Имеджиология

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:48, реферат

Описание работы

В силу сложившихся в стране социально-экономических и политических условий российская образовательная система оказалась в сложном положении. В связи с этим особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Усложнение задач образования придаёт особую значимость изучению роли имиджа, как одного из профессионально важных качеств современного педагога. В связи с этим актуализируется роль новой отрасли теоретического и прикладного знания, которой является имиджелогия.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 69.40 Кб (Скачать)

     Вербальные  и невербальные средства общения - важные составляющие имиджа педагога. Что и как учитель говорит, умеет ли словом настроить школьника на себя, какие жесты и позы при этом демонстрирует, что происходит с его мимикой, как сидит, стоит и ходит - все это влияет на восприятие школьников. Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим наиболее выгодным образом. Доказано, что 35% информации школьник получает при словесном (вербальном) общении и 65% - при невербальном. Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее "Я", на наш взгляд, ведущее из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей выступает необходимым качеством в профессиональных и личностных контактах

     В структуру речевого общения входят:

     1. Значение и смысл слов, фраз (“Разум человека проявляется в ясности его речи”). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

     2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

     3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки - это кашель; нулевые звуки - это паузы, а также звуки назализации-“хм-хм”, ”э-э-э” и др. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, неречевое взаимодействие-53%(“говорим голосом, беседуем всем телом” Публиций).

     Невербальные  средства общения  изучают следующие  науки:

     а) кинесика (жесты, мимика, походка, поза, визуальный контакт);

     б) просодика и экстралингвистика (интонация, громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач, т.е. интонационные характеристики голоса);

     в) токесика (тактильные взаимодействия);

     г) проксемика (ориентации, дистанция, т.е. пространственная организация общения).

     Большинство исследователей разделяют мнение, что  словесный канал используется для  передачи информации, в то время  как невербальный канал применяется  для “обсуждения” межличностных  отношений, а в некоторых случаях  используется вместо словесных сообщений. Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно и самопроизвольно  и обусловлено импульсами нашего подсознания; т.е., отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения.

       Вот 10 основных категорий информации о говорящем (учителе), которые в рамках невербального канала акустическим путем передаются слушателю (ученику), независимо от того, что говорит человек:

  • индивидуально-личностная;
  • эстетическая;
  • эмоциональная;
  • психологическая;
  • социально-иерархическая
  • возрастная
  • половая
  • медицинская
  • пространственная и другие.

     А сейчас рассмотрим наиболее важные позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика, то есть имиджа:

     1.Общетелесное самораспоряжение (манера перемещаться по классу, излюбленные позы и избираемые точки-позиции той или иной длительности пребывания). повышенная подвижность во всех ее формах легко становится отвлекающим фактором;

  • у каждого человека в силу его индивидуальности, например, типологической, имеется свой диапазон подвижности. И, скажем, у учителя-флегматика с его умеренной подвижностью есть свой максимум этого качества, и он воспринимается школьниками приблизительно так же, как и предельно интенсивное
  • психологический эффект педагогического воздействия в малой степени зависит от абсолютной силы поведенческого фактора, он обусловлен его уместностью и относительной мерой в рамках возможностей учителя;
  • умеренная или даже намеренно ослабленная интенсивность поведенческого воздействия нередко приводит к желательным и значительным результатам.

     2. Жестикулярная выразительность является одним из самых ярких средств выражения отношения к ученикам. Отметим следующий парадокс: то, что наиболее частотно в нашем двигательно-поведенческом облике, то - менее всего нам известно. Это происходит в силу укоренившейся привычки жестикулировать определенным образом, выходящей на уровень во многом автоматизированного поведения. Однако воспринимающим нас людям эта форма поведения первоочередно бросается в глаза и учитывается при формировании мнения о человеке.

      3. Мимическая выразительность. Эта поведенческая сфера имеет еще более высокий информационно-выразительный и воздейственный уровень. Ведь мимика наиплотнейшим образом смыкается с речью, хотя, безусловно, может быть использована преподавателем и автономно - в “чистом виде” без словесного сопровождения.

     4. Интонационное поведение - это психическое явление вполне правомерно обозначить термином “поведение”, поскольку оно охватывает большую сферу учительской деятельности, динамично и по воздейственности превосходит другие поведенческие показатели. Совершенно не случайно, что одно и то же обращение педагога может восприниматься школьниками по-разному.

     5. Саморегуляция речи - выражается в управлении учителем громкостью звучания речи и ее темпо-ритмической характеристикой.

     Известно, что собственно информационная сторона  речи учителя еще не является фактором передачи знаний. Весьма важно и  то, как звучит содержательная речь. Это требование к устной речи особо  возрастает, когда в роли воспринимающих ее выступают дети - главная учительская аудитория.

     Не  менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и  взглядам. Создавая свой образ, учитель  тем самым самосовершенствуется. Личностное как нечто внутреннее проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества.

     Внутренний  образ - это прежде всего культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.

     Внешний образ - это техника игры и игровая подача, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к действительности, владение умением самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая режиссура всего хода урока.

     Имидж-характеристики, воспроизведенные респондентами, то есть современными школьниками, соответствуют полученным структурным компонентам (по Е.А.Петровой):

     - индивидуально-личностные  качества;

     - коммуникативные  особенности; 

     - особенности  профессиональной деятельности;

     - внешний  облик.

     Имидж учителя как образ-представление  о типичном представителе профессии  существует в индивидуальном сознании школьника. Особенности содержания этого имиджа можно выявить путем  изучения оценок по трем выявленным ранее  факторам имиджа профессии учителя  – «Особенности профессиональной деятельности и общения», «Учитель как личность», «Психологическая близость профессии  учителя».

     Свойственный  им тип имиджа профессии учителя  характеризуют низкая оценка профессиональной деятельности и стиля общения  современного учителя, невысокая оценка личностных качеств учителя и  отсутствие психологической близости и значимости профессии, явное отсутствие желания стать в будущем школьным учителем. Данный тип может быть определен как «Негативный имидж».

     Соотношение различных типов имиджа профессии  учителя, сформированных в групповом  сознании школьников, представлено на рисунке 1. 

     

     Рисунок 1. Соотношение различных типов имиджа профессии учителя у современных школьников 

     Как видно из предложенной диаграммы, распространенность различных типов имиджа неодинакова, в групповом сознании школьников преобладает имидж учителя как  сильной личности, образованной и  культурной. Исследование выявило и негативный тип имиджа профессии учителя, который сформирован у 23% школьников, среди которых преобладают младшие школьники 12 лет. Примечательно, что 19% учащихся свойственен «Профессионально привлекающий тип имиджа профессии учителя»; среди таких респондентов значительно больше девочек.  

     5. Методические рекомендации для учителей по построению педагогического имиджа 

Наиболее важными  элементами построения педагогического  имиджа являются следующие (по А.А. Калюжному):

     1. Создание имиджа является только  дополнением, а не заменой педагогической  деятельности.

     2. Следует обращаться к созданию  педагогического имиджа задолго  до начала педагогической деятельности.

     3. В основе коммуникации должен  быть простой язык, а рассматриваемые  проблемы должны иметь значение  для каждого. 

     4. Обязательно необходимы эксперты  со стороны. 

     При использовании данных элементов  педагогической техники, прежде всего, необходима его стратегическая направленность.

     Другим  эффективно воздействующим элементом  имиджелогии являются визуальные символы. Визуальное сообщение создает множество одинаковых цепочек восприятия, создает иные условия ее функционирования, так как сориентирована на иную половину мозга. Мысль правого полушария – это образ, гештальт. Такая мысль может служить основой догадки, интуиции. Но эта мысль не только глобальная, нерасчлененная и смутная. Не имея соответствующего языкового оформления, она скрыта не только для других, но и для себя.

     Таким образом, визуальный канал по объему принимаемой информации является основным, а визуальное сообщение обладает большей долговременностью. Именно этот канал является основным, так  как внешние параметры могут  существенным образом видоизменить поведение человека. По полученными нами социологическим данным, первое впечатление от встречи формируется на 9% содержанием, а 37% - голосом и на 54% - внешностью. Визуальное сообщение хранится дольше и прочнее в нашей индивидуальной и социальной памяти, поэтому и считается самым сильным инструментом воздействия на другого человека. А это в свою очередь означает, что имиджелогия педагога имеет определенный набор составляющих соответствующих своих характеристик или компонентов, формирующих его профессиональный имидж. Наиболее значимыми, на наш взгляд, являются профессиональная компетентность педагога и эрудиция, педагогическая рефлексия, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление и импровизация, педагогическое общение.

     Учителю необходимо не столько развить умение предъявлять себя, сколько умение видеть и оценивать себя и других, важно осознать то, что целью развития и формирования имиджа учителя является не воспитание актера или педагога в маске, а учителя с качествами актера, творца, которые должны проявляться  в зависимости от решаемых педагогических задач.

     Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры педагогического  общения или ее низкий уровень  нередко приводят к возникновению  конфликтных ситуаций, напряженности  в отношениях между учителем и  учеником или целым классом. Успешное разрешение конфликтов зависит от общей  психологической грамотности и  уровня педагогической культуры учителя. Основными моральными нормами, на которых  основываются взаимоотношения учителя  с учениками, являются: уважение достоинства  каждого из своих воспитанников, доверие и внимательное отношение  к их внутреннему миру, душевная чуткость и доброжелательность. Психологически грамотное восприятие учителем ученика  поможет установить взаимопонимание и эффективное взаимодействие. Эту возможность во многом обеспечивают педагогу сформированные перцептивные умения, т.е. умение правильно оценивать по выражению лица, жестам, речи, действиям детей их эмоциональное состояние. Существуют два взаимосвязанных вида социальной перцепции: собственно перцептивный (восприятие и слушание ребенка или другого человека) и эмпатийный (особая чувствительность к ребенку, сопереживание и сочувствие другому). Процесс социального восприятия предполагает прежде всего наличие культуры слушания. Многочисленные исследования показывают, что большинство работников образования не обладают в достаточной степени навыками слушания.

Информация о работе Имеджиология