Эстетика и дизайн товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 11:53, контрольная работа

Описание работы

Эстетические категории - это наиболее общие признаки, с помощью которых описываются процессы художественного творчества, строение и своеобразие произведений искусства, природа и механизмы художественного восприятия.

Содержание

4. Основные категории эстетики………………………………………………..3

18. Целостная оценка эстетических свойств товаров: сущность, значение, методика проведения………………………………………………………….…8

32. Дизайн как наука: предмет, метод, область применения…………………11

Список использованной литературы…………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

Эстетика и  дизайн товаров 
4. Основные категории эстетики………………………………………………..3

18. Целостная  оценка эстетических свойств  товаров: сущность, значение, методика проведения………………………………………………………….…8

32. Дизайн как  наука: предмет, метод, область  применения…………………11

Список использованной литературы…………………………………………..17

 

4. Основные категории  эстетики. 

     Эстетические  категории - это наиболее общие признаки, с помощью которых описываются  процессы художественного творчества, строение и своеобразие произведений искусства, природа и механизмы художественного восприятия.

     Все группы эстетических категорий находятся  в определенной субординации и координации. Выделяются три группы категорий, которые  можно обозначить как отражающие:

1 — объективные  состояния, 

2 — духовно-практическое освоение мира

3 — мир субъекта  социальной жизни.

     В первой группе категорий отражены именно объективные состояния, а не объективные отношения, так как объективность указывает на нечто существующее вне, до или после практики и отражения, в то время как объективность указывает на процесс или деятельность. Это прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое.

     Духовно-практическое же освоение в эстетическом аспекте  во второй группе следует понимать как определенный результат взаимодействия объективного состояния и субъекта социальной жизни, как нечто третье, в котором они своеобразно соединяются и отражаются в категориях эстетического идеала, вкуса и чувства.

     Наконец, категории третьей группы: искусство, художественный образ, творчество отражают те явления, в которых реализуется творческая природа человека; в эстетическом аспекте раскрывается субъект социальной жизни.

     Таким образом, качественные особенности  этих трех групп эсте-тических категорий  характеризуются отражением определенных сторон эстетического предмета, тем многообразием мира, который эстетически осваивается, познается и преобразуется человеком.

     При всем разнообразии подходов к определению  системы этических категорий  можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории:

     – добро и зло;

     – благо;

     – справедливость;

     – долг;

     – совесть;

     – ответственность;

     – достоинство и честь.

     Добро и зло – наиболее общие формы  моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

     Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

     Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.

     Моральное зло следует отличать от социального  зла (противоположности блага). Моральное зло имеет место тогда, когда оно – проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отрицательные поступки людей.

     Происхождение зла объясняется по-разному. В  религиозных учениях зло –  фатальная неизбежность человеческого существования. Иммануил Кант считал зло необходимым следствием чувственной природы человека. Французские просветители объясняли зло результатом непонимания человеком своей подлинной природы. Марксисты связывают зло с антогонистическим устройством общества.

     Справедливость  в обществе понимается в различных  аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость – категория, означающая такое положение  вещей, которое рассматривается  как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием

     Долг  – категория этики, означающая отношение  личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности  по отношению к ним в конкретных условиях.

     Долг  представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

     Долг  может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

     Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть – самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.

     Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

     Совесть – субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми.

     Ответственность – категория этики, характеризующая  личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.

     Решая вопрос о нравственной ответственности, необходимо учитывать ряд факторов, в том числе: способен ли человек  выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти последствия предвидеть.

     Ответственность – обязанность и необходимость  давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.

     Ответственность – в целом философско-социологическое  понятие. Ответственность в этике  и ответственность в праве  тесно связаны.

     Достоинство – категория этики, означающая особое моральное отношение человека к  самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.

     Сознание  человеком собственного достоинства  есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного  поступка, считая, что это ниже его  достоинства. Достоинство – выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.

     В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности.

     Понятие достоинства личности опирается  на принцип равенства всех людей  в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинство человека – одна из высших нравственных ценностей.

     Честь как категория этики означает моральное отношение человека к  самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя...).

     Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства  всех людей, честь оценивает людей  дифференцированно.

     Репутация – мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении. Репутация определенной социальной группы складывается на основании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в течение достаточно длительного периода их деятельности. Репутация, разумеется, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие.

     Кодекс  чести судьи Российской Федерации, принятый в 1993 году, обязывает судью  в любой ситуации сохранять личное достоинство, заботиться о своей  чести, избегать всего, что могло  бы причинить ущерб репутации.

 

      18. Целостная оценка  эстетических свойств  товаров: сущность, значение, методика  проведения. 

     Эстетические  свойства характеризуют способность  изделия через чувственно воспринимаемые образы удовлетворять потребности  человека и общества в эстетическом идеале.

     При экспертизе эстетических свойств продукции  проводится анализ и оценка эстетической ценности товара, поэтому ее можно  рассматривать как особый вид  художественно-конструкторской экспертизы, имеющей целью качественный и  количественный анализ эстетического уровня изделий. Структура экспертизы эстетических свойств имеет ряд специфических черт, которые следует рассмотреть более подробно.

     В основе разработки методов эстетической оценки лежит теоретическая концепция  о ценностной природе и специфике  эстетического в продуктах предметного мира, сформулированная в ряде научных и прикладных исследований.

     Важнейшим положением этой концепции является понимание эстетических свойств  как способности изделия выражать в чувственно воспринимаемых признаках  формы свою общественную ценность (социально-культурную значимость, степень совершенства, полезности, целесообразности и т.п.).

     Человека  в его практической деятельности интересует, прежде всего, не форма  как таковая, а сама вещь с ее полезными  свойствами. Вещь ему нужна, чтобы удовлетворить ту или иную потребность – материальную или культурную. Именно эту ценность вещи он пытается обнаружить и использовать в процессе ее потребления, а затем при повторении исходных ситуаций человек пытается заранее предугадать, насколько ценна для него данная вещь.

     Совмещая  практику утилитарных действий с  непосредственным чувственным восприятием, человек видит, как отдельные  ценностные характеристики вещи становятся ценностными признаками формы.  Совершенные, полезные, целесообразные вещи оказываются наделенными совершенными, полезными, целесообразными формами. Между отдельными ценностными признаками и конкретными признаками формы устанавливается при этом четкая связь. Пропорциональная, масштабная форма оказывается, например, свойственной хорошим вещам, а несоразмерная, немасштабная – плохим. Так возникает представление о комплексе признаков и черт, характеризующих степень ценности вещи. Человек теперь уже не только знает, как выглядят хорошие и плохие вещи, но и может, руководствуясь внешними признаками, расставить изделия в ценностный ряд. Ценностный уровень изделий закрепляется, таким образом, в устойчивых информационно - содержательных элементах формы, в композиционной структуре изделия.

     Форма, став носительницей информации о  ценности изделия, приобретает способность вызывать у человека осознанную или неосознанную эмоциональную реакцию, в которой выражается ее непосредственная чувственная оценка: форма приятна или неприятна, привлекает или отталкивает. Человеку нравится не только вещь, но и ее форма. Эта реакция, сложившаяся в результате общественной практики человека, продолжает существовать в дальнейшем независимо от процесса практического потребления вещи. Форма превращается в специфический знак, вызывающий определенную чувственную реакцию, опирающуюся на сложные условно-рефлекторные связи человека с миром вещей.

     Форма, способная вызывать переживания, становиться  эстетически выразительной формой. Однако эстетическое отношение к  вещи проявляется, прежде всего, как ценностное отношение человека к ее содержанию. Правда, внешне оно раскрывается как чисто формальное отношение, как эстетическое восприятие формы изделия. Однако за этим внешним отношением происходит соотнесение ценности конкретной вещи с критериями и мерами общественной ценности. В результате такого сопоставления выявляется социально значимое содержание вещи, выходящее за рамки частных интересов индивида, практически ее потребляющего. Этот социально значимый смысл вещи, в свою очередь, наполняет форму новым содержанием. Сохраняя свои индивидуальные черты, форма является вместе с тем общественно значимой, художественной формой.

Информация о работе Эстетика и дизайн товаров