Эстетика и дизайн товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 11:53, контрольная работа

Описание работы

Эстетические категории - это наиболее общие признаки, с помощью которых описываются процессы художественного творчества, строение и своеобразие произведений искусства, природа и механизмы художественного восприятия.

Содержание

4. Основные категории эстетики………………………………………………..3

18. Целостная оценка эстетических свойств товаров: сущность, значение, методика проведения………………………………………………………….…8

32. Дизайн как наука: предмет, метод, область применения…………………11

Список использованной литературы…………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

     Стиль, мода, оригинальность, образный строй  становятся неотъемлемым атрибутом  полезной вещи. Обладая способностью раскрывать эстетическое содержание в эмоционально-чувственных образах, форма полезной вещи приобретает информационно - знаковый смысл, роднящий ее с ценностями искусства.

     Художественно - ценная вещь не превращается, однако, в произведение искусства, так как  сохраняет за собой функцию практически необходимого предмета. Но это практическое назначение вещи отнюдь не снижает ее художественной ценности. Эстетически организуя предметную среду, вещи формируют вкусы человека.

 

      32. Дизайн как наука:  предмет, метод,  область применения. 

     Диза́йн (англ. design инженер-конструктор, от лат. designare отмерять) — это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств  промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством.

     Человека, занимающегося художественно-технической  деятельностью в рамках какой-либо из отраслей дизайна называют в общем  случае дизайнером (в том числе  архитектора, проектировщика, иллюстратора, дизайнера плакатной и прочей рекламной графики, веб-дизайнера).

     Предметом дизайнерской деятельности (тем, на что  она направлена) является создание гармоничной, содержательной и выразительной  формы объекта, в котором отражается целостное значение его потребительной ценности.

     Отыскать  новую идею помогают методы творчества: мозгового штурма, инверсии, аналогии, эмпатии, фантазии.

     Метод мозгового штурма. Подбираются сотрудники так, чтобы они не были лично заинтересованы в рассматриваемой задаче и слишком  глубоко связаны друг с другом. Они не обязаны быть разносторонними специалистами по данному вопросу, а только иметь общее представление о задаче, знать и понимать её (позднее специалисты могут дать свое заключение об этих идеях и развить их). Предлагается свободно высказывать свои мысли. Многие идеи окажутся бесполезными, однако сам процесс рождения идей должен происходить таким образом, чтобы предложения следовали друг за другом как можно быстрее. Задача состоит в генерировании большого числа разнообразных идей, в данном методе важно именно количество. Одна идея может породить другую. Критика и вынесение суждений [благоприятных и неблагоприятных ] не допускаются.

     Метод лучше применять для решения  задач типа “какой вид должен иметь... “, “какую форму необходимо выпускать...”, а не задач типа “как... ?”

     Метод инверсии. Предполагает отказ от прежних взглядов на задачу, отношение к ней с новых позиций. Сущность метода – перевернуть все вверх дном, вывернуть наизнанку, поменять местами. Если какая-то деталь всегда располагалась горизонтально, то её ставят вертикально или наклонно. Например, вывернутые наружу швы “дубленки”, размещение карманов, застежек на рукаве или спинке.

     Метод аналогии. Предполагает решение задач  искать по аналогии с известными ранее, встречающимися в природе, технике, художественной литературе и искусстве. Из литературного или другого источника берется реальная или фантастическая идея, образ и воплощается в рассматриваемой художественной задаче проектирования костюма.

     Метод эмпатии. Эмпатия – отождествление личности одного человека с личностью  другого. Этим термином также определяют и отождествление человека с разрабатываемым предметом, деталью или процессом. Задача состоит в том, чтобы “стать “ предметом и с его позиции, с его точки зрения посмотреть, что можно сделать для решения проблемы. Эмпатия требует от человека определенного вхождения в образ, артистизма. Для этого человек должен быть нескован и природно одарен.

     Метод фантазии. Размышления о желаемом, о нереальных вещах или процессах  могут натолкнуть на новую идею.

     Метод новых комбинаций состоит в использовании новых соотношений между различными, ранее не связывавшимися друг с другом параметрами. Новая комбинация приводит к созданию новых вещей. Например, преобразование традиционных видов одежды (юбка + брюки) даёт новый вариант юбка-брюки.

     Область применения дизайна :

     Промышленный  – дизайн промышлннных товаров, конвейерно-потоковый  массовый дизайн. Проектирование 3-х  мерных обьектов. Основная область  дизайна, где наиболее полно применяются  профессиональные навыки и опыт дизайнера, где от дизайнера требуется все его мастерство и даже больше. Это:

      1. услуги технологических дизайнеров, которые проектируют эстетически  совершенные структуры тканей, рельефы  плиток, фактуры покрытий, текстуры  пластиков.

      2. услуги декорирующего дизайна,  когда проектируются художественные ткани, портьеры, скатерти, ковры для промышленного изготовления.

      3. услуги инженерного дизайна,  осуществляющего всестороннее совершенствование  инструментов, приборов, станков, машин.

      4. услуги классического дизайна  (или художественного конструирования) объектов общественного быта и бытового труда.

      5. услуги нон - дизайна, организующего  процессы производства, обслуживания, сбыта, обучения.

     Промышленный  дизайн – это практика анализа, создания и разработки продукции для массового  производства. Цель промышленного дизайна - создать формы, успех которых гарантирован до того, как были сделаны крупные капиталовложения, чтобы такая продукция производилась по цене, позволяющей ее хорошо продавать и получать разумные прибыли.

     Стайлинг  «дизайн» – художественная адаптация уже готовой формы (интерьер-экстерьер) или улучшение технической части объекта. В России развивается довольно причудливо :) Средовой дизайн - дизайн архитектурной среды (интерьер-экстерьер), услуги дизайнеров, проектирующих художественные праздники, выставки и тд.

     Графический дизайн  – проектирование символов-знаков, логотипов, услуги дизайнеров, проектирующих  полиграфическую продукцию и  тд. Услуги стайлинг и арт-дизайна, уделяющих  основное внимание выразительности  полезных предметов. Сплав формы и содержания, реализации и уникального выражения данных.

     Паблишь-арт  – так называемый народный (городской) дизайн. Процветает на западе.

     Нон-дизайн – организует процессы производства, обслуживания, сбыта, обучения.

     Web-дизайн  – проектирование интерактивных web проектов.

     Сайнс-дизайн – научный дизайн.

     Фито-дизайн  – дизайн с применением, в основном, природных элементов, цветов и растений.

     Рекламный дизайн – скорее коммерческое ремесло, основанное больше на достижении прибыли, чем на искусстве.

     Футуро-дизайн – исторический дизайн и прогностический  дизайн будущего.

     Кустарный дизайн – скорее ремесло, основанное больше на личном опыте и вкусе, чем  на образовании.

     Китч  – примитивный, тупой (кухонный) «дизайн». В настоящее время определение  носит оттенок пренебрежения и презрения. Этот стиль широко используется в современной рекламе, ориентированной на широкого (народного) потребителя. Слово появилось в 1860-1870-е годы в Германии (Мюнхене) и означало переделку старой мебели, обновление с оттенком обмана: продавать старое как новое. Вторая вероятная составляющая значения - английское слово sketch («набросок»). Один из словарей подробно объясняет этот источник: «Когда англо-американские покупатели не хотели дорого платить за картину, они требовали набросок, sketch» [1]. Некоторые значения, существующие еще на этапе формирования термина и отраженные в немецких этимологических словарях [1, 2], остаются в нем по сей день: коммерческое бытование (использование при описании китча слов «продажа», «распродажа», «сбывание»); негативная оценка (частое упоминание слов мусор, грязь, а также звукоподражание, в котором «шипящий звук символизирует преувеличенное неприятие» [2]); подделка под что-либо ценное и новомодное.

     Арт-дизайн – дизайн штучный, концептуальный, элитный.

     Психо-дизайн  это наука адаптации интерьеров, архитектурных и ландшафтных  форм под конкретного человека, его  психологические особенности и  потребности. Интерьер способен стимулировать  и разрушать, настраивать на успех, покой или активность, снимать или усугублять внутренние проблемы человека, семьи, коллектива; активизировать творческий процесс, влиять на продажи. Создать индивидуальную дизайн-модель "под человека" можно только на основе объективной, научно обоснованной информации и методики, объединяющей принципы дизайна и психологии.

     Дизайн  среды – дизайн архитектурной  среды. Услуги дизайнеров, проектирующих  художественные праздники, шествия, обряды, выставки. Услуги программного дизайна, организующего масштабные объекты  с учетом практических и художественных задач.

     Поп-арт (pop art) – широкое художественное течение, охватившее в 1950-60-х все  виды изобразительного искусства США, Великобритании и других западных стран. Отказавшись от элитарности и  глубокомыслия абстрактного экспрессионизма, художники, работавшие в стиле поп-арт (в США Э.Уорхол, К.Олденбург, Р.Лихтенштейн и др.), избрали источником своего вдохновения массовую культуру: рекламу, комиксы, кино, джаз, иллюстрированные газеты и журналы и т.п.

     Оп  арт (optical art - оптическое искусство) - художественное течение второй половины 20 века, использующее различные зрительные иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур. Течение продолжает рационалистическую линию техницизма (модернизм). Восходит к так называемому геометрическому абстракционизму представителем которого был В. Вазарели.  

     Нано  арт - знамение молекулярной эпохи электроники, генетики и нано-технологии, исскусство сверхмалых величин, попадающее на сетчатку глаза через окуляр сверхмощного электронного микроскопа.

 

      Список использованной литературы. 

1. Борисовский Г.Б. Эстетика и стандарт. – М.: Госстандарт, 1989.

2. Князева Э.Б. Эстетика и дизайн потребительских товаров. – Ч. I. Эстетика потребительских товаров. – Новосибирск: СибУПК, 2006.

3. Князева Э.Б. Эстетика и дизайн потребительских товаров. – Ч. II.  Дизайн  потребительских товаров. – Новосибирск:  СибУПК, 2006.

4. Князева Э.Б. Дизайн товаров и художественные стили. – Новосибирск: СибУПК, 1997.

5. Казаринова В.И. Красота, вкус, экономика. – М.: Экономика, 1985.

6. Черепахина А.Н. История художественной обработки изделий из древесины. – М.: Высшая школа, 1993. 

Информация о работе Эстетика и дизайн товаров