Этапы развития психики в процессе эволюции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:31, контрольная работа

Описание работы

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности
рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически
оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на
него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого
сознания.

Содержание

I. Введение


II. Основная часть
1. Историческое развитие сознания у человека
2. Сознание и мозг
3. Развитие сознания
4. Психологические характеристики сознания
5. Теории сознания
6. “Я-концепция”
7. Самооценка
III. Заключение
IV. Перечень используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 69.22 Кб (Скачать)

   Содержание:

    

I.    Введение

 

 

     II.  Основная  часть

1. Историческое развитие  сознания у человека

2. Сознание и мозг

3. Развитие сознания

4. Психологические характеристики  сознания

5. Теории сознания

6. “Я-концепция”

7. Самооценка

     III.  Заключение

     IV.  Перечень  используемой литературы

                               I. Введение                              

Существенное отличие  человека как вида от животных состоит  в его способности

рассуждать и мыслить  абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически

оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на

него планы и программы. Все это вместе взятое связано  со сферой человеческого

сознания.

     Сознание –  это воспроизведение человеком  идеального образа своей

деятельности и идеального представительства в ней позиций  других людей.

Сознание – рефлексия  субъектом действительности, своей  деятельности, самого

себя. Сознание есть со-знание в том смысле, что индивидуальное сознание может

существовать только при  наличии общественного сознания и языка, являющегося его

реальным субстратом. Сознание не дано изначально и порождается  не природой, а

                                   обществом.                                  

Сознание является высшим уровнем отражения человеком  действительности, его

психику рассматривают с  материалистических позиций, и собственно человеческой

формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических

позиций. В истории психологической  науки сознание явилось труднейшей

проблемой, которую до сих  пор не удалось решить с материалистических или

идеалистических позиций, на пути ее материалистического понимания  возникало

множество самых сложных  вопросов. Именно по этой причине сознание, несмотря

на важнейшее значение этого явления в понимании  психологии и поведении

человека, до сих пор остается одним из наименее разобранных.

Независимо от того, каких  философских позиций придерживались исследователи

сознания, с ним неизбежно  связывали так называемую рефлексивную способность,

т.е. готовность сознания к  познанию других психических явлений  и самого себя.

Наличие у человека такой  способности является основанием для  существования и

развития психологических  наук, ибо без нее данный класс  феноменов был бы

закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления

о том, что у него есть психика.

     Осознание.  Осознанием является акт сознания, предмет кото­рого — сама

деятельность сознания. В  основе осознания лежит обобщение  собственных

психических процессов, приводящее к овладению ими.

Для осознания справедливы  следующие законы:

Закон Клапареда (закон осознания): чем больше мы пользу­емся каким-либо

отношением, тем меньше мы его осознаем. Или иначе: мы осознаем лишь в меру

нашего неумения приспособить­ся. Чем более какое-нибудь отношение

употребляется автомати­чески, тем труднее его осознать.

Закон сдвига или смещения: осознать какую-нибудь опера­цию— значит перевести

ее из плоскости действия в плоскость языка, т. е. воссоздать ее в

воображении, чтобы можно было выразить ее словами.

Самая общая характеристика сознаваемости (сознательности) психических

процессов состоит в следующем: 1) человек может осознать то, что

воспринимает; то, что он вспоминает, о чем мыс­лит, к чему внимателен, какую

эмоцию испытывает; 2) человек  может осознать, что именно он воспринимает,

вспоминает, мыс­лит, чувствует.

Осознаваемость психических процессов не означает ни то, что человек всегда

сознает содержимое своего восприятия, мышле­ния, памяти, внимания, ни то, что

он всегда сознает себя в этом процессе. Речь идет лишь о  том, что человек

может осознать себя и этом процессе.

     Поле сознания. Сознание может уменьшаться или  увеличи­ваться, отчасти

утрачиваться во сне, полностью  утрачиваться при обмороке. Это своеобразное

«свечение», перемещающийся свето­вой зайчик или, лучше сказать, прожектор, луч

которого осве­щает внешнее или внутреннее поле. Его перемещение по этому полю

выражается в явлениях внимания. «Поле внимания», или, что  то же самое, «поле

сознания», может быть более  узким, бо­лее концентрированным, или более широким,

рассеянным; оно может  быть более устойчивым или менее  устойчивым,

флуктуи­рующим.

Содержание поля сознания определяется следующим законом: актуально

сознаваемым является лишь то содержание, которое выступает перед  субъектом

как предмет, на который непосред­ственно направлено то или иное действие.

Иначе говоря, для того чтобы  воспринимаемое содержание было осознано, нужно,

чтобы оно заняло в деятельности субъекта структурное место непосредственной

цели действия и таким  образом вступило бы и соответствующее  отношение к

мотиву этой деятельности.

     Сознание, подсознание  и сверхсознание. Психическая деятель­ность человека

имеет трехуровневую структуру, включая в себя сознание, подсознание  и

сверхсознание (надсознание).

Сознание есть знание, которое  может быть как-то передано другим, это

возможность в речи или  другим способом передать свое знание другому. К сфере

подсознания относится все  то, что когда-то было осознаваемым или может стать

осознаваемым в определенных условиях. Это — хорошо автоматизированные

на­выки, глубоко усвоенные социальные нормы и мотивационные конфликты,

тягостные для субъекта. Подсознание защищает со­знание от излишней работы и

Психических перегрузок. К  подсо­знанию относятся и проявления интуиции, не

связанные, с порождением  новой информации, а основанные лишь на использовании

ранее накопленного опыта. Подсознание  формируется также на основе имитации

поведения. Поэтому пример взрослых и сверст­ников, непосредственно

воздействующих на подсознание ребенка, минуя сознание, оказывает большое

влияние на формирование личности ребенка.

Деятельность сверхсознания (творческой интуиции) проявля­ется в виде

первоначальных этапов творчества, которые не кон­тролируются сознанием и

волей. Неосознанность этих этапов представляет защиту рождающихся  гипотез от

консерватизма со­знания, от чрезмерного давления ранее накопленного опыта.

Толь­ко затем сознание отбирает нужную гипотезу путем их логиче­ского

анализа. Важнейшим средством  тренировки и развития сверхсознания является

детская игра. Будучи свободна от дости­жения утилитарных и социально

престижных целей (до опреде­ленного возраста), игра обладает той

самоценностью, которая направляет ее на решение бескорыстно-творческих задач.

Детская игра мотивируется исключительно  потребностями познания и

при­обретения знаний, умений и навыков (вооруженности), которое понадобится в

дальнейшем. Эти потребности питают деятельность детского сверхсознания, делая

каждого ребенка фантазером, пер­вооткрывателем и творцом. Недаром подлинно

великие умы ха­рактеризуются сохранением отдельных черт детскости.

Неполное осознание субъектом  движущих им потребностей снимает мнимое

противоречие между объективной  детерминиро­ванностью поведения человека

наследственными задатками, ус­ловиями воспитания, окружающей средой и

субъективно ощу­щаемой им свободой выбора. Эта иллюзия свободы является

чрезвычайно важной, поскольку  обеспечивает чувство личной от­ветственности,

побуждающее всесторонне  анализировать и прогно­зировать возможные последствия

того или иного поступка.

С точки зрения внешнего наблюдателя  человек несвободен, ибо все его  поступки

могут быть объяснены его  характером, об­стоятельствами и т. д. В то же время

с позиции внутреннего  наблюдателя — его рефлексирующего  сознания — он

свободен, что и порождает чувство личной ответственности за совершенный

поступок.

Становление морального сознания. Становление морального сознания проходит

через три главных уровня по степени осознан­ности, обобщенности и

ннтериоризованности норм: доморальный уровень, когда ребенок выполняет

установленные правила исхо­дя из эгоистических соображений; конвенциональную

мораль, когда

поведение ориентировано  на внешние нормы и мнения окру­жающих; автономную

мораль — ориентацию на определенную внутреннюю, автономную систему принципов.

Сначала в своем поведении  ребенок ориентируется на внешнее  начало: он должен

вести себя хорошо, чтобы  избегать нака­заний и получать, поощрения, свои

поступки он оценивает  по их прямым последствиям (плохое наказывается, хорошее

поощряется). Постепенно внешняя  система правил и норм интериоризуется:

ребенок старается вести  себя хорошо уже из потребности и  одобрении со стороны

значимых для него лиц  и в поддержании определенного  порядка. «Хорошее»

осознается как то, что  одоб­ряют значимые для ребенка другие (родители,

учителя и, т. д.), а затем  — как то, что соответствует  определенным правилам.

Од­нако понимание морали как совокупности правил и ожиданий окружающих

означает, что источник моральных  предписаний все еще мыслится как нечто

внешнее, формальное. Эта  ориентация не на осознанный принцип, а на внешний

авторитет. Отсюда — определенная неустойчивость поведения ребенка, его

зависимость от внешних влияний. Только с развитием абстрактного мышления

личность обретает осознанные моральные принципы, имеющие общую

мировоззренческую основу. В  осуществлении этих принципов человек  начинает

ориентироваться прежде всего на собственную совесть.

Уже Л. С. Выготский связывал развитие морального сознания и самосознания

личности с прогрессом абстрактного, понятийного мышления. Новейшие

исследования в частности  работы американского психолога  Л. Колберга,

убедительно доказывают наличие  такой связи.

     Идеал. Идеал  может выступать в качестве  совокупности норм поведения.

Иногда это образ, воплощающий  наиболее ценные и в этом смысле привлекательные

черты, — образ, который  служит образцом. Идеалы формируются  под особенно

большим и непо­средственным общественным влиянием. Они в значительной ме­ре

определяются идеологией, миросозерцанием.

     Самосознание. Совокупность психических процессов,  посред­ством которых

индивид осознает себя в качестве субъекта дея­тельности, называется

самосознанием, а представления  индиви­да о самом себе складываются в мысленный

«образ Я».

Самосознание человека, отражая  реальное бытие личности, делает это  не

зеркально. Представление  человека о самом себе далеко не всегда адекватно.

Мотивы, которые человек  выдвига­ет, обосновывая перед другими людьми и перед

самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится  правильно

осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всег­да

отражают его побуждения, реально определяющие его дей­ствия. Самопознание не

дано непосредственно  в переживаниях, оно является результатом  познания, для

которого требуется осо­знание реальной обусловленности своих переживаний.

Самосознание не изначальная  данность, присущая человеку, а продукт  развития.

По мере того как человек  приобретает жизненный опыт, перед  ним не только

открываются все новые  стороны бытия, но происходит более  или менее глубокое

переосмыс­ление жизни. Этот процесс ее переосмысления, проходящий через всю

жизнь человека, образует самое  сокровенное и основное со­держание его

внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл

тех задач, которые он разреша­ет в жизни. Способность осмыслить и распознать

то, что в жизни подлинно значимо, умение не только изыскать средства для

реше­ния случайно всплывших задач, но и определить самые задачи и цель жизни

так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, — это нечто

бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим

запасом специальных зна­ний. Это драгоценное и редкое свойство — мудрость.

Обобщение практического  знания человека о других людях яв­ляется главным

источником образования  отношений к себе как личности. Ребенок начинает

отделять в своем сознании людей от окружающего внешнего мира довольно рано.

Образное знание ребенком людей играет огромную роль в общем  развитии его

сознания. Именно на этой основе, через осознание правил взаи­моотношений,

ребенок овладевает собственными движениями и действиями, осознаёт их с

помощью оценок взрослых. Однако тре­буется несколько лет жизни, чтобы у

ребенка образовалось обоб­щенное отношение к себе, которое предполагает не

только накоп­ление знаний, но и развитие частичных форм самооценки, которые

возникают раньше, чем представления  о «Я», и заключаются в представлениях о

себе в разных ситуациях, в отношении к раз­ным вещам. Лишь в процессе

обобщения этих представлений  фор­мируется самосознание в собственном смысле

этого слова, т. е. как обобщенное знание своей личности.

Всякое изменение жизненного положения человека в общест­венной, трудовой,

личной жизни не только изменяет деятельность человека, но изменяет отношение

Информация о работе Этапы развития психики в процессе эволюции