Этапы развития психики в процессе эволюции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:31, контрольная работа

Описание работы

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности
рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически
оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на
него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого
сознания.

Содержание

I. Введение


II. Основная часть
1. Историческое развитие сознания у человека
2. Сознание и мозг
3. Развитие сознания
4. Психологические характеристики сознания
5. Теории сознания
6. “Я-концепция”
7. Самооценка
III. Заключение
IV. Перечень используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 69.22 Кб (Скачать)

устанавливается не качественное различие, а полная противоположность  двух

структур: нужно выйти  из одной, для того чтобы войти  во внешнюю ей другую.

Всякая преемственность, а не только непрерывность в развитии мышле­ния

разрывается.

В результате у Леви-Брюля получается необъяснимый парадокс: примитив­ный

человек оказывается соединением  двух гетерогенных существ — животно­го,

живущего инстинктом, и  мистика, создающего идеологию.

     4.        Психологические характеристики  сознания

Первая психологическая  характеристика сознания человека включает ощущение

себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и

воображаемую действительность, контролировать собственные психические и

поведенческие состояния, управлять  ими, способность видеть и воспринимать в

форме образов окружающую действительность.

Ощущение себя познающим  субъектом означает, что человек  осознает себя как

отделенное от остального мира существо, готовое и способное  к изучению и

познанию этого мира, т.е. к получению более или менее  достоверных знаний о

нем. Человек осознает эти  знания как феномены, отличные от объектов, к

которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразить их в словах,

понятиях, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить,

воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате

сознания (сон, гипноз, болезнь  и т.п.) такая способность теряется.

Мысленное представление  и воображение действительности – вторая важная

психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в  целом, тесным

образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и

воображением говорят  обычно тогда, когда они порождаются  и изменяются усилием

воли человека.

Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени  или

вовсе не существующей (воображения, грезы, мечты, фантазия), выступает как

одна из важнейших психологических  характеристик сознания. В данном случае

человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего,

от посторонних мыслей, и сосредотачивает все свое внимание на какой-либо

идее, образе, воспоминании и  т.п., рисуя и развивая в своем  воображении то,

что в данный момент он непосредственно  не видит или вообще не в состоянии

увидеть.

Сознание тесным образом  связано с речью и без нее  в высших своих формах не

существует. В отличие  от ощущений и восприятия, представлений  и памяти

сознательное отражение  характеризуется рядом специфических  свойств. Одно из

них – осмысленность представляемого  или осознаваемого, т.е. его словесно-

понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с

человеческой культурой.

Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все  и

не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики

предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для  них и

отличает их от других, внешне похожих на них предметов и  явлений.

Третья характеристика человеческого  сознания – это его способность  к

коммуникации, т.е. передачи другим лицам того, что осознает данный человек, с

помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности  есть у

многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным

обстоятельством: с помощью  языка человек передает людям  не только сообщения о

своих внутренних состояниях (именно это является главным в  языке и общении

животных), но и о том, что  знает, видит, понимает, представляет, т.е.

объективную информацию об окружающем мире.

Еще одной особенностью человеческого  сознания является наличие в нем

интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в

соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и храниться

информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включаю  правила, понятия,

логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся  у них

информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию  информации,

отнесение ее к той или  иной категории.

Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в

сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего

второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном.

Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это  главное затем

становиться достоянием индивидуального  сознания человека по мере того, как  он

усваивает язык и научается  пользоваться им как средством общения  и мышления.

Обобщенное отражение  действительности и составляет содержание индивидуального

сознания. Вот почему мы говорим  о том, что без языка и речи сознание человека

немыслимо.

Язык и речь формируют  два разных, но взаимосвязанных в  своем происхождении и

функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов.

Значение слов называют то содержание, которое вкладывается в  них носителями

языка. Значения включают в  себя всевозможные оттенки в употреблении слов и

лучше всего выражены в толковых общеупотребительских и специальных словарях.

Система словесных значений составляет пласт общественного  сознания, которое в

знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно

взятого человека.

Смыслом слова в психологии называют ту часть его значения, которое слово

приобретает в речи употребляющего его человека. Со смыслом слова, кроме

ассоциированной с ним  части значения, связано множество  чувств, мыслей,

ассоциаций и образов, которые данное слово вызывает в  сознании конкретного

человека.

Сознание существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком

случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и

преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного

человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они  также

выступают как формы отражения  действительности, но не в абстрактной, как это

свойственно науке, а в  образной форме.

     5.        Теория сознания

К. Маркс заложил основы конкретно-психологической теории сознания, которая

открыла для психологической  науки совершенно новые перспективы.

Хотя прежняя субъективно-эмпирическая психология охотно называла себя наукой

о сознании, в действительности она никогда не была ею. Явления   сознания

либо изуча­лись в плане чисто описательном, с эпифеноменологических и

параллелистических пози­ций, либо вовсе исключались из предмета научно-

психологического знания, как того требовали наиболее радикальные

представи­тели так называемой «объективной психоло­гии». Однако связная

система психологиче­ской науки не может быть построена вне конкретно-научной

теории сознания. Именно об этом свидетельствуют теоретические  кри­зисы,

постоянно возникавшие в  психологии по мере накопления конкретно-

психологических знаний, объем  которых, начиная со вто­рой половины прошлого

столетия,   быстро увеличивался.

Центральную тайну человеческой психики, перед которой останавливалось  научно-

психологическое исследование, составляло уже само существование  внутренних

психических явлений. Эта  психологическая тайна не могла  быть раскрыта в

домарк­систской психологии; она остается нераскры­той и в современной

психологии, развиваю­щейся вне марксизма.

Сознание неизменно выступало  в психоло­гии как нечто внеположное, лишь как

усло­вие протекания психических процессов. Та­кова была, в частности, позиция

Вундта. «Со­знание, – писал  он, – заключается в том, что  какие бы то ни было

психические состояния, мы находим  в себе, и поэтому мы не можем  познать

сущности сознания. Все  попытки определить сознание... приводят или к

тавто­логии или к определениям происходящих в сознании деятельностей, которые

уже по­тому не суть сознание, что предполагают его». Ту же мысль  в еще более

резком выражении мы находим у Наторпа: «сознание лишено собственной

структуры, оно лишь условие  психологии, но не ее предмет. Хотя его

существование представляет собой основной и вполне достоверный

психологи­ческий факт, но оно не поддается определе­нию и выводимо только из

самого себя».

«Сознание бескачественно, потому что оно само есть качество — качество

пси­хических явлений и процессов; это качест­во выражается в их

«презентированности» (представленности) субъекту» (Стаут). Каче­ство это не

раскрываемо: оно может  только быть или не быть.

Идея внеположности сознания заключа­лась и в известном сравнении сознания со

сценой, на которой разыгрываются  события душевной жизни. Чтобы события  эти

могли происходить, нужна  сцена, но сама сцена не участвует  в них.

Итак, создание есть нечто  внепсихологическое, психологически бескачественное.

Хотя эта мысль не всегда высказывается прямо, она постоянно  подразумевается.

С ней не вступает в противоречие ни одна прежняя попытка психологически

охарактеризовать сознание. Имеется в виду, прежде всего, та количественная

концепция сознания, кото­рая с наибольшей прямотой была высказана еще Леддом:

«сознание есть то, что умень­шается или увеличивается, что отчасти

утра­чивается во сне и вполне утрачивается при обмороке».

Это — своеобразное «свечение», переме­щающийся световой зайчик или, лучше

ска­зать, прожектор, луч которого освещает внешнее или внутреннее поле. Его

переме­щение по атому полю выражается в явлениях внимания, в которых сознание

единственно и получает свою психологическую характе­ристику, но опять-таки

лишь количествен­ную и пространственную. «Поле сознания» (или «поле

внимания») может быть более  узким, более концентриро­ванным, или более

широким, рассеянным; оно  может быть более устойчивым или  менее устойчивым,

флюктуирующим. Но при всем том описание самого «поля сознания»  ос­тается

бескачественным, бесструктурным. Соответственно и выдвигавшиеся «законы

сознания» имели чисто  формальный харак­тер; таковы законы относительной

ясности сознания, непрерывности  сознания, потока сознания.

К законам сознания иногда относят также такие, как закон  ассоциации или

выдвину­тые гештальт-психологией законы целостно­сти, прегнатности и т. п.,

но законы эти от­носятся к явлениям в сознании, а не к  сознанию как особой

форме психики, и по­этому одинаково действительны как  по отно­шению к его

«полю», так и по отношению  к явлениям, возникающим вне этого  «поля»,— как на

уровне человека, так и на уровне животных.

Несколько особое положение  занимает тео­рия сознания, восходящая к

французской социологической  школе (Дюркгейм, Де Роберти, Хальбвакс и другие).

Как известно, главная идея этой школы, относящаяся к психологической  проблеме

сознания, состоит в том, что индивидуальное сознание возникает  в результате

воздействия на человека сознания общества, под влиянием которого его  психика

социализируется и интеллектуализируется. эта социализированная и

интеллектуализированная психика человека и есть его сознание. Но и в этой

концепции полно­стью сохраняется психологическая бескачественность сознания;

только теперь сознание представляется некоей плоскостью, на кото­рой

проецируются понятия, концепты, сос­тавляющие содержание общественного

созна­ния.

Другое направление попыток  психологи­чески характеризовать  сознание состояло

в том, чтобы представить  его как условие объе­динения внутренней психической

жизни.

Объединение психических  функций, спо­собностей и свойств — это и есть

сознание; оно поэтому, писал  Липпс, одновременно есть и самосознание. Проще

всего эту идею выразил  Джемс в письме к К.Штумпфу: сознание — это «общий

хозяин психиче­ских функций». Но как раз на примере Джемса особенно ясно

видно, что такое понимание  сознания полностью остается в пределах учения о

его бескачественности и неопределимости. Ведь именно Джемс говорил о себе:

«Вот уже двадцать лет, как я усом­нился в существовании сущего, именуемого

сознанием... Мне кажется, настало время всем открыто отречься от него».

Ни экспериментальная  интроспекция вюрцбуржцев, ни феноменология Гуссерля и

экзистенционалистов не были в состоянии про­никнуть в строение сознания.

Психология созна­ния полностью растворяется в феноменоло­гии. Любопытно

отметить, что авторы, ста­вившие своей целью проникнуть «за» созна­ние и

развивавшие учение о бессознательной  сфере психики, сохраняли это  же

понимание сознания — как  «связной организации пси­хических процессов»

(Фрейд). Как и другие  представители глубинной психологии, Фрейд выводит

проблему сознания за сферу  соб­ственно психологии. Ведь главная инстанция,

представляющая сознание,–“сверх-я”, – по существу является метапсихическим.

Метафизические позиции  в подходе к со­знанию, собственно, и не могли привести

психологию ни к какому иному его понима­нию. Хотя идея развития и проникла в

до­марксистскую психологическую  мысль, осо­бенно в послеспенсеровский период,

Информация о работе Этапы развития психики в процессе эволюции