Этапы развития психики в процессе эволюции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:31, контрольная работа

Описание работы

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности
рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически
оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на
него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого
сознания.

Содержание

I. Введение


II. Основная часть
1. Историческое развитие сознания у человека
2. Сознание и мозг
3. Развитие сознания
4. Психологические характеристики сознания
5. Теории сознания
6. “Я-концепция”
7. Самооценка
III. Заключение
IV. Перечень используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 69.22 Кб (Скачать)

очень относительна: различные зоны переслаиваются.

     3.      Развитие сознания

     Первой предпосылкой  человеческого сознания было  развитие человеческого

мозга. Но самый мозг человека и вообще его природные особенности  – продукт

исторического развития. В  процессе становления человека отчетливо  выступает

основной закон исторического  развития человеческого сознания. Основной за­кон

биологического развития организмов, определяющий развитие психики у животных,

заключается в положении о единстве строения и функции. На осно­ве изменяющегося

в ходе эволюции образа жизни  организм развивается, функ­ционируя; его психика

формируется в процессе его  жизнедеятельности. Основ­ной закон  исторического

развития психики, сознания человека заключается в том, что  человек развивается,

трудясь: изменяя природу, он изменяется сам; по­рождая в своей деятельности —

практической и теоретической  — предметное бытие очеловеченной  природы,

культуры, человек вместе с тем изменяет, форми­рует, развивает свою собственную

психическую природу. Основной принцип раз­вития — единство строения и функции —

получает применительно  к историче­скому развитию психики свое классическое

выражение в одном из основных положений марксизма: труд создал самого человека;

он создал и его созна­ние. В процессе созидания культуры духовные способности

человека, ею сознание не только проявлялись, но и формировались. Необходимые

для созда­ния человеческой — материальной и духовной — культуры высшие формы

че­ловеческого сознания в процессе ее созидания и развивались; будучи

предпо­сылкой специфически человеческих форм трудовой деятельности, сознание

яв­ляется и ее продуктом.

Становление человеческого  сознания и всех специфических особенностей

человеческой психики, как  и становление человека в целом, было длительным

процессом, органически связанным  с развитием трудовой деятельности.

Воз­никновение трудовой деятельности, основанной на употреблении орудий и

пер­воначальном разделении труда, коренным образом изменило отношение

чело­века к природе.

В трудовом действии, поскольку  оно направляется на производство предме­та, а

не непосредственно на удовлетворение потребности, расчленяется, с одной

стороны, предмет, который  является целью действия, с другой — побуждение. Это

последнее перестает действовать  как непосредственная природная  сила. Из

предмета и побуждения начинает выделяться отношение субъекта к окружаю­щему и

собственной деятельности. Выделение  этого отношения происходит в  процессе

длительного исторического  развития. Разделение труда с необходимо­стью

приводит к тому, что  деятельность человека непосредственно  направляет­ся на

удовлетворение не собственных  потребностей, а общественных; для  того чтобы

были удовлетворены его  потребности, человек должен сделать  прямой целью своих

действий удовлетворение общественных потребностей. Таким об­разом, цели

человеческой деятельности отвлекаются от непосредственной связи  с его

потребностями и благодаря  этому впервые могут быть осознаны как тако­вые.

Деятельность человека становится сознательной деятельностью. В ходе ее и

формируется, и проявляется  сознание человека как отражение  независимого от

него объекта и отношение  к нему субъекта.

В ходе деятельности людей, направленной на удовлетворение их потребно­стей,

происходит их развитие, изменение, уточнение первоначальных потребно­стей и

развитие новых.

Будучи мотивом, источником деятельности, потребности являются вместе с тем и

ее результатом. Деятельность, которой человек начинает заниматься,

по­буждаемый теми или иными потребностями, становясь привычной, сама может

превратиться в потребность. И именно в результате общественной деятельности

потребности человека становятся подлинно человеческими.

В развитии мотивации человеческой деятельности наряду с потребностями

существенную роль играют и интересы. Под интересами в общественной жизни

разумеют то, что благоприятствует существованию и развитию человека как члена

того или иного народа, класса, как личности. Будучи осознанными, инте­ресы, в

этом их понимании, тоже являются существенными мотивами в деятель­ности

человека.

Определенную роль в мотивации  деятельности человека играют и интересы в том

специфическом смысле этого  слова, который оно приобрело  в психоло­гии, в

смысле, связывающем его с любознательностью, потребностью что-либо узнать о

предмете; интерес в этом смысле — это мотив «теоретической», позна­вательной

деятельности. Развитие интересов  к науке и технике, к литературе и искусству

шло у человечества вместе с историческим развитием культуры. По мере того как

создавались новые области  науки, порождались и новые научные  интересы. Будучи

мотивом, источником познавательной деятельности, интересы являются вместе с

тем ее продуктами.

С историческим развитием  потребностей и интересов связано  и развитие

человеческих способностей. Они формируются на основе исторически  сложив­шихся

наследственных задатков в деятельности, направленной на удовлетворе­ние

потребностей. Деятельность человека, предполагая наличие у  человека

оп­ределенных способностей, вместе с тем и развивает их. Порождая

материализо­ванные продукты своей деятельности, человек вместе с тем

формирует и свои способности. Производство продуктов практической и

теоретической деятельно­сти человека и развитие его способностей — две

взаимосвязанные, друг друга обусловливающие и друг в друга переходящие

стороны единого процесса. Чело­век становится способным к  труду и творчеству,

потому что он формируется  в труде и творчестве. Развитие музыки было вместе с

тем и развитием слуха, способного ее воспринимать. Зависимость  между ними

двусторонняя, взаимная: развитие музыки не только отражало, но и

обусловливало развитие слуха. То же относится к глазу, способному

воспринимать красоту  форм, и к восприятию че­ловека в целом. Изменяя в своей

деятельности облик мира, человек начинает по-иному видеть, воспринимать его.

В процессе исторического  развития сознания очень существенное место зани­мает

развитие мышления, с которым, прежде всего, связана сознательность чело­века.

Основной путь развития мышления, обусловленный развитием обществен­ной

практики, вел от наглядного, узко практического мышления, в котором форма еще

не отделилась от содержания, число от исчисляемого, понятие от предме­та, — к

абстрактному, теоретическому мышлению.

В ходе исторического развития, с развитием науки, происходило  и развитие

научного мышления. Развитие научного мышления и развитие науки  — это не два

отдельных, друг от друга  независимых процесса, а две взаимосвязанные  и

взаимообусловленные стороны  единого процесса. Развитие научных  форм мы­шления

было не только предпосылкой, но и следствием, результатом развития науки.

Научное мышление, необходимое  для научного познания, в процессе научного

познания и формировалось, развиваясь по мере развития обществен­ной практики.

По истории развития мышления и сознания наука располагает  обширным, хо­тя еще

недостаточно использованным материалом. Сюда относятся прежде всего история

материальной культуры; история  техники также доставляет существен­ные данные

по истории мысли.  Обширный материал для характеристики ранних этапов

развития мышления заключен в этнографических работах (Дж. Дж. Фрэзер, Э. Б.

Тайлор, Р. Турнвальд, Б. Малиновский, Н. Н. Миклухо-Маклай и др.). Они

свидетельствуют о значительных качественных особенно­стях мышления людей на

ранних стадиях общественного, культурного развития. Это мышление носит

конкретный ограниченный характер в соответствии с уров­нем общественной

практики этих народов. Слабое еще овладение природой по­рождает, при попытках

выйти за пределы конкретного  практического познания окружающей

действительности и перейти  к более широким обобщениям, мисти­ческие

представления.

Оригинальную трактовку  путей развития сознания дал в  русской науке А. А.

Потебня. Он становится на подлинно историческую точку зрения, выде­ляет

качественно различные ступени  в развитии сознания и вместе с  тем в

характеристике этих ступеней не приходит к такому противопоставлению

при­митивного мышления современному, которое, как это имеет место в некоторых

концепциях, разрывает вовсе  преемственность ис­торического развития сознания.

А.Потебня различает в этом развитии прежде всего две основные ступени:

сту­пень мифологического сознания и следующую за ним ступень, когда

развивают­ся одновременно формы научного и поэтического мышления. Внутри

последней ступени Потебня вскрывает, опираясь на тщательный и глубокий анализ

истори­ческого развития грамматических форм русского языка, историческое

развитие форм мысли.

Всякий миф есть, по Потебне, словесное образование, состоящее из образа и

значения. Основную отличительную  особенность мифологического мышления Потебня

усматривает в том, что  образ, являющийся субъективным средством  познания,

непосредственно вносится в  значение и рассматривается как  источ­ник

познаваемого. Миф — это  метафора, не осознанная как таковая. Поэтиче­ское

мышление приходит на смену  мифологическому, когда метафора, иносказа­ние

осознается, т. с. образ и  значение в слове разъединяются.

Выявляя качественные различия форм мышления, Потебня вместе с тем 1) не

разрывает, внешне не противопоставляет  их друг другу и 2) ищет источник этих

качественных различий не во внутренних свойствах сознания самих  по себе, а в

тех взаимоотношениях, которые  складываются между сознающим субъектом  и

познаваемым им миром.

Проблема исторического  развития человеческого сознания еще  мало разра­ботана

в психологии. Социологические  и этнографические исследования, охва­тывая

психологические особенности  народов, находящихся на низких стадиях

общественного развития, исходили по большей части из той предпосылки, что

различия между сознанием  этих народов и сознанием человека на высших ста­диях

общественного и культурного  развития носят чисто количественный ха­рактер и

сводятся исключительно  к большему богатству опыта у  последнего. Такова была,

в частности,   точка   зрения   крупнейших   представителей    идущей от Г.

Спенсера социологической  школы — Э. Б. Тайлора, Дж. Фрэзера и др. Ум человека

и деятельность его сознания осуществляются для этих исследова­телей одними и

теми же неизменными законами ассоциации на всем протяже­нии исторического

развития.

В решительном противоречии с господствующей точкой зрения сформулиро­вал свою

концепцию Л. Леви-Брюль. Основные положения его концепции сво­дятся к

следующему:

1.        В  процессе исторического развития  психика человека изменяется  не

только количественно, но и качественно; заодно с содержанием  преобразуется и

ее фор­ма — сами закономерности, которым она подчиняется.

2.        Эти  изменения не выводимы из законов  индивидуальной психологии; они

не могут быть поняты, если рассматривать индивида изолированно от

сообще­ства.

3.        Различные  формы психики соответствуют  различным общественным

формациям; специфический  для каждой общественной формации характер психи­ки

является продуктом воздействия  сообщества; всю психику индивида опреде­ляют

«коллективные представления», которые в него внедряются обществом.

Для правильной оценки этих положений, которые как будто  подчеркивают и

диалектический характер развития сознания, и его социальную

'обусловлен­ность, нужно учесть, что для Леви-Брюля социальность сводится к

идеологии.

«Сами учреждения и нравы  в основе своей являются не чем  иным, как известным

аспектом или формой коллективных представлений»; к идеологии сводится и

психология, поскольку она  в основном сведена к «коллективным

представлени­ям», которые в конечном счете являются не чем иным, как

идеологией того сооб­щества, к которому принадлежит индивид. Общественные

отношения лежат для Леви-Брюля в основном в плане сознания. Общественное

бытие — это для него социально-организованный опыт. Из социальности, таким

образом, выпада­ет всякое реальное отношение к природе, к объективному миру и

реальное на него воздействие, — выпадает общественная практика. В качестве

единственного источника, определяющего  психологию народов на ранних стадиях

социально-исторического  развития,признается лишь их идеология.

На основе одной лишь религиозной  идеологии, вне связи с практикой,

опреде­ляется у Леви-Брюля психология «примитивного человека». В результате

ока­зывается, что все его мышление пралогично и мистично, непроницаемо для

опы­та и нечувствительно к противоречию. Леви-Брюль этим, собственно говоря,

вообще отрицает у «примитивных»  народов подлинное мышление, способное

«объективно» отражать действительность. Их трудовую деятельность он пыта­ется

объяснить инстинктом. В результате «примитивный человек» по су­ществу

выпадает, даже как начальная  стадия, из умственного развития человече­ства,

Информация о работе Этапы развития психики в процессе эволюции