Имеджиология

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:48, реферат

Описание работы

В силу сложившихся в стране социально-экономических и политических условий российская образовательная система оказалась в сложном положении. В связи с этим особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Усложнение задач образования придаёт особую значимость изучению роли имиджа, как одного из профессионально важных качеств современного педагога. В связи с этим актуализируется роль новой отрасли теоретического и прикладного знания, которой является имиджелогия.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 69.40 Кб (Скачать)

     Личностный  имидж рассматривается нами как сочетание ряда внутренних и внешних факторов, задающих его составные – самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж.

     Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения. Если мы хотим, чтобы нас уважали, мы должны сначала уважать сами себя. Собственно, вся психотерапия часто работает на этом уровне восстановления доверия к самому себе.

     Воспринимаемый  имидж - это то, как видят нас другие. Естественно, что эта точка зрения может отличаться от предыдущей. Мы часто не знаем, как реально к нам относятся, как реально о нас отзываются.

     Требуемый имидж связан с конкретными профессиями, которые определяют их определенные имиджевые характеристики. В ряде случаев этому помогает тип одежды и форма одежды.

     В педагогике, а также в ряде других наук, «имидж» получил свое заслуженное  признание. Появление учителя в  ореоле человека, создающего свой собственный  имидж, позволил говорить о появлении  новой отрасли имиджелогии – педагогической имиджелогии. В общепризнанном и нашем представлении, имидж учителя – экспрессивно окрашенный стереотип ощущения образа педагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа преподавателя, существующие качества органически переплетаются с теми свойствами, которые приписываются окружающими людьми.

     Тем не менее, педагогическая имиджелогия - принципиально новая ветвь, отчасти модная и работающая на аудиторию. Педагогическая имиджелогия позволяет иначе взглянуть на преподавание в высших учебных заведениях и на самого педагога.

     Иными словами, в рамках педагогической имиджелогии имидж учителя рассматривается как продукт особой деятельности по созданию или преобразованию имиджа, как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий. С учетом сказанного, можно предложить следующее социально-психологическое определение имиджа учителя: имидж – это символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия педагога с участниками целостного педагогического процесса.  

     3. Технологический инструментарий исследования имиджа учителя 

     В рамках построения имиджа в избирательной  борьбе выделяют его следующие составляющие характеристики: он должен быть регионально  обусловленным; он должен быть обусловлен временем; он должен быть обусловлен демографическим фактором; он должен зависеть от этнопсихологических факторов личности; он должен быть обусловлен ситуативными факторами.

     Построение  имиджа ведется строго по одному из законов пропаганды, в соответствии с которым нет смысла тратить  средства на разрушение стереотипа, а  следует строить свой стереотип  с опорой на уже имеющийся. Имидж в этом плане и есть новый стереотип, который создается в соответствии со стереотипом, который уже есть в аудитории. Мы только приближаем к нему интересующий нас объект – лидера или организацию.

     Имидж является отражением требований массового  сознания. Он оживляет имеющиеся в нем предиспозиции. Он как наиболее эффективный вид сообщения в данном виде коммуникации в состоянии пройти сквозь фильтры недоверия и невнимания, характерные для массового сознания. Консервативный характер массового сознания позволяет опираться на модели, которые уже были апробированы человечеством. Имидж действует в условиях, которые не очень благоприятны для его распространения. По этой причине он должен быть выстроен так, чтобы можно было добиться однозначной реакции на него аудитории.

     Имидж – это инструмент общения с  массовым сознанием.

     Имидж является результатом сознательной работы, особенно когда касается ситуаций, где имидж является частью профессионального  успеха.

     Основные  характеристики процесса профессионального  формирования и управления имиджа можно представить в следующей схеме:  

     Возможности педагога.

      ­

       Требования задачи ¬ ЛИЧНОСТЬ ® Требования средств информации

      ¯

       Требования аудитории

 

     Существует  несколько принципов технологии построения имиджа. Согласно первого принципа мнение о вас у какого-либо человека может сформироваться на основе прямой имиджформирующей информации. При этом данная информация может вполне осознаваться этим человеком и не осознаваться этим человеком, так как эта информация находится в его подсознании и проявляет себя лишь в виде тех или иных чувств. В обобщенном виде его можно сформулировать таким образом: воздействуя на людей с целью создания у них нужного мнения, необходимо влиять не только на их сознание, но и на их подсознание, чтобы у них помимо их воли возникло бы чувство приятного, связанного с вашим именем. Второй принцип можно представить так: формируя свой имидж, следует в большей степени воздействовать на подсознание людей, чем на их сознание. Мнение, возникшее у человека под влиянием подсознательной информации, как бы его собственное, потому что неочевиден источник этого чувства. Поскольку люди обычно себе доверяют больше, чем другим, то и подсознательному мнению они будут доверять больше, чем мнению сознательному.

     Остановимся на основных процессах семиотических  свойств в технологиях построения имиджа. Наиболее важными из них  являются:

        1. Движение к дистинктивным отличиям, которые отличают данный объект от других.
        2. Подчеркивание личностных характеристик, которые семиотически можно представить как введение имиджа лучшего или идеального учителя в понятие свой в отличие от понятия чужой.
        3. Вписывание имиджа лучший или идеальный учитель в семиотическое представление о лидере, отбор тех его характеристик, которые соответствуют этой идеализации.
        4. Вписывание имиджа лучший или идеальный учитель в семиотическую модель уже реализованного лидера (типа учитель-новатор, мастер и т.п.). Именно в модель, так как мы оперируем лидером как символом, а не как реальной личностью.
        5. Вписывание имиджа лучший или идеальный учитель в модель поведения актера, а это более семиотически насыщенный объект, существом жизни которого вообще является порождение знаков.
        6. Семиотическое использование других каналов восприятия, основным из которых является визуальный, при этом семиотизация визуальная отличается от вербальной. Что обычно слабо учитывается.
        7. Активное использование сопутствующих символизаций в плане создания визуальных характеристик школы, коллектива и т.д.
  1. Активное управление процессами массовой коммуникации, печатанием тех или иных статей, реакцией на те или иные мнения. Поскольку это вербальный поток, то он явно подчиняется процессам символизаций.
  2. Это борьба с автономными потоками коммуникации типа слухов, которые могут быть также принципиально символичны.
  3. Символизация очень автономных сфер, типа одежды, прически, взгляда и т.п.

     Психологами доказано, что, формируя Я-концепции, люди определяют себя с помощью таких категорий, как возрастная группа, пол, род занятий, этническая группа и социальный класс. Я-концепция – это способ поведения, это есть то, что человек значит для себя. В каждой ситуации человек формирует несколько отличный Я-образ и реагирует на него в соответствии с требованиями данной ситуации. Постоянство в его поведении сохраняется потому, что все его реакции основаны на одних и тех же предпосылках относительно того, какого рода человеческим существом он является. Он действует, как если бы он был определенным типом человека, характеризующимся определенным комплексом черт. Он действует на основе предпосылок, связанных с его физическими качествами, его социальным статусом и его чертами. Если человек думает, что он слабый, но утонченный, он избегает ситуаций, где, возможно, потребуется принять вызов, и предпочитает беседы в более тесном кругу, где может произвести наиболее благоприятное впечатление. Другой человек, обладающий большей физической силой, может избегать как раз ситуаций второго типа, боясь унижения.

     Таким образом, Я-концепция – это комплекс форм поведения – систему организованных человека по отношению к самому себе; это значения, которые формируются в процессе участия в совместных действиях. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе самом, сложившихся на основе последовательного обращения с ним окружающих.

     Многие  отличительные черты человеческого  поведения обусловлены тем, что  люди действуют в символическом  окружении и стараются быть такими, по их представлению, они должны быть.

     В целом работу по формированию имиджа можно представить в виде следующей  модели, отражающей разнообразные требования к ряду необходимых операций:

              1. Определение требований аудитории. Каждая задача требует опоры на тот, или иной сегмент аудитории, каждая из которых обладает своими представлениями на все происходящее. Именно этот момент является первой точкой отсчета.
              2. Определение сильных и слабых сторон объекта. Объектом может быть любой участник целостного педагогического процесса. Следует реально представить не только его позитив, но и не менее важно знание негатива, поскольку именно туда может быть направлен основной удар.
              3. Конструирование образа и подведение характеристик объекта под требования аудитории. Это важный срез процесса, поскольку практики советуют не столько работать над слабыми сторонами, чтобы их прикрыть, сколько усиливать имеющиеся положительные моменты, поскольку именно такая стратегия признана более эффективной.
              4. Перевод требуемых характеристик объекта в вербальную, визуальную и событийную формы. Поскольку визуальные и событийные сообщения более достоверно оцениваются аудиторией, то отдельный весьма важный блок любой программы связан с переводом характеристик в вещный вариант выражения.

     При этом основным этапом является конструирование  образа с учетом определенной инертности и консервативности массового сознания, которое не позволяет резких изменений и старается держаться раз и навсегда введенного типа образа. По этой причине исходный вариант образа является весьма важным. Соотношение этих вариантов образа можно условно представить в следующей схеме:  

                  Образ созданный

                     ­¯           ­¯

     Образ идеальный ¬ ® Образ реальный 

     При этом каждая точка этой схемы соответствует  разным точкам сознания. Образ идеальный  представляет точку зрения аудитории  на идеал педагога. Образ реальный соответствует имеющимся у объекта  характеристикам с его сильными и слабыми сторонами. Созданный  образ относится к точке массового  сознания после проведенной имиджевой характеристики.  

    4. Психологический инструментарий в имиджелогии педагога и особенности его использования в процессе становления личности школьника 

     Опираясь  на имеющиеся определения имиджа, выделим его основные составляющие. Наиболее значимые из них:

  1. Внешний облик;
  2. Использование вербальных и невербальных средств общения;
  3. Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее "Я".

     Внешний облик помогает человеку привлечь к  себе внимание, создать положительный  настрой на себя, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем. Учитель всем своим внешним  обликом должен располагать к  себе учащихся и взрослых. В нем  постоянно должны отражаться его  богатый внутренний мир, любовь к  детям и забота о них. Следует  всегда помнить, что дети учатся у  взрослых людей, и прежде всего у  любимого учителя, правильно одеваться. В манере одеваться проявляется  одно из главных правил: красиво  выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям. Это означает, что такие требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж. Правильный выбор одежды помогает добиться профессионального успеха. Избегая недоверчивого отношения коллег к своим профессиональным качествам, не следует появляться на работе в ультрамодной одежде.

     Разумно сочетая требования моды со своим  внешним видом, следует соблюдать  такое правило: быть одетым слишком  модно - признак дурного вкуса, отставать  же от моды недопустимо, т.е. надо одеваться  по моде, но так, чтобы это не бросалось  в глаза. Настоящий учитель не станет подчеркивать одеждой свою привлекательность, он будет демонстрировать на работе свой ум, профессиональные навыки и  способности, более важные во всех отношениях, чем внешность. 

Информация о работе Имеджиология