Этика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:50, реферат

Описание работы

Все эти три философа учили по-разному и жили, соответственно, по-разному. И мне кажется, что они жили так, – как учили. Кант – педантично и строго, Шопенгауэр – «житейской мудрости», а Ницше – страстно, разрушая устаревшее и отжившее свой век.
Но в тоже время, жизнь великого учёного, философа, сильно отличается от жизни обыкновенных людей. Ведь философия неизбежно оставляет отпечаток на личности, приобщает его к высочайшим вершинам человеческой культуры, одухотворяет. С другой стороны, великие философы Кант, Шопенгауэр и Ницше, в силу этой своей элитарности гениев не могут быть поставлены на одну доску с обыкновенными людьми.

Работа содержит 1 файл

Этика..docx

— 32.84 Кб (Скачать)

        Эта ответственность осуществляется в этике сострадания, когда причинивший другому боль в свою очередь претерпевает ту же меру боли. Перед лицом вечного правосудия мучитель и мучимый – одно. Поэтому Шопенгауэр отвергает понятие абсолютного добра как противоречивое, как постоянно временное, оставляя в качестве его признака самоуничтожение и самоотрицание воли.

         Это состояние возникает из непосредственного интуитивного знания, которое нельзя отрефлектировать и даже сообщать; оно находит единственно адекватное выражение в поступках, в деяниях, в жизненном поприще человека. Этика сострадания – это познание чужого страдания, понятого непосредственно из собственного и к нему приравненного; «когда каждый при соприкосновении с любым существом способен сказать себе: Это ты!». Этика сострадания требует соблюдения моральной границы между справедливостью и несправедливостью, правом и неправдой; доброту и человеколюбие Шопенгауэр противопоставляет злу и злобе. Выражение этики сострадания Шопенгауэр видит также в чистой несвоекорыстной любви к другим. Только для того, кто творит дела любви, покров Майи становится прозрачным. И, наконец, высший предел самоотречения воли в этике сострадания выражается в аскетизме, полностью отвращающемся от воли к жизни (это обуздание пола как наиболее мощного зова к жизни; бедность; умерщвление тела; отказ от любого хотения). Шопенгауэр апеллирует к буддистским мифологии и культам, усматривая в нирване высший уровень совершенства.

 

 

 

 

3. Фридрих Ницше

 

Жизнь Ницше - воплощение самой  его философии во всей ее суровой  величественности и трагичности. Не зная первую, трудно понять вторую. И  не поняв вторую, невозможно постичь  то исключительно сильное воздействие, которое оказало учение Ницше  на уходящий ХХ век.

Немецкий философ Фридрих  Ницше родился 15 октября 1844г. в день рождения прусского короля. Он был  серьезным уравновешенным мальчиком. Несмотря на молодые годы, совесть  его была чрезвычайно требовательной и боязливой. Страдая от малейшего  выговора, он не раз хотел заняться самоисправлением. Мальчик знал, что  среди товарищей пользуется престижем. "Когда умеешь владеть собой  поучал он важно сестру, то начинаешь  владеть всем миром".

Он был горд и твердо веровал в благородство своего рода. Им владел тиранический инстинкт творчества. В 12 дней написал историю своего детства. Фр. Ницше хотел поступить  в Пфорта. Ему дали стипендию,  и он покинул свою семью в 1858 г. Он редко принимал участие в играх, так как не любил сходиться  с незнакомыми ему людьми. С  раннего детства у него было инстинктивное  влечение к письменной речи, к видимой  мысли.

Душа его всегда обладала способностью быстро привязываться  к месту и жилищу, в равной степени  она дорожит воспоминанием о  счастливых минутах и о меланхолических  настроениях.

      В 1862 г. Ницше покидает Наумбург и отправляется в боннский университет. Жизнь послала ему самое горькое одиночество - одиночество побежденного. Не он сам покинул студенческую среду его попросили удалиться. Ницше был слишком поэтом и слишком аристократом для того, чтобы интересоваться политикой масс.

      Он решает кончать университет в Лейпциге. Прусская армия в 1867 г. зачислила его в артиллерийский полк, квартировавший в Наумбурге.

      В октябре он переезжает в Лейпциг. Вскоре он открывает себе нового гения - Рихарда Вагнера.

      В 24 года, не имея научной степени, получил кафедру профессора базельского университета. Ежедневные занятия, непрестанная сосредоточенность мысли на определенных научных вопросах отрицательно действует на остроту восприятия ума и в корне кладут свой отпечаток на философское понимание вещей.

      В 1869 г. после поездки по Германии Ницше начинает жить между Базилем и Трибшеном, где живет Вагнер.

С 1876 г. и всю жизнь страдал  тяжелейшими головными болями, они  истощали его. 200 дней в году проходили  в жутких мучениях. Но это не было невропатологией, как принято считать.

Его "Утренняя заря" (1881), написанная в состоянии невообразимых  физических страданий, свидетельствует  о зрелом уме. Произведения Ницше  большей частью написаны в форме  коротких фрагментов, афоризмов. Эта  форма была единственно возможной  в подобном состоянии.

      В ноябре 1888 г., уже одержимый безумием, Ницше пытался написать историю своей жизни. У Ницше нет Бога, нет отца, нет веры, нет друзей; он намеренно лишил себя всякой поддержки, но все- таки не согнулся под тяжестью жизни. Страдания воспитывают его волю и оплодотворяют его мысли. Погибший интеллект спасти было нельзя.

      Фридрих Ницше умер в Веймаре, 25 августа 1900 г.

      Этика Ницше тесно связана с его психологией, со всей его жизнью. На первый взгляд мы видим прославление зла, силы, жестокости.

Человек имеет цель внутри себя; его цель - это жизнь. Вот  эта идея абсолютной ценности человеческой жизни по существу явилась тем  лозунгом, который объединяет все  творчество Ницше. С этим лозунгом связан и ницшеанский идеал человека - Сверхчеловек. Этот идеал, по замыслу  Ницше может быть реализован лишь при условии, если человечество возвратится  к истокам своей истории, когда  бал жизни будут править люди высшей расы - "хозяева", люди, представляющие собой совершенство прежде всего  в биологическом отношении. Они  не будут отягощены ни бытовыми, ни социальными, ни религиозными ограничениями  и предрассудками и потому будут  абсолютно свободны.

      Биологически обусловленным, считает Ницше, является все, что в человеческом общежитии считается добром, что составляет для людей ценность, включая и ценность моральную. Соответственно, нет и быть не может объективно обусловленной морали. Каждый имеет такую мораль, которая в наибольшей мере соответствует требованиям его жизни: мораль одного оправдывает все, к чему он стремится; мораль другого делает его умиротворенным; мораль третьего призывает к мщению врагам и т.д. Люди даже могут не осознавать, каков на самом деле источник их моральных убеждений и представлений, но это не меняет дела. Всяк имеет тот тип морали, который больше всего соответствует его природе.

Наиболее существенное различие между людьми, по мнению Ницше, состоит  в том, что некоторые из них  от природы слабы, другие сильны опять-таки по  природе. Соответственно различается  и их мораль. Сильные ("хозяева", по терминологии Ницше) ценят личное достоинство, решительность, настойчивость, самоуверенность, несгибаемую волю и неистощимую энергию в достижении поставленной цели. Слабые ("рабы" по той же терминологии) ценят то, что в большей мере выражается в их слабости - сострадательность, мягкосердечие, альтруизм, и рассудительность и т.п.

      Некогда хозяева господствовали в жизни. У них была своя мораль, свои понятия и представления о добре и зле. Но со временем их одолели рабы, но победили они не силой, а числом. Добром стало признаваться то, что в большей мере соответствует их интересам; мягкосердечие, любовь к ближнему, покорность, доброта - все эти и им подобные качества возвышены до уровня добродетели. В эпоху после восстания рабов господствующей стало и продолжает оставаться рабская мораль.

      В оценке господствующей морали Ницше хотел занять беспристрастную, научно обоснованную, натуралистическую поэзию. Он отмечал, что все идет так, как и должно идти в условиях, когда рабы приемлют мораль рабов. Одно тут плохо: даже хозяева начинают подчиняться этой морали. Если попытаться суммировать различные разрозненные оценки, данные Ницше господствующей морали, то, вероятность их можно свести к некоторому общему знаменателю и выразить в виде следующих трех претензий. Господствующая мораль, по мнению Ницше, своим основанием имеет предположение, во-первых, о всеобщем равенстве; во-вторых, о свободе - каждый должен быть свободен в той мере, в какой он не посягает на свободу других; в-третьих, об абсолютности моральной ценности, которая не требует никаких доказательств, поскольку она не средство, а цель.

      Основанная на этих предположениях мораль вполне закономерно включает в себя принципы справедливости, альтруизма или любви к ближнему, сострадания, милосердия, превосходства духовных ценностей над материальными, преимущество общественного блага перед личным и т.п. Кроме всего прочего, господствующая мораль, считает Ницше, базируется на ложной психологии, а это значит, она не почитает и не может почитать природных инстинктов, обрекая тем самым людей на следование принципам, несовместимым с их природой. Она говорит об альтруистических поступках, свободе воли, моральном порядке, но на деле ничего подобного нет и быть не может. Есть только ложь. Но наибольший вред господствующей морали состоит в том, что она культивирует посредственность и тем самым разрушает единственное ценное - жизнь.

С 1876 г. и всю жизнь страдал  тяжелейшими головными болями, они  истощали его. 200 дней в году проходили  в жутких мучениях. Но это не было невропатологией, как принято считать.

Его "Утренняя заря" (1881), написанная в состоянии невообразимых  физических страданий, свидетельствует  о зрелом уме. Произведения Ницше  большей частью написаны в форме  коротких фрагментов, афоризмов. Эта  форма была единственно возможной  в подобном состоянии.

      В ноябре 1888 г., уже одержимый безумием, Ницше пытался написать историю своей жизни.

 Жизнь других немецких  философов протекает в эпическом  спокойствии, их философия –  это как бы уютно-ремесленное  плетение однажды распутанной  нити, они будто философствуют  сидя, не напрягая свои члены,  и в их мыслительном акте  почти неощутимо повышенное кровяное  давление, лихорадка судьбы. Никогда  не вызовет Кант потрясающего  образа мыслителя, схваченного  вампиром мысли, образа духа, страждущего  от сурового принуждения к  творчеству и созиданию; и жизнь  Шопенгауэра после тридцатилетнего  возраста, после того, как был  создан «Мир как воля и представление», рисуется как уютная жизнь  отставного философа на пенсии  со всеми мелкими заботами  топтания на месте.

      Все ученики покинули его: немецкие филологи объявили его "человеком, умершим для науки". Одиннадцать лет спустя, когда Ницше не стало (1900 г.), он был знаменит.

 

 

 

4. Заключение

 

 

Все эти три философа учили по-разному и жили, соответственно, по-разному. И мне кажется, что  они жили так, – как учили. Кант – педантично и строго, Шопенгауэр – «житейской мудрости», а Ницше  – страстно, разрушая устаревшее и  отжившее свой век.

Но в тоже время, жизнь  великого учёного, философа, сильно отличается от жизни обыкновенных людей. Ведь философия  неизбежно оставляет отпечаток  на личности, приобщает его к высочайшим вершинам человеческой культуры, одухотворяет. С другой стороны, великие философы Кант, Шопенгауэр и Ницше, в силу этой своей элитарности гениев не могут быть поставлены на одну доску  с обыкновенными людьми. Например, они не были женаты, а супружество, супружеская жизнь – удел большинства  людей. И ещё, мне кажется, что  философ, разрабатывая свою этику, во многом идеализирует людей, приписывая им гораздо  более высокие помыслы и устремления, чем это есть на самом деле, тем  самым заранее обрекая на провал возможность того, что все люди будут придерживаться, следовать  его этической программе. В этом отношении я считаю, что концепция  «разумного эгоизма» является наиболее реалистичной. Но разве можно сравнивать её с возвышенным пафосом этики  Канта, самоотрицанием Шопенгауэра  или переоценкой всех ценностей  Ницше.

Отвлекаясь от темы этой работы, мне хочется сделать вывод: есть этика и мораль для «хозяев» (только в очень широком смысле, а не в терминологии Ницше) и есть этика и мораль для других людей, мораль последних есть гораздо более  низкий уровень духовности.

Философ, погружённый в  философию, а не занимающийся ей как  неким «хобби», всегда будет жить в полном соответствии с тем, как  он учит жить других людей.

Однако, однозначно нельзя ответить на  поставленный вопрос. Здесь  мы выходим на проблему существенного  отличия человека науки от большинства  людей, их образа жизни. К тому же, я  считаю, не хватало автобиографического  материала рассмотренных философов, в частности, о Шопенгауэре. И, несомненно, что этот вопрос требует обсуждения, например, на семинарском занятии.

 

 

 

5. Список литературы

 

  1. Библер В. С. «Кант – Галилей – Кант».1991
  2. Гришинин Д. М. «И. Кант – учёный, философ, гуманист». 1984
  3. «Артур Шопенгауэр как философ и моралист». 1991
  4. «О свободе человеческой воли». 1991
  5. Галеви Д. «Жизнь Ф. Ницше». 1991
  6. Цвейг С. «Борьба с демоном: Гельдерин, Клейст, Ницше». 1992
  7. Шопенгауэр А. «Мир как воля и представление».
  8. Шопенгауэр А. «Две основные проблемы этики; Афоризмы житейской мудрости».
  9. Ницше Ф. «Так говорил Заратустра».1990

10.

Ницше Ф. «По ту сторону  добра и зла. К генеалогии морали».1992

11. Зеленкова И. Л. «Основы этики».1998

12. Гусейнов А. А., Иррлитц Г. «Краткая история этики». 1987

13. Гусейнов А. А. «Введение в этику». 1985

14. Шрейдер Ю. А. «Этика: введение в предмет». 1998


Информация о работе Этика