Этика делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 08:06, реферат

Описание работы

Целью работы является исследование понятия этики делового общения. Исходя из поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- исследовать этические предпосылки делового общения;
- определить ключевые понятия этики делового общения;
- исследовать структуру, охарактеризовать виды и формы делового общения;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические предпосылки делового общения и понятие этики делового общения………………………………………………...5
1.1. Этические предпосылки науки «деловое общение»…………...5
1.2. Ключевые понятия этики делового общения…………….......12
Глава 2. Структурные компоненты делового общения и этические принципы делового общения……………………………….......17
2.1. Структура, виды и формы делового общения…………….......17
2.2. Общие этические принципы и характер делового общения…23
Заключение…………………………………………………………………...27
Список использованной литературы……...…………………………….….30

Работа содержит 1 файл

этика делового общения.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

     Оглавление 

     Введение……………………………………………………………………….3

        Глава 1. Теоретические предпосылки делового общения и понятие этики делового общения………………………………………………...5

             1.1. Этические предпосылки науки «деловое общение»…………...5

             1.2. Ключевые понятия  этики делового общения…………….......12

        Глава 2. Структурные компоненты делового общения и этические принципы делового общения……………………………….......17

           2.1. Структура, виды и формы делового общения…………….......17

             2.2. Общие этические принципы и характер делового общения…23

     Заключение…………………………………………………………………...27

     Список  использованной литературы……...…………………………….….30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Правильно организованное деловое общение  способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства  между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами. В идеале оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но и наоборот, предполагают также и достижение личностно значимых целей, удовлетворение индивидуальных интересов.

     Этика делового общения основывается на таких  моральных правилах и нормах поведения  партнеров, которые в конечном счете  способствуют развитию сотрудничества, т.е. укрепляют сущностную основу деловых  отношений. Смысл этих правил и норм – укрепление взаимного доверия, постоянное информирование партнера о своих намерениях и действиях, исключение обмана и дезориентации партнера. Бизнес, который строится на нравственной основе, оказывается в конечном итоге более выгодным, чем бизнес безнравственный, аморальный, разрушающий деловые, партнерские отношения.

     Целью работы является исследование понятия  этики делового общения. Исходя из поставленной цели в работе ставятся следующие  задачи:

     - исследовать этические предпосылки  делового общения;

     - определить ключевые понятия  этики делового общения;

     - исследовать структуру, охарактеризовать виды и формы делового общения;

     - исследовать общие этические  принципы и характер делового  общения.

     Поставленная  цель и задачи предопределяют структуру  работы, которая включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.

     В первой главе работы будут исследованы  теоретические предпосылки науки «делового общения», рассмотрены восточные этические традиции, гуманистические и прагматично-утилитаристские тенденции в западноевропейской этической мысли. Также рассмотрены понятия этики, морали, этики делового общения и признаки делового общения.

     Во  второй главе будут исследованы  структурные компоненты делового общения, как содержание, цель, средства, формы, стороны общения, также основные виды делового общения (деятельностное, когнитивное, мотивационное, материальное, духовное, регулятивное) и общие этические принципы и характер делового общения по отношению к отдельным его видам: «сверху-вниз» (руководитель-подчиненный), «снизу-вверх» (подчиненный-руководитель), «по горизонтали» (сотрудник-сотрудник). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ И ПОНЯТИЕ ЭТИКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 

    1. Этические предпосылки науки «деловое общение»
 

      Этические предпосылки науки «деловое общение» складывались на протяжении многих веков. Именно в русле этического знания, развития этической науки сформировались ведущие этические традиции делового общения. Одной из них стала восточная традиция, которая берет свое начало со школы служилых людей Конфуция в середине I тыс. до н.э. Этические идеи Конфуция обычно характеризуют как теорию «управления людьми на основе добродетели».

      Центральный принцип этой концепции: «Чего не желаешь себе, того не делай и другим». Концепция человеколюбия, предложенная Конфуцием, включала в себя и такие важные принципы общения служилых людей, как «сдерживание себя», «благовейное отношение к делу», соблюдение правил нравственного поведения. По существу, все эти принципы составили основу универсальных этических принципов делового общения.

      Важное  место в концепции Конфуция занимает «путь золотой середины» - «самый высокий принцип добродетели». Конфуций советует в общении с другими  «держать два конца, но использовать середину». Поиск «среднего пути» между противоречиями служилых людей позволяет им избежать «чрезмерности», смягчить противоречия и достигнуть компромисса. Но на компромисс, замечает Конфуций, следует идти не ради компромисса как такового, путем лицемерия, а для решения деловой проблемы.1

      Не  меньший интерес в восточной  традиции представляет этическое учение буддизма. И хотя в нем в прямой форме не изложены этические принципы общения людей, но в косвенной  форме они присутствуют в нравственном законе буддизма, который проявляется как борьба «между хорошими, благородными свойствами человека и его дурными или скверными склонностями».

      Согласно  этому закону этическое поведение  человека основано на фундаментальном  буддистском учении о вселенской любви и сострадании ко всем живым существам.

      В общении с другими людьми этическое  поведение включает «правильную речь, правильное действие и правильный образ жизни».

      Правильная  речь подразумевает воздержание  от лжи, сплетен, клеветы и любого разговора, который может способствовать разъединению и дисгармонии в общение людей. Необходимо воздерживаться  и от резких, грубых или оскорбительных выражений, бесполезной и глупой болтовни. Вместо этого нужно «говорить правду и употреблять приветливые, корректные и приносящие пользу выражения».

      Правильное  действие – это нравственное, честное  и миролюбивое поведение. Его  можно достигнуть путем воздержания  от бесчестных поступков.

      Правильный  образ жизни поддерживается только честными способами, не причиняющими никому вреда и исключающими мошенничество.

      Особое  место в восточной традиции занимает этическая концепция ислама. Решающий вклад в ее разработку внес суфизм, который «притягивал к себе людей  к самостоятельному мышлению».

      Суфийская этическая концепция включает в  себя стремление как к личной независимости, так  и к общению с другими людьми. При этом сущность развития человеческой личности заключается в стремлении к объединению людей. Истинное «Я» человека проявляется тогда, когда он начинает « с любовью открываться другим».2 Суфизм предлагает отказаться от поведения, которое разделяет людей, не высказывать недовольства по поводу ошибок других и не создавать неловких или трудных ситуаций в общении.

      В целом восточная этическая традиция подготовила основы гуманистического делового общения. Утверждая уважительное отношение к партнеру по общению, ориентированность на компромисс, она, по существу, исключала релятивистские и утилитаристские установки, которые в наибольшей степени проявились в западноевропейской этической традиции. Ее анализ показывает, что в ней с самого начала определились две тенденции, противоположные по своей этической ориентации: гуманистическая и прагматично-утилитаристская.

      Гуманистическая близка к восточной этической  традиции, она утверждала принципы гуманистического делового общения. Гуманистическая тенденция берет начало с античной философской мысли, в которой человек по Протагору выступает как высшая ценность и как «мера всех вещей». Признавая право человека на самостоятельность мышления и свободу выбора, она ориентировала в общении с людьми на благоразумные, обдуманные и мудрые поступки, на хорошее расположение духа.

      И сегодня актуальны такие советы античных философов, как: «говори к  месту», «не позволяй своему языку  опережать свой разум», «лучше думать перед тем, как действовать чем после». Важное значение античные философы придавали соблюдению меры в общении с другими людьми. «Ничего сверх меры», «мера – наилучшее» - эти принципы выполняли ведущую роль в общении.3

      Особый  интерес представляют диалоги Платона. В них впервые рождается диалектическое искусство общения. Столкновение противоположных позиций собеседников происходит в рамках корректности и уважительного отношения к мнению другого. Это и позволяет собеседникам прийти в конечном итоге к истинному решению обсуждаемой проблемы.

      Стремление  к утверждению добродетели в  общении с другими людьми присуще  и этике Аристотеля. Самообладание, умеренность, мужество, скромность, благоразумие – вот те добродетели, которыми, согласно Аристотелю, руководствуется знающий и мудрый человек в общении с другими людьми.

      Так же Аристотель отмечал: «Если исполняющий  должность начальника нанес удар, то ответный удар наносить не следует, а если удар нанесен начальнику, то в ответ следует не только ударить, но и подвергнуть каре». Основным критерием справедливости в деловом общении, по Аристотелю, является принцип «пропорционального равенства», согласно которому «понесший большие труды получает много, а понесший малые – мало».4

      Гуманистическая тенденция в западноевропейской этической мысли нашла свое продолжение в концепции естественных законов Т. Гоббса. Рассматривая естественные законы как основу нравственного общения людей, Гоббс отождествляет их с теми гражданскими добродетелями, которые способствуют как достижению блага, так и сохранению мира в государстве.

      Человеку  в общении с другими людьми желательно руководствоваться гуманистическими принципами. Один из этих принципов формулируется во втором естественном законе Гоббса, который по содержанию близок принципу человеколюбия, выдвинутому ранее Конфуцием. Другой важный принцип делового общения тоже выдвинутый ранее Конфуцием, - первенство долга перед выгодой. Наиболее обстоятельное обоснование он получил в гуманистической этике И.Канта. Он формулирует моральный закон общения как «практический императив»: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».

      По  своему существу практический императив  Канта направлен против манипулятивного общения и манипулятивный технологий, широко применяемых в современном деловом взаимодействии. Кант считал, что моральный закон свят, хотя сам человек «не так уж свят». И долг, как высший жизненный принцип моральности, позволяет усмирить такие склонности человека, как высокомерие, властолюбие, корыстолюбие, честолюбие.  

      Эти положения Канта представляются важными для цивилизованного  российского бизнеса и предпринимательства, который в общении с деловыми партнерами стремится все больше ориентироваться на принцип «честь превыше прибыли». Особый интерес для современного делового общения представляют и такие принципы, сформулированные Кантом, которые призваны ограничивать свободу людей при публичном обмене своими мыслями. К ним Кант относит прежде всего умение сдерживать себя и свои аффекты в серьезном споре в таких рамках, чтобы всегда «проглядывало взаимное уважение благоволение» общающихся партнеров, чтобы тон их разговора не был «крикливым или высокомерным».

      Таким образом, гуманистическая тенденция в западноевропейской этической мысли утверждала в деловом общении «человечность межличностных отношений, включающую в себя уважительное и ответственное отношение к деловому партнеру, осмотрительность в собственных притязаниях, внимание к запросам коллег по работе, подчиненных или начальства».5

       Наряду с гуманистической тенденцией в западноевропейской этической мысли формируется прагматично-утилитаристская тенденция, которая ориентирует деловые отношения на жесткий прагматизм, расчет, максимизацию выгоды любой ценой. Она возникает и развивается в контексте политических и экономических теорий. Зарождению этой тенденции в немалой степени способствовал макиавеллизм. Его основной постулат: политика и мораль – непересекающиеся плоскости и потому для завоевания и удержания политической власти любые средства оправданы. Макиавеллизм фактически содействовал устранению этических принципов из одного вида профессиональной деятельности – политической.

Информация о работе Этика делового общения