Этический кодекс

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 12:07, реферат

Описание работы

В условиях рынка делового человека оценивают не только по его профессиональным качествам, но и по тому, насколько он владеет своими чувствами, волей, как умеет общаться с клиентами и партнерами. Установленный порядок поведения называется этикетом.

Содержание

Введение..........................................................................................................2
1. Понятие и виды этического кодекса.......................................................3
2. Профессионально-этический кодекс.......................................................4
3. Корпоративно-этический кодекс.............................................................5
4. Этический кодекс цивилизованного предпринимателя и его
основные постулаты.................................................................................10
5. Разработка этического кодекса................................................................11
6. Коммуникативный кодекс........................................................................12
Заключение......................................................................................................15
Список литературы.........................................................................................16
Примеры...........................................................................................................17

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

                                                         

                               Содержание:

     Введение..........................................................................................................2

  1. Понятие и виды этического кодекса.......................................................3
  2. Профессионально-этический кодекс.......................................................4
  3. Корпоративно-этический кодекс.............................................................5
  4. Этический кодекс цивилизованного предпринимателя и его

         основные постулаты.................................................................................10

  1. Разработка этического кодекса................................................................11
  2. Коммуникативный кодекс........................................................................12

    Заключение......................................................................................................15

    Список литературы.........................................................................................16

    Примеры...........................................................................................................17 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                                                  
 
 
 
 

                                     Введение     

   

   В условиях рынка делового человека оценивают  не только по его профессиональным качествам, но и по тому, насколько  он владеет своими чувствами, волей, как умеет общаться с клиентами и партнерами. Установленный порядок поведения называется этикетом.  
Правила этикета шлифовались и совершенствовались на протяжении веков. В течение жизни многих поколений людей происходил своеобразный отбор и закрепление тех из них, которые несут в себе общечеловеческие представления о разумном поведении.  
В более узкой сфере человеческой жизни применяется понятие "служебный этикет ". Оно определяет обязанности, нормы и правила поведения и общения людей на службе. Деловой, но грубый и бесцеремонный человек часто не достигает своей цели из-за негативного или настороженного к нему отношения других людей. И наоборот, бизнесмен, обладающий хорошими манерами, доброжелательный и тактичный, вызывает у окружающих желание оказать ему содействие. Кроме того, знание норм этикета позволяет уйти от ненужного в данный момент общения, не обидев собеседника. Человек, прочно усвоивший нормы этикета, не станет подробно рассказывать о своих делах в ответ на традиционный вопрос" Как живешь?" и тем самым не нарушит "правил игры, требующих от него в данной ситуации лишь выполнения утвердившегося ритуала. В условиях же доверительной беседы излишняя сдержанность и односложность ответов может быть воспринята как нежелание продолжать общение. 

   В связи  с этим быди созданы кодексы этического поведения, в которых указываются правила и нормы поведения для совместной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Понятие и виды этического кодекса.
 

   Этический кодекс, по сути, является сводом правил и норм поведения, которые разделяют  участники группы. С помощью кодекса задаются определенные модели поведения и единые стандарты отношений и совместной деятельности. 
      Первыми универсальными кодексами, представляющими собой набор общечеловеческих ценностей, были своды религиозных правил (например, Десять заповедей Ветхого завета). Чуть позже стали возникать частные кодексы, определяющие поведение отдельных социальных групп общества (например, Кодекс самурая «Бусидо»).

   Бусидо́ (яп. 武士道 буси-до:, «путь воина») — бусидо — неписаный кодекс поведения самурая в обществе, представлявшего собой свод правил и норм «истинного», «идеального» воина. Бусидо, первоначально трактовавшееся как «путь коня и лука», впоследствии стало означать «путь самурая, воина» («буси» — воин, самурай; «до» — путь, учение, способ, средство). Кроме того, слово «до» переводится ещё и как «долг», «мораль», что имеет соответствие с классической философской традицией Японии, где понятие «путь» является некой этической нормой. Таким образом, бусидо — это самурайская мораль, морально-этический кодекс. 

   Потребность в частных кодексах (например, кодексы  объединений, профессий) возникла в  связи с тем, что универсальных  норм было недостаточно для регулирования  человеческого поведения в специфических  ситуациях. Частная этика конкретизировала общие нравственные принципы применительно к особенностям той или иной деятельности.

   Существует  несколько видов этического кодекса. К ним относятся:

   1) профессионально-этический кодекс

   2) национально-этический кодекс

   3) всемирно-этический кодекс

   4) корпоративно-этический кодекс

   В настоящее  время наиболее распространены два вида этических кодексов – профессиональные и корпоративные, которые регулируют отношения людей внутри данных групп. 

   В зависимости  от идентичности специалиста (с организацией или с профессиональным сообществом) более значимым для него будет кодекс профессиональной или корпоративной этики. 
 
 
 
 
 
 

    1. Профессионально-этический  кодекс
 

   Возникновение первых профессионально-этических  кодексов относится к периоду  ремесленного разделения труда в  условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.

   Однако  ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как "Клятва Гиппократа", нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.

   Профессиональные  кодексы регулируют отношения внутри профессионального сообщества и эффективны для «свободных профессий», где наиболее выражены профессиональные этические дилеммы. Одним из первых профессиональных этических кодексов стала клятва Гиппократа – кодекс врачей. Наиболее известны этические кодексы тех профессий, где значимые этические дилеммы задаются содержанием деятельности (адвокаты, психотерапевты, журналисты, риэлторы и т.д.). В подобном этическом кодексе всегда задаются высокие стандарты профессии, оговариваются основные правила этики поведения и указываются моральные ориентиры, которым должен следовать профессионал.

   Кодексы регламентируют поведение специалиста  в сложных этических ситуациях, характерных для данной профессии, повышают статус профессионального  сообщества в социуме, формируют доверие к представителям данной профессии. Также кодекс усиливает значимость принадлежности к профессии, его принятие косвенно может  являться обрядом инициации, актом «обращения в профессию» (например, принятие клятвы Гиппократа и допуск к лечебной работе у врачей).

   Существование нравственных кодексов определенных про  фессий - свидетельство общественного  прогресса, постепен ной гуманизации  общества. Врачебная этика требует  делать все ради здоровья больного, вопреки трудностям и даже соб  ственной безопасности, хранить врачебную тайну, ни при каких обстоятельствах не способствовать смерти пациента. Пе дагогическая этика обязывает уважать личность ученика и проявлять к нему должную требовательность, поддерживать собственную репутацию и репутацию своих коллег, заботить ся о моральном доверии общества к учителю. Этика ученого включает требование бескорыстного служения истине, терпимости к другим теориям и мнениям, недопустимости плагиата в любой форме или преднамеренного искажения результатов научных исследований. Этика офицера обязывает беззаветно служить Отечеству, проявлять стойкость и мужество, забо титься о подчиненных, всемерно беречь офицерскую честь. Свои требования содержит этика профессий журналиста, писателя, художника, этика работников телевидения, сферы обслужи вания и т. д. 

    1. Корпоративно-этический  кодекс
 

   В последние  годы кодексы этического поведения  получили широкое распространение. Многие подобные кодексы преследуют цель помогать работникам корпорации вести себя этично, уточняя или объясняя, как общие принципы морали применимы к деятельности фирмы или к ее продукции. Несмотря на свое название, они фактически не являются моральными кодексами, так как ни один человек или группа людей не могут в приказном порядке поступать нравственно или безнравственно. Поэтому каждый кодекс следует должным образом оценивать с моральной точки зрения. В некоторых корпоративных кодексах просто перечисляются законные требования, которые могут быть неизвестны работникам, но которые им надлежит знать. Другие кодексы излагают конкретные требования о недопустимости таких злоупотреблений, как взяточничество и нелегальные политические взносы. Некоторые фирмы разработали кодексы, служащие в качестве руководства для применения принятых в данной организации методов деятельности. Одни компании считают недопустимым принимать от поставщиков подарки, другие допускают принятие подарков стоимостью до 25 или 50 долл.

   Некоторые фирмы запрещают делать подарки  поставщикам или клиентам. Другие ограничивают размер взносов в фонды политических партий, приобретение акций компаний, с которыми у них есть хозяйственные связи, и другие методы деятельности, могущие вызвать или выглядеть как столкновение интересов.

   Тем не менее кодексы могут выполнять  важные функции и способствовать решению специфических проблем, с которыми сталкиваются представители определенной профессии или работники внутри фирмы. Если, например, в компании точно установлено, какого размера подарок можно принимать, тогда работник знает не только то, что взяточничество аморально и недопустимо, но также и то, что именно его работодатель считает взяткой.

   Когда наиболее значимые этические дилеммы  задаются организацией, деятельность сотрудников регламентируется корпоративным кодексом.

   Первопричина  этических проблем в бизнесе  – противоречия в интересах  заинтересованных  групп. Бизнес включает в себя экономические отношения между многими группами людей: клиентами, наемными работниками, акционерами, поставщиками, конкурентами, правительствами и сообществами – заинтересованными сторонами. Для наиболее эффективного управления современный менеджер должен учитывать всю совокупность интересов, а не только интересы акционеров. Часто заинтересованные группы выдвигают противоречивые требования.  
      Например,противоречие интересов компании и  потребителя: возможна ли продажа товара, не соответствующего по качеству декларируемому (недобросовестная реклама)? 
      Компания стремится к максимально выгодному освещению своего товара и привлечению клиентов, интерес – процветание фирмы. Потребитель заинтересован в максимально объективном сообщении о потребительских качествах товара, интерес – полная информированность. 
      Следует отметить, что не все проблемы имеют моральный аспект. Например, вопрос, стоит ли внедрять некий новый продукт в Европе прежде, чем в США, не имеет нравственной составляющей. А вопрос о разных критериях качества (или разных нормах информационной открытости о качестве товара) для продукции одной фирмы, экспортируемой в США и страны третьего мира, уже затрагивает нравственные нормы. 
Поэтому важнейшие задачи кодекса корпоративной этики – установить приоритеты в отношении целевых групп и пути согласования их интересов. 
     Кодекс корпоративной этики может выполнять три основные функции
•    репутационную;  
•    управленческую;  
•    развития корпоративной культуры. 

   Репутационная функция кодекса заключается в формировании доверия к компании со стороны референтных внешних групп (описание политик, традиционно закрепляемых в международной практике по отношению к клиентам, поставщикам, подрядчикам и т.д.). Таким образом, кодекс, являясь  инструментом корпоративного PR, повышает инвестиционную привлекательность компании. Наличие у компании кодекса корпоративной этики становится общемировым стандартом ведения бизнеса. 
      Управленческая функция кодекса состоит в регламентации поведения в сложных этических ситуациях. Повышение эффективности деятельности сотрудников осуществляется путем: 
•    регламентации приоритетов во взаимодействии со значимыми внешними группами,  
•    определения порядка принятия решений в сложных этических ситуациях,  
•    указания на неприемлемые формы поведения.  
 
      Корпоративная этика, кроме того, является составной частью корпоративной культуры. Кодекс корпоративной этики – значимый фактор развития корпоративной культуры. Кодекс может транслировать ценности компании всем сотрудникам, ориентировать сотрудников на единые корпоративные цели и тем самым повышать корпоративную идентичность.

   Содержание  кодекса компании определяется прежде всего ее особенностями, структурой, задачами развития, установками ее руководителей. 
       Ключевыми системными инструментами в области управления человеческим фактором являются: корпоративная культура и этический кодекс организации.
 

   Создание  и внедрение «Корпоративного  кодекса деловой этики» решает как минимум две важнейшие организационные задачи:

    • С одной стороны, общая система ценностей, фиксированная в Кодексе, делает поведение людей внутри организации предсказуемым, снижает уровень конфликтности, обеспечивает согласованность работы всех подразделений, позволяет компании в целом быстро и слаженно реагировать на любые изменения.
    • С другой стороны, Этический кодекс, как один из факторов формирования надежной репутации компании, позволяет выстраивать эффективную систему внешних связей: с клиентами, партнерами, государственными институтами и т.д.

   Вместе  с тем, чтобы Этический кодекс организации реально заработал, а не стал еще одним бесполезным  бюрократическим документом, руководители должны соблюдать ряд правил при  его разработке и внедрении. 

   Цели:

Информация о работе Этический кодекс