Этика делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 08:06, реферат

Описание работы

Целью работы является исследование понятия этики делового общения. Исходя из поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- исследовать этические предпосылки делового общения;
- определить ключевые понятия этики делового общения;
- исследовать структуру, охарактеризовать виды и формы делового общения;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические предпосылки делового общения и понятие этики делового общения………………………………………………...5
1.1. Этические предпосылки науки «деловое общение»…………...5
1.2. Ключевые понятия этики делового общения…………….......12
Глава 2. Структурные компоненты делового общения и этические принципы делового общения……………………………….......17
2.1. Структура, виды и формы делового общения…………….......17
2.2. Общие этические принципы и характер делового общения…23
Заключение…………………………………………………………………...27
Список использованной литературы……...…………………………….….30

Работа содержит 1 файл

этика делового общения.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

     Золотое правило этики общения: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам» применимо и к деловому общению, но по отношению к отдельным его видам: «сверху-вниз» (руководитель-подчиненный), «снизу-вверх» (подчиненный-руководитель), «по горизонтали» (сотрудник-сотрудник) требует конкретизации.22

     В деловом общении «сверху-вниз», золотое правило этики можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель».

     Искусство и успех делового общения во многом определяются теми этическими нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Эти нормы касаются прежде всего того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение. Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищенными. Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяют его нравственно-психологический климат.23

     В практике делового общения нужно  стремиться превратить организацию  в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения. При возникновении проблем и трудностей, связанных недобросовестностью, руководителю следует выяснить ее причины. Если сотрудник не выполнил распоряжения необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, при этом замечание сотруднику должно  соответствовать этическим нормам, критиковать нужно не личность человека, а поступки и действия. Когда уместно, можно использовать прием «бутерброда» - спрятать критику между двумя комплиментами и закончить разговор на дружеской ноте, а вскоре найти время поговорить с подчиненным, чтобы показать ему, что не держите зла. Не надо никогда советовать подчиненному, как поступать в личных делах. Надо относиться к сотрудникам как к равноправным членам и ко всем с одинаковыми мерками, не давать сотрудникам возможности заметить, что не владеете ситуацией, соблюдать принцип распределительной справедливости. Поощрять коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным образом благодаря успехам самого руководителя. Необходимо укреплять у подчиненного чувство собственного достоинства, доверять сотрудникам и признавать собственные ошибки в работе, выбирать правильную форму распоряжении, учитывая прежде всего ситуацию, наличие времени для нюансов и личность подчиненного.

       В деловом общении «снизу–вверх», т.е. в отношении подчиненного к своему  начальнику, общее этическое правило поведения можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные».

     Знать как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не менее  важно, чем то, какие нравственные требования следует предъявлять к своим подчиненным. Используя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить его против себя, сделать своим недоброжелателем.

     В практике делового общения нужно  стараться помогать руководителю в  создании в коллективе доброжелательной нравственной атмосферы, упрочения  справедливых отношений, не пытаться навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им, высказывать предложения или замечания тактично и вежливо, не разговаривать с начальством категорическим тоном, не говорить всегда только «да» или только «нет», быть преданным и надежным, но не быть подхалимом, не  стоит обращаться за помощью, советом, предложением и т.д. сразу к руководителю вашего руководителя, за исключением экстренных случаев.

     Общий этический принцип общения «по  горизонтали» можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам».24

     Применительно к коллегам-управляющим следует  иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу  сотрудниками из других подразделений  дело весьма непростое. Особенно если речь идет об общении и отношениях внутри одного предприятия. В этом случае они нередко являются соперниками в борьбе за успех и продвижение по службе. В то же самое время эти люди, которые вместе с вами принадлежат к команде общего управляющего. Вот несколько принципов этики делового общения между коллегами: не требовать к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого, пытаться достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы, отвечать самому за свой отдел в отношениях между коллегами из других отделов, не относиться с предвзятостью к своим коллегам, не давать обещаний, которые не сможете выполнить, не преувеличивать свою значимость и деловые возможности, рассматривать коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей.

       
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

      Именно  в русле этического знания, развития этической науки сформировались ведущие этические традиции делового общения. Такие принципы общения, как «сдерживание себя», «благовейное отношение к делу», соблюдение правил нравственного поведения составили основу универсальных этических принципов делового общения. 

      Восточная этическая традиция подготовила основы гуманистического делового общения. Гуманистическая тенденция в западноевропейской этической мысли утверждала в деловом общении «человечность межличностных отношений, включающую в себя уважительное и ответственное отношение к деловому партнеру, осмотрительность в собственных притязаниях, внимание к запросам коллег по работе, подчиненных или начальства». Наряду с гуманистической тенденцией в западноевропейской этической мысли формировалась прагматично-утилитаристская тенденция, которая ориентировала деловые отношения на жесткий прагматизм, расчет, максимизацию выгоды любой ценой. Принцип макиавеллизма «цель оправдывает средства» стал основополагающим для экономических теорий конца XVIII – начала XIX века. В социологической концепции марксизма прагматично-утилитаристская модель «экономического человека» подвергается жесткой критике с социально-классовых и конкретно-исторических позиций.

      Для российской этической традиции более  характерно доминирование таких  этических принципов деловых  отношений, как солидарность, взаимопомощь, коллективизм, человечность и сострадательность, хотя в практике встречаются и проявления «делового макиавеллизма».  К сожалению, в современном российском бизнесе и предпринимательстве лучшие этические принципы межличностного общения, разработанные в российской мысли  конца XIX – начало ХХ века, оказались менее востребованными, чем в советский период.    

      Взаимодействие  общения и этики охватывает структурные, функциональные и другие стороны  этики как науки о морали, а  также общения – как сложного процесса установления и развития контактов  между людьми.

     Первым  существенным признаком делового общения является то, что в объективной реальности оно всегда включено в какую-либо совместную социально-значимую предметную деятельность людей и является формой организации этой деятельности. Вторым признаком общения является то, что его содержание определяется самим предметом общения: тем, чем непосредственно заняты субъекты общения. Третьим признаком является наличие взаимного психологического влияния деловых партнеров. Наряду с этими признаками деловому общению присуще и то, что оно служит способом приобретения и закрепления профессиональных навыков, знаний и умений. Другим важнейшим признаком делового общения является наличие в нем формально-ролевого принципа взаимодействия субъектов общения, который реализуется на основе распределения их должностных ролей и статусных функций.

     Деловое общение – это особый вид общения, который реализуется в совместной профессионально-предметной деятельности людей и содержание которого определяется социально значимым предметом общения, взаимным психологическим влиянием субъектов общения и формально-ролевым принципом их взаимодействия.  

     В зависимости от содержания выделяются основные виды делового общения: деятельностное, когнитивное, мотивационное, материальное, духовное, регулятивное.

     Важнейшим структурным компонентом делового общения является цель общения, которая характеризует направленность действий деловых партнеров на решение какой-либо социально-значимой проблемы. По целям и типам психологического воздействия принято различать следующие виды делового общения: эмоциональное, информационное, убеждающее, конвенциональное, суггестивное, императивное, манипулятивное и партнерское.

     К структурным компонентам делового общения относятся и средства общения – знаковые и символические  системы деловой коммуникации, обеспечивающие передачу, обмен и переработку информации, поступающей от деловых партнеров. Различают невербальные и вербальные, паралингвистические и экстралингвистические средства деловой коммуникации. Кроме профессионального языка в деловой коммуникации может присутствовать разговорная лексика, речевые шаблоны, метафоры. Они выполняют целевую коммуникативную функцию в возникающих диалогах, беседах деловых партнеров.

     Форма делового общения характеризует  способ реализации коммуникативного процесса делового общения. В зависимости от этого деловое общение может проявляться в различных формах: деловые беседы, деловые встречи, публичные выступления, собрания, пресс-конференции,  деловые завтраки, обеды, ужины, фуршеты, собеседования общение через средства массовой коммуникации                      

      Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между организацией и социальной средой, между организациями, внутри одной организации – между руководителем, между людьми одного статуса. В основе этики делового общения должна быть координация интересов, а по возможности и их гармонизация. Золотое правило этики общения: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам» применимо и к деловому общению, но по отношению к отдельным его видам: «сверху-вниз» (руководитель-подчиненный), «снизу-вверх» (подчиненный-руководитель), «по горизонтали» (сотрудник-сотрудник) требует конкретизации.  
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

      1. Аминов И.И. Психология делового общения. –А. 62 м.: Омега –Л, 2005. - 304 с.

     2. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник/Под ред. А.Я. Кибанова. -2-е изд., исправ. и доп. –М.: ИНФРА –М, 2010. – 424 с.

     3. Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред. В.Н.Лавриненко.-5-е изд., перераб. и доп. -М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 415 с.

     4. Социальная психология и этика делового общения: Учеб. Пособие для вузов/ В.Ю.Дорошенко, Л.И. Зотова, Н.А.Нартов и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко.-М: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. -160 с.

      5. Титова Л.Г. Деловое общение: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления/Л.Г. Титова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 271 с.

     6. Чернышова Л.И. Деловое общение: учеб. Пособие для студентов вузов/ Л.И. Чернышова. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 415 с.

Информация о работе Этика делового общения