Этикет как фактор устранения барьеров

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 16:15, реферат

Описание работы

Применительно к коллегам-управляющим следует иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками из других подразделений — дело весьма непростое. Особенно если речь идет об общении и отношениях внутри одного предприятия. В этом случае они нередко являются соперниками в борьбе за успех и продвижение по службе.

Работа содержит 1 файл

Вежливость_с_коллегами.doc

— 53.00 Кб (Скачать)

    Вежливость  с коллегами 

    В широком смысле этика - это кодекс, свод правил общения людей, выработанный многими поколениями. Существует и  такое понятие, как этика производственных отношений - правила и нормы, а  иногда традиции, которых следует  придерживаться, встречаясь ежедневно с коллегами на работе и проводя вместе немало времени.

    Общение «по горизонтали» — это общение  между коллегами (руководителями «по  горизонтали», рядовыми членами группы).

    Общий этический принцип общения «по  горизонтали» можно сформулировать следующим образом: В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как Вы хотели бы, чтобы он относился к Вам. Если Вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место Вашего коллеги.

    Применительно к коллегам-управляющим следует иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками из других подразделений — дело весьма непростое. Особенно если речь идет об общении и отношениях внутри одного предприятия. В этом случае они нередко являются соперниками в борьбе за успех и продвижение по службе. В то же самое время это люди, которые вместе с Вами принадлежат к команде общего управляющего."

    Существует  несколько принципов этики делового общения между коллегами.

    1. Не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого.

    2. Попытайтесь достичь четкого  разделения прав и ответственности  в выполнении общей работы.

    3. Если круг Ваших обязанностей  пересекается с Вашими коллегами,  это весьма опасная ситуация. Если управляющий не разграничивает Ваши обязанности и ответственность от других, попытайтесь сделать это сами.

    4. В отношениях между коллегами  из других отделов Вам следует  отвечать самому за свой отдел,  а не сваливать вину на своих  подчиненных.

    5. Если Вас просят временно перевести  в другой отдел Вашего сотрудника, не посылайте туда недобросовестных  и неквалифицированных — ведь  по нему там будут судить  о Вас и о Вашем отделе  в целом. Помните, может случиться,  что с Вами поступят таким  же безнравственным образом.

    6. Не, относитесь с предвзятостью  к своим коллегам. Насколько возможно  отбрасывайте предрассудки и  сплетни в общении с ними.

    7. Называйте своих собеседников  по имени и старайтесь делать  это почаще.

    8. Улыбайтесь, будьте дружелюбны и используйте все многообразие приемов и средств, чтобы показать доброе отношение к собеседнику. Помните — что посеешь, то и пожнешь.

    9. Не давайте обещаний, которые  Вы не сможете выполнить. Не  преувеличивайте свою значимость  и деловых возможностей. Если они не оправдаются, Вам будет неудобно, даже если на это были объективные причины.  

    10. Не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать  о личных делах, а тем более  проблемах. 

    11. Старайтесь слушать не себя, а  другого. 

    12. Не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем Вы есть на самом деле. Рано или поздно все равно все выплывет наружу и встанет на свои места.

    13. Посылайте импульсы ваших симпатий  — словом, взглядом, жестом дайте  участнику общения понять, что  он вас интересует. Улыбайтесь, смотрите прямо в глаза.

    14. Рассматривайте Вашего коллегу  как личность, которую следует  уважать саму по себе, а не  как средство для достижения  Ваших собственных целей. 

    Полезные  советы

  • Перечисленные ниже правила научат окружающих по-новому относиться к Вам:
  • перестаньте ожидать оскорблений отовсюду;
  • выработайте для себя свод правил, которого вы будете спокойно придерживаться;
  • постарайтесь при любой возможности реагировать не словами, а поступками;
  • вы сами виноваты в установлении определенного порядка общени я. если он вам не нравиться, измените его;
  • постарайтесь очистить свой словарь от разнообразных жалоб;
  • перестаньте надеяться, что все улучшится само по себе;
  • научитись идти на риск;
  • применяйти настойчивость повсюду;
  • перестаньте использовать фразы, которые позволяют окружающим закрепощать вас;
  • не позволяйте другим чувствовать вину за свою настойчивость;
  • научите других тому, что у вас имеется право на личное время;
  • обучая других (как с вами надо вести) постарайтесь не злиться;
  • научитесь говорить «нет»;"

Вежливость  действительно дает много и ровно  ничего не стоит. Ее можно даже назвать  изящным искусством, потому что вежливость не только полезна, но и доставляет столько удовольствия, что ее вполне можно поставить в ряд искусств, возвышающих душу человека.Вежливость это не только и не столько свод правил этикета, сколько открытая доброжелательность по отношению ко всем другим людям, с которыми нам приходится встречаться на работе, в доме, в общественных местах. Часто, например, с коллегами или знакомыми, вежливость может перейти даже в дружбу, но даже в отношении к незнгакомым людям органическая благожелательность - обязательная основа истиной вежливости.  

    Общеизвестно, что подлинная культура поведения - там, где поступки человека во всех ситуациях, их содержание и внешнее проявление вытекают из принципов морали и соответствуют им.Говорить о всех проявлениях вежливости нет смысла – каждый прекрасно понимает, что допустимо, что нет, и как проявляется это качество в повседневных отношениях. Это, в первую очередь, внимательное отношение к другим людям, к проявлению их чувств, к их мнению.

    Когда бы ни начинался рабочий день, исходным началом его всегда остается домашняя обстановка: ваше настроение, самочувствие во многом определяются тем, как вы отдохнули, каковы отношения в семье и т. д.

    Улыбка  и утреннее приветствие оказываются  сильным стимулятором хорошего настроения для обоих супругов. Но настроение может испортиться позже - в дороге, в городском транспорте. Теснота  в автобусах, трамваях и троллейбусах, особенно в часы пик, - повод для раздражения, а значит, и падения настроения. Можно ли сохранить хорошее настроение и в таких условиях? Можно. Вспомните, чему вас учили еще ребенком: толкнул кого-то - извинись первым. Любая зарождающаяся ссора может быть погашена шуткой, улыбкой. Последуйте совету: научитесь управлять своим поведением в любых условиях. Будьте приветливыми, вежливыми. Улыбайтесь людям. Стремитесь поддерживать хорошее настроение и у себя, и у окружающих.

    Женщина на работе не перестает быть женщиной. Воспитанный мужчина и на службе пропустит женщину вперед, придержит перед ней дверь, исключит в ее присутствии употребление острых выражений и грубых слов, встанет, если женщина стоит, для того, чтобы подать ей прикурить. Но проявления вежливости не должны мешать основному ходу работы. Мужчине можно не отрываться от дела для того, чтобы подать женщине пальто, когда она уходит. Но нельзя не помочь ей одеться, если вы вместе оказались в гардеробе.

    В то же время женщина не должна обижаться, если вежливость мужчины - товарища по работе будет носить несколько "сокращенный" характер. Если обычно мужчина встает, когда к нему обращается стоящая рядом женщина, то в рабочих условиях он может этого не делать.

    Мужчинам  не следует забывать, что женщина и на работе заслуживает такого же внимания, как и в другой обстановке. Женщинам - не злоупотреблять преимуществом прекрасного пола в условиях работы. Особенно хочется предостеречь от аргументирования слезами служебных разногласий.

    Не  мешает напомнить, что рабочий стол не украшают стоящие на виду дамские сумочки, сетки, шляпы, пудреницы. Лучше найти для них другое место.

    Поднимая  телефонную трубку, не допытывайтесь: "Кто говорит?" Это может  сделать только секретарь и то в форме более вежливой, например: "Можно узнать, кто спрашивает?" (подробнее о телефонных разговорах см. Телефон). Однако, относительно телефонных разговоров на работе нелишне заметить: как можно меньше и реже ведите частные беседы со служебного телефона, а уж если придется, то делайте это вполголоса и в наиболее сокращенной форме. Нет необходимости отвлекать сослуживцев своими заботами по поводу утерянного ключа или встречи с портнихой.

    В отдельных рабочих коллективах  укрепилась традиция отмечать дни рождения сотрудников. Традиция сама по себе хорошая, но чем меньший размах принимает  торжество, тем лучше. В складчине  для покупки подарка не обязаны  участвовать все члены коллектива. Участвует только тот, кто этого хочет. В данном случае недопустимо какое-либо принуждение. Поздравляя, можно сказать: "Подарок от Александра Макеева и меня".

    Принимая  поздравления, именинник встает. В  ответ на поздравления можно предложить скромное угощение: кофе, пирожное, бутерброды.

    Не  угощайте слишком широко. В рабочей  обстановке это неуместно и к  тому же как бы обязывает к подобному  следующего именинника. Как раз такие  вещи иногда превращают хорошую традицию в бедствие.

    Если  в подарок получены сладости, ими следует угостить товарищей. Можно унести коробку с собой только в том случае, если именинник оказался предусмотрительным и принес конфеты из дома. Полученные в подарок цветы следует унести домой.

    День  рождения руководителя отмечают в зависимости от сложившейся в данном учреждении традиции. Самая подходящая форма поздравления руководителя - поставить цветы на его письменный стол. Если же сотрудники непременно хотят преподнести подарок, то лучше всего выглядят "нейтральные" и недорогие вещи, например, сладости (если их любят), редкие фрукты, пепельница или другие мелочи для письменного стола, альбом, книги. В небольших, сжившихся коллективах можно практиковать и такие подарки, как бумажник, портфель, перчатки.

    Посетитель, входящий в комнату учреждения, не должен стучать в дверь - это только отвлекает и нервирует занятых делом людей. Обычно на стук в дверь официального помещения не бывает отрицательного ответа.

    В дверь кабинета руководителя, если у него нет секретаря, тоже можно  не стучать. В случае, когда руководитель выразил пожелание, чтобы сотрудники не входили к нему без стука, следует соблюдать это правило.

    Собрания, совещания - вещь полезная, если их участники  не отнимают у других времени выступлениями  не по существу. На узком собрании, где нет посторонних лиц, можно, обращаясь к товарищу по работе, назвать его по имени и на "ты" (естественно, только в том случае, если вы в дружеских отношениях).

    Во  время совещания или собрания не следует украдкой зевать или сосать конфеты. Мужчины снимают пиджаки только тогда, когда это сделал председательствующий. Можно обменяться несколькими словами с сидящим рядом товарищем, но не вести при этом продолжительных дискуссий.

    В ином рабочем коллективе такие неприятные явления, как интриги и сплетни, если они не встречают решительного осуждения, способны превратиться в настоящее бедствие. Сообщение непрошеного доброжелателя о том, что кто-то дурно о вас говорил, лучше всего прервать в самом начале: "Мне это неинтересно". Встретив подобный отпор, интриганы обычно тоже теряют интерес к начатому предприятию. Культурный человек также не обсуждает проблем чужих семейных неурядиц, источников дохода, внешнего вида или беспорядка в квартире, отмеченного во время случайного визита.

    Не  пользуются общей симпатией и любители всякий раз по любому поводу высказывать свое мнение. Реплика вроде "Ты безвкусно подобрал себе галстук" меньше всего говорит о доброжелательности или стремлении помочь, скорее всего в ней сквозит откровенная мысль: "У тебя нет вкуса, а у меня он есть, и я хочу тебе об этом сказать".

    Всякие  замечания, настойчивые вопросы, громкие  суждения об одежде, семейном положении, прическе, фигуре, спутнике (спутнице), семейных отношениях, покупках, квартире, дырке в носках крайне бестактны.

    Кроме перечисленных выше явлений существуют некоторые особенности поведения или привычки, часто способные серьезно мешать спокойной, продуктивной работе.

    Ваш коллега много курит. В таком  случае он не должен возражать против частого проветривания помещения. Или лучше следить за этим самому. Курящие имеют право на существование, но и некурящие - тоже.

Информация о работе Этикет как фактор устранения барьеров