Этика экзистенциализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:52, реферат

Описание работы

В экзистенциализме собственно философские проблемы неотделимы от этических и предполагают друг друга; мораль, по мнению сторонников этого течения, одновременно является и единственно возможной сферой проявления человеком своей «подлинности», и средством выявления действительных онтологических структур «подлинного» бытия.

Работа содержит 1 файл

Этика экзистенциализма.docx

— 18.34 Кб (Скачать)

Этика экзистенциализма

В экзистенциализме собственно философские проблемы неотделимы от этических и предполагают друг друга; мораль, по мнению сторонников  этого течения, одновременно является и единственно возможной сферой проявления человеком своей «подлинности», и средством выявления действительных онтологических структур «подлинного» бытия.

Специфика экзистенциализма как этической концепции заключается прежде всего в претензии на принципиально новое понимание человека и его места в мире, смысла и значения человеческого существования. Главным для экзистенциализма является вопрос о том, как человек может отстоять свою индивидуальность, своё «я» в условиях монополизации и бюрократизации общественной жизни, о возможности выхода за рамки стандартизированной жизни и выполнения навязанных ролей, не выражающих его индивидуальных интересов и стремлений. Согласно представлениям экзистенциалистов, человек является хозяином своей собственной судьбы лишь тогда, когда его действия носят непосредственно импульсивный характер. По замыслу эта точка зрения призвана изменить положение человека в современном буржуазном обществе, превратить его из существа, которым «действуют» в единственного творца своего бытия.

По теории экзистенциализма, чтобы встать на путь свободного, подлинно человеческого бытия, человеку достаточно, не меняя внешних условий, изменить лишь внутреннюю установку сознания с таким расчётом, чтобы его  бытие выступило перед ним  как его собственное творение. Нравственность в этом смысле перестаёт  быть поведением, отличным от безнравственного. Она превращается всего лишь в особую форму умонастроения, освоения в сознании человеком своего места и значения в мире.

Этика неопротестантизма представлена таким течением как неоортодоксия (Барт, Бруннер, Тиллих). Радикальный пересмотр традиционного христианства, иррационалистическая ориентация, использование идей экзистенционализма. Главные установки: абсурдность мира, трагизм человеческого существования, разорванного на две части, что определяет две моральные ориентации; неискоренимая греховность человеческой природы, определяющая постоянное чувство вины; подлинная мораль рационально невыразима и нереализуема в мирской жизни – приоритет веры над делами; Абсолютная противопоставленность бога и человека.

Экзистенциализм как  яркое проявление нонкомформизма явился своеобразной реакцией на духовный кризис, вызванный войнами и страданиями. В ситуации безнадежности и душевной растерянности призыв экзистенциалистов к человеческой подлинности, к чувству человеческого достоинства оказался источником мужества и нравственной стойкости. Экзистенциалистски настроенная личность противопоставляла личное решение, волевой акт уверткам трусливого разума. Именно поэтому экзистенциализм нельзя назвать академической доктриной. Его основная тема - человеческое существование, судьба личности в современном мире, вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни, близкая любому художнику, писателю, поэту, с одной стороны, делает это направление популярным среди художественной интеллигенции (Э. Хемингуэй, С. Беккет, А. Сент-Экзюпери), а с другой - побуждает самих экзистенциалистов обращаться к языку искусства (Ж.П.Сартр, А.Камю, Г.Марсель).  

Экзистенциализм тесно  соприкасается с религиозным  восприятием мира, причем это в  равной степени относится как  к религиозному направлению экзистенциализма (К.Ясперс, Г.Марсель, Н.Бердяев, Л.Шестов), так и к атеистическому (М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр, АКамю, М.Мерло-Понти), поскольку важный мотив экзистенциалистского творчества - признание того, что бог умер ("из жалости к человеку", как часто цитируют Ф.Ницше), сопровождается утверждением невозможности и абсурдности жизни без бога.  

Истоки экзистенциализма содержатся в учении датского мыслителя XIX в. Серена Кьеркегора, который ввел понятие экзистенции как осознания внутреннего бытия человека в мире. Поскольку предметное внешнее бытие выражает собой неподлинное существование, обретение экзистенции предполагает решающий экзистенциальный выбор, посредством которого человек переходит от созерцательно-чувственного бытия, детерминированного внешними факторами среды, к единственному и неповторимому самому себе.  

В XX в. экзистенциализм  взрос на почве пессимистического  взгляда на технический, научный  и нравственный прогресс, обернувшийся кошмаром мировых войн и тоталитарных режимов. Война с фашизмом стала  эпохой расцвета экзистенциализма. В  своей основе экзистенциализм - это  нонконформизм, призывающий личность делать выбор в сторону истинных человеческих ценностей. .  

Экзистенциализм как  целостное учение строится на принципиально  новом понятии такой категории, как бытие. Экзистенциалисты стремятся  понять бытие как нечто непосредственное и преодолеть интеллектуализм как традиционной рационалистической философии, так и науки, предполагающей опосредование - этот основной принцип мышления. Бытие, согласно экзистенциалистам, не есть ни эмпирическая реальность, данная нам во внешнем восприятии, ни та система связей, которая конструируется научным мышлением, ни мир умопостигаемых сущностей, познание которого составляло задачу классического рационализма.  

Экзистенциализм рассматривает  бытие как некую изначальную  непосредственную, нерасчлененную целостность  субъекта и объекта; познаваемое  и познающее в их целостности  должны совпасть, и бытие может  быть постигнуто только через самое  себя. При этом в качестве изначального и подлинного бытия выступает  переживание субъектом своего "бытия - в - мире". Таким образом, бытие  здесь дано непосредственно, в виде собственного бытия -существования, то есть экзистенции. Для описания структуры экзистенции экзистенциалистами был использован феноменологический метод Э.Гуссерля -в качестве структуры сознания выделялась его направленность на другое, интенциональность.   

Социальный смысл  учения об экзистенции и трансценденции раскрывается в экзистенциалистских концепциях личности и свободы. Личность, как ее видят экзистенциалисты, является самоцелью, а коллектив при этом выступает лишь как средство, обеспечивающее возможность материального существования составляющих его индивидов (поскольку развитая экономика предполагает объединение коллективных усилий). А общество в целом призвано обеспечивать возможность свободного духовного развития каждой личности, гарантируя ей правовой порядок, ограждающий личность от посягательств на ее свободу. Но роль общества, по мнению экзистенциалистов, остается, в сущности, отрицательной: свобода, которую оно может предоставить индивиду, является лишь частным ее проявлением -свобода экономическая, политическая и т. д. Подлинная же свобода начинается по ту сторону социальной сферы, в мире духовной жизни личности, где индивиды сталкиваются не как производители материальных благ и не как субъекты правовых отношений, а как экзистенции. Общество таким образом лишь ограничивает личность. Экзистенциализм перемещает центр тяжести с родового, общественного на единичного человека.   

Информация о работе Этика экзистенциализма