Этапы эволюции детского рисунка

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:01, реферат

Описание работы

С конца XIX в. детский рисунок привлек к себе внимание ученых разных направлений—психологов, педагогов, этнографов, искусствоведов, историков как у нас в России, так и за рубежом. Это было обусловлено развитием науки и культуры, возникновением нового направления психологии — детской психологии. Детский рисунок рассматривался как объективный материал для изучения психологии детей, для выяснения их общих и индивидуальных особенностей.

Работа содержит 1 файл

билет№2.docx

— 31.26 Кб (Скачать)

Тело постепенно приобретает приятную округлость, появляются и первые признаки одежды: пояс и  пуговицы. Потом у пятилетних детей  одежда будет тщательно вырисовываться как признак не биологического, а  социокультурного существования, но это позже. Пока она - важнейшее средство индивидуализации портрета: малышам довольно долго приходится усваивать, что один и тот же человек может явиться перед ними в разных одеждах. Взрослые родственники иногда даже обижаются на "забывчивость" малыша, когда он вдруг не узнает их. А ребенок просто запомнил, что в последний раз в прихожей видел тетю в шубе и шапке, а эта - в платье и с бусами - это для ребенка совершенно разные люди.

Интересно, что  дети одевают своих героев так, как  одевают их самих: на тело платье, на платье пальто - те же "слои" - три  параллельные линии - на множестве рисунков. На платье карманы - их не видно под  пальто, но они же там есть! Рисуют и то, что лежит в карманах. Такие "рентгеновские" рисунки могут продержаться лет до семи. Только скелет дети не рисуют никогда - они его не чувствуют, не ощущают - потому и не рисуют.

Последними материализуются ноги - и снова через непропорционально большие стопы. Все, человечек собран, первый этап освоения тела на рисунке закончен так же, как в жизни, - первыми шагами. И действительно, человечек-огуречик готов двигаться - вот чуть-чуть согнул ногу в коленке и пошел! Теперь с ним будут происходить другие чрезвычайно важные изменения. Постепенно он будет становиться все более и более пропорциональным, его станет окружать не только реальный, бытовой предметный, но и вымышленный фантастический мир. Рисованный человечек окажется включенным во множество ситуаций и отношений с другими персонажами.

В возрасте 5-7 лет  освоение образного мира в рисунке  также происходит - от человека к  его окружению. Пропорции первыми  устанавливаются именно в человеческой фигуре. Характерный рисунок этого  периода: высокий большой человек  рядом с маленьким многоэтажным домом и маленькой легковой машиной. Пятилетний автор не понимает нашего недоумения: "Да, этот человек приехал на своей машине, он живет в этом доме, да, на третьем этаже, видишь, вот его окошко и балкон". А нам кажется несуразной несоотносимость размеров изображаемого человека и его мира: "Как же он в дом-то войдет и в машину сядет?" На самом деле это нормальный этап развития детского рисунка. Через него проходят все дети, и со временем в рисунке все "уравновесится", а правильные пропорции установятся и в окружающем мире.

Часто в рисунках фигурируют члены семьи. Уже в 5-6 лет дети хорошо осознают внутрисемейные отношения и демонстрируют их в своих рисунках. Те, кого ребенок  особенно любит, изображаются более  тщательно: ребенок стремится добиться максимального сходства и всячески украшает портрет. В изображении  семьи могут также присутствовать желаемые, но реально не существующие родственники. Рисунки подобного  содержания могут служить ценным материалом для диагностики внутрисемейных отношений и условий семейного  воспитания. В автопортретах ребенок  обычно отражает положительное отношение  к своей персоне: он опрятен, одет в желаемую одежду, находится в  желаемом месте и в желаемых обстоятельствах. Это соответствует центральному личностному новообразованию развивающегося ребенка: у него отчетливо представлено чувство доверия к внешнему миру и чувство личной ценности. Когда  ребенок начинает рисовать себя в  неприятных ситуациях, это свидетельствует  о его неблагополучном эмоциональном  состоянии.

Несмотря на значительное несовершенство рисунков стадии правдоподобных изображений, ребенок, не обладающий художественной одаренностью, редко самостоятельно, без специального обучения поднимается на следующую  ступень. Поэтому и взрослые, не обучавшиеся  рисованию, обнаруживают в своем  творчестве очень много черт, сходных  с уже отмеченными. Но если ребенок получает систематические указания на несовершенство его произведений и наставления о способе их исправить, он достигает четвертой стадии - правильных изображений.

Здесь мы встречаемся  с рисунками различной степени  совершенства. Но это уже зависит  от индивидуальных художественных способностей и не имеет в своей основе какую-либо общую закономерность. При этом изображение  в значительной мере утрачивает свою "детскость" - те специфические  особенности, которые присущи именно детскому рисунку.

К подростковому  возрасту рисование, по-видимому, в  основном исчерпывает свои психологические  функции, его адаптивная роль снижается. Ребенок переходит к более  высокому уровню абстракций, на первые позиции выдвигается слово, позволяющее  с гораздо большей легкостью, чем рисование, передавать сложность  событий и отношений.

На собрании, с которого не уйдешь, где сказать  то, что думаешь на самом деле, нельзя, а слушать не хочется, скованные  в движениях и эмоциях мы начинаем рисовать. Поразительно: мы рисуем точно  так, как рисовали тогда, когда подростком в последний раз держали карандаш. Это чисто спонтанный рисунок - конечно, с некоторыми купюрами, вкраплениями стандартных частей, выполненный  более зрелой рукой, но тем не менее в главном - все тот же рисунок, апеллирующий к архаике, к детству человечества и собственному детству. Что-то похожее возникает и в ситуации затянувшегося телефонного разговора, активного только с одной стороны: вынужденно слушающий хмыкает, поддакивает и черкает, чертит,...

Мы так рисуем не только в ситуациях, когда движения и свобода самовыражения ограниченны, в моменты, когда наше подсознательное  вырывается наружу. Неожиданно для  самих себя и окружающих мы начинаем рисовать в период жесточайших личностных кризисов, жизненных потрясений и  драм. Прежняя жизнь с ее стереотипами и установками резко завершилась, надо вновь обретать и выстраивать  себя, как это давным-давно уже  происходило однажды.

Исследования  Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной и других советских педагогов указывают на возможность такой системы обучения детей в детском саду, которая будет способствовать подготовке их к школе.

В детском саду разнообразны занятия по изобразительной  деятельности: рисование предметное, сюжетное, декоративное, лепка предметная и сюжетная, аппликация и конструирование  разных видов. Всем этим видам работы уделяется большое внимание, все  они равноценны. В школе на уроках изобразительного искусства проводится рисование с натуры, на темы и  декоративное рисование. При этом большое  значение как учебный предмет  приобретает рисование с натуры. Практическая деятельность по лепке, аппликации и конструированию в школе  отнесена к ручному труду.

Информация о работе Этапы эволюции детского рисунка