Этика и философия самураев

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:31, реферат

Описание работы

Человеческая жизнь изменяется из тысячелетия в тысячелетие, из века в
век, изо дня в день. Меняется и форма управления обществом, и способы
производства необходимых ему вещей, и коммуникативные средства общения.
Единственной же неизменной вещью на протяжении существования человеческого
общества остается его психология: моральные нормы, этические принципы в
отношениях между людьми. Для рассмотрения данных отношений как нельзя лучше
подходит уникальнейшее сословие по сравнению со всеми другими,
существовавшими ранее. Это сословие самураев Японии.
Данная работа посвящена изучению специфики формирования и становления
идеологии самураев.
Целью данной работы является максимально полное и точное рассмотрение
идеологии самурайства, изучение её истоков, специфики и роли в истории и
культуре Японии.

Содержание

Введение 2
1. Бусидо - кодекс самураев. 5
1.1. Роль бусидо в жизни самурая. 5
1.2. Письменные источники кодекса самураев. 6
1.3. Основные требования бусидо. 7
1.4. Истоки кодекса самураев. 8
1.5.Основные принципы бусидо. 9
1.6. Второстепенные принципы самурайской этики. 11
1.7. Обратная сторона принципов бусидо 15
1.8. Роль личности в системе моральных приорий и её философские основы. 17
2. Харакири 19
3. Религиозные воззрения самураев 22
Заключение. 26
Список используемой литературы: 27

Работа содержит 1 файл

Этика и философия самураев.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

подготовке самураев. Решающая роль при фехтовании, стрельбе из лука, борьбе

без оружия,  плавании  и  т.  д.  отводилась  японцами  не  физическому,  а

духовному состоянию  человека. Психическая уравновешенность и самообладание,

выработанные  дзэн, являлись здесь превалирующими.

   Основным  методом (путем к познанию истины) в обучении  по  системе   дзэн

была медитация - созерцание в положении сидя, в совершенно  спокойной  позе

со скрещенными  ногами, без каких-либо мыслей. В  XIV—XVI вв.  дзэн  достигла

наивысшего  расцвета  и  стала  наиболее  влиятельной  буддийской   сектой,

поддерживаемой  правительством  сёгунов.  В  то  время  дзэн-буддизм  оказал

значительное  воздействие на развитие всех областей  культуры  Японии.  Само

собой  разумеется,  что  в  первую  очередь  эту  культуру  воспринял   сам

господствующий  класс средневековой Японии, в  том числе и сословие самураев,

которое пользовалось культурными ценностями, создаваемыми в стране. Однако,

в связи с  развитием дзэн, самурайство несколько  изменило свои воззрения  на

жизнь и смерть, культуру и ее восприятие.

   Тем не  менее классические  положения   дзэн  идеалистического  плана   все

больше расходились  с  мировоззрением,  выработанным  самураями  на  основе

дзэновских «искусств». Развитие науки и связанной с  ней  военной  техники,

металлургии, горного  дела и т. п.  расширило  круг  интересов  самурайства.

Новинки вооружения и военного искусства  показывали,  что  одной  воли  для

сражения недостаточно, необходимы знания, основанные на книгах,  логическое

мышление, которое  не  может  рассматриваться  как  продукт  созерцания  по

системе дзэн, достаточное  для своего времени и  сословия  образование.  Все

это в какой-то мере меняло догмы дзэн в соответствии с духом эпохи.

   После  окончания периода междоусобных  войн  противоречия  между   дзэн  и

воспитанием воина  по системе дзэн стали еще заметнее. Самураи,  переставшие

участвовать в  военных действиях, получили больше  времени  для  образования

вообще. Многие буси в силу различных обстоятельств  оставляли свою профессию

и становились  учителями, художниками, поэтами.

   Несмотря  на то что подавляющее  большинство   самураев  были  преемниками

идей  дзэнсю,  имелись  и  такие  представители  сословия  воинов,  которые

следовали учениям  других сект буддизма. Прежде всего  это  нужно  сказать  о

секте «нитирэн», возникшей в середине XIII в. и проповедовавшей положение о

непременном превращении  через определенный срок  всех  существ  и  вещей  в

Будду, так как  он заключен во всем, будь то человек,  животное  или  какой-

либо неодушевленный предмет. Многие самураи, будучи сторонниками догм секты

«нитирэн», являлись ее членами, однако большинство  приверженцев  «нитирэн»

составляли все  же деклассированное самурайство  —  ронины,  крестьянство  и

другие эксплуатируемые  слои общества.

   Важное  место в религиозном мировоззрении  самураев занимал древний   культ

синто, который  мирно  сосуществовал  с  буддизмом.  Основной  чертой  этой

религии японцев  было почитание сил природы,  местных  божеств,  предков.  В

качестве одной  из трех главных синтоистских святынь  японцами рассматривался

священный меч - символ самурайства и душа японского  воина.

   Синто  требовало от самураев обязательного почитания  умерших  предков  и

поклонения душам  убитых в бою воинов, военачальников, обожествленных героев

и императоров. Самураи верили в божественную предопределенность  и  ставили

свою волю в  полную зависимость  от  воли  богов.  Синто,  являясь исконной

религией японцев, однако, редко присутствовал в  чистом виде  в  религиозной

жизни самураев.

   Буддизм,  проникший в середине VI в. в Японию, был более развитой  (при

этом—мировой) религией, нежели примитивный синтоизм. Поэтому он  был сразу

же принят правящими  кругами страны и использован  в  их  интересах.  Тем  не

менее  синтоистские  священнослужители  не  желали  отказываться  от  своих

привилегий  и  опирались  на  народные  массы,  продолжавшие   исповедовать

традиционную религию. Это заставило  буддийское  духовенство  и  правителей

древней Японии идти по пути сотрудничества двух религий,  что  со  временем

привело практически  к синкретизму синтоизма и  буддизма.

   Слияние  синто и  буддизма  отразилось  на  духовной  жизни  самурайства.

Нередко  японские  воины  перед  военными  походами  или  решающей   битвой

одновременно  поклонялись духам синто и  божествам  буддизма.  В  результате

подобного сосуществования  многие боги синто стали наделяться  особенностями

буддийских бодхисаттв, в то время как пантеон буддизма пополнялся принятыми

в него божествами синтоизма.

   Из догм  конфуцианства самураи  почерпнули  принципы  почитания  старших,

уважения господина  и верности ему. Но верность господину  могла  выражаться

не только в постоянном слежении ему, готовности в  любой  момент  пасть  за

него. Вассал проявлял свою верность так  же  тем,  что  следовал  за  своим

господином по пути смерти, выражавшемся  в  «самоубийстве  вслед»,  которое

стало к 14 веку распространенной формой исполнения долга.

   Таким  образом, религиозное  мировоззрение   самураев  слагалось  из  догм

буддизма и  конфуцианства, привнесенных  в  Японию  из  Китая,  и  элементов

верований и  обычаев местной, национальной религии  — синто, которая вошла  с

ними в тесное соприкосновение.  Со  временем  элементы  этих  трех  религий

переплелись и  составили как бы  единое  целое.  Другие  большие  религии  и

религиозные течения  оказали на сословие воинов менее  существенное влияние. 

                                 Заключение. 
 

      Единственной  же  неизменной   вещью   на   протяжении   существования

человеческого общества остается его психология: моральные нормы,  этические

принципы в  отношениях между людьми. Одним из следствий образования сословия

воинов было оформление специфического мировоззрения  самураев  -  бусидо  -

неписаного кодекса  поведения самурая в обществе, представлявшего собой свод

правил и норм "истинного", "идеального"  воина.  Бусидо  является  основным

стержнем мировоззрения  самурайства.

      Самурайская мораль  сформировалась  в общих чертах  одновременно  с

системой сёгуната, однако основы её существовали задолго  до  этого  времени.

Нитобэ Инадзо выделял  в  качестве  основных  источников  бусидо  буддизм  и

синто, а также  учения  Конфуция  и  Мэн-цзы.  И  действительно,  буддизм  и

конфуцианство, пришедшие в Японию из Китая вместе  с  его  культурой,  имели

большой успех  у аристократии и быстро  распространились  среди  самурайства.

То, чего не  доставало  самураям  в  канонах  буддизма  и  конфуцианства,  в

изобилии давало воинам синто. При этом популярнейшей  сектой  буддизма  была

"дзен", монахи  которой внесли значительный  вклад в дело развития бусидо.

      Таким образом, на формирование  идеологии  самурайства,  очень   большое

воздействие оказали  их  религиозные  взгляды.  В  числе  главных  принципов

самурайской морали выделялись:  верность  господину;  вежливость;  мужество;

правдивость;  простоту  и  воздержанность;  презрение  к  личной  выгоде   и

деньгам.

Но все эти  принципы втекали из основной идеи  – идеи  отношения к смерти.

«Если у тебя есть два пути, то  выбирай  тот,  который  ведет  к  смерти»  –

гласит кодекс самураев.  И именно благодаря  этой приории  самураю  удавалось

саблюдать весь конгломерат ценностей.  Идеология самурайства,  прочно  легла

на менталитет нации и остается актуальной до сих  пор.

                       Список используемой литературы: 

1. Арутюнов С.  А. и Светлов Г. Е. Старые  новые  боги  Японии.  М.:  Наука,

   1968.

2. Арутюнов С.  А. Айны – Народы Восточной Азии. М.-Л.,1965.

3. Беднякова  О. «Япония сегодня». М., 1998 июнь.

4. Бедняк И.  Я. Япония в период перехода  к империализму.  М.:  издательство

   Восточной  литературы, 1962.

5. Большой японско-русский  словарь. Т. 2. М., 1970.

6. Воробьев М.  В. Япония в 3-7 вв.: Этнос, общество, культура и окружающий

   мир. М.: Наука, 1980.

7. Горегляд В.  Н. Философия Дзэн-буддизма. –  ААС, 1976, № 10.

8. Гальперин  А. Л. Некоторые вопросы   объединения  и  изоляции  Японии  при

   первых  Токугава. М.: издательство Восточной литературы, 1960.

9. Горо Хани. История японского народа. М.: И.  Л., 1957.

10. Жуков Е.  М. Японский милитаризм (Военно-историческое  исследование). М.:

   Наука, 1972.

11. Игнатович  А. Н. Буддизм в Японии:  Очерк   ранней  истории.  М.:  Наука,

   1987.

12. Иэнага Сабуро. История японской литературы. М., 1972.

13. Конрад Н.  И. Япония в период развитых  феодальных отношений (10-15 вв.).

   – История  стран Азии и Африки в средние  века. М., 1968.

14. Конрад Н.  И. Японский феодальный эпос 12-14 вв. – Японская  литература.

   От «Кодзики»  до Токутоми. М., 1974.

15.  Кожевников  В.  В.  Очерки  древней   истории   Японии.   Владивосток:

   издательство  Дальневосточного университета, 1998.

16. Сила-Новицкая  Т. Г. Культ императора в  Японии: мифы, история, доктрины,

   политика. М.:  Наука, 1990.

Информация о работе Этика и философия самураев