              В деловых отношениях преобладала пассивность и избегание малейших рисков в ущерб предпринимательской инициативе.

               Тотальная количественная «дутость» планов и фальсификация

показателей, доминирование «вертикальных» деловых отношений «я

начальник – ты дурак», обычная «штурмовщина» и авралы в ущерб качеству,

безнравственное отношение к делу – таковы основные показатели деловой

«этики» государственной и административной системы допереестроечного

советского периода.

            По словам одного из ведущих современных специалистов в области

российской деловой культуры профессора П.Н. Шихирева «Общий вывод о

советском этапе развития деловой культуры состоит в том, что в советский

период она совершила большой зигзаг, утратив многое из дореволюционных

приобретений и отстав от многих глобальных тенденций мира международной деловой культуры.»

           В наши дни деловая этика как «кодекс чести» современного российского предпринимателя находится в стадии становления. Российской особенностью является локальное формирование моральных принципов и этических норм предпринимательства на основе общности направления бизнеса, в рамках неформальных деловых объединений, корпораций или даже отдельных компаний. В корпоративном управлении, независимо от сферы деятельности акционерного общества, деловая этика складывается в обстановке присущих современной России высоких политических и экономических рисков, высокого уровня криминальности и коррупции, противоречивого отношения общества к бизнесу и предпринимателям. При этом, основу корпоративной деловой этики должны составлять международно-признанные принципы ведения бизнеса, поскольку без следования им невозможно привлечение в Россию международного капитала, необходимого для экономического роста и процветания страны.

                Следует учитывать, что внедрение этических норм в деятельность

российских компаний может быть эффективным только при учете современной российской специфики – недооценки влияния этических факторов на успешность бизнеса, неразвитости многих институтов корпоративного управления в российских компаниях и, как следствие, неготовности их выходить на новые рубежи развития бизнеса, в том числе, связанные с внедрением этических стандартов и принципов корпоративной  социальной ответственности.

           Важной российской особенностью является этическое требование о

неразглашении информации третьим лицам, включая государственные органы, если требования третьих лиц не основаны на законе. В условиях высокого уровня административного давления на бизнес и коррупциогенности такие ситуации (неправомерного требования информации государственными органами) могут иметь место. При внедрении этических правил необходимо твердо проводить четкий водораздел между раскрытием информации и соблюдением режима конфиденциальности информации с ограниченным доступом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


         Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Деловая культура - важнейшая сторона морали профессионального поведения делового человека, предпринимателя. Знание её норм - необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать. Почти 70% выгодных для отечественных деловых людей сорвавшихся сделок не состоялись из-за того, что российские бизнесмены не знают правил делового общения и не владеют культурой поведения. Эта цифра подтверждается и мировым опытом. К сожалению, российские деловые люди до сих пор не придают серьезного значения этим аспектам своей деятельности. Новые русские и их сопровождение становятся предметом молчаливой, но, тем не менее, нелицеприятной критики со стороны партнеров по переговорам. Уважающие себя и честь своей фирмы зарубежные предприниматели нередко после первой же встречи прекращают все переговоры. Этикет и такт делового человека проявляются на каждом шагу: во время мимолетного разговора с подчиненным, коллегой, на производственном совещании и т.п. Пренебрегать им – несовместимо с тем, чтобы получать Деньги.

 

 

 

 

 

Список используемой  литературы.

 

1. Солоницына А.А. «Профессиональная этика и этикет» Учебник - Владивосток. -  Изд-во Дальневост. ун-та, 2005.- 200 c.

2.Горбатов, А. В., Елескина О. В. «Деловая этика: учебное пособие» ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 142 с.

3.Кузнецов И.Н «Деловая этика и деловой этикет» – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 251 с.

4.Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. «Этика деловых отношений» Учебник – М.: ИНФРА – М, 2003 – 368с

5.Ермолаева С.Г. Этика деловых отношений. Учебное электронное текстовое издание.

2

 



Информация о работе Генезис деловой культуры в России