Курс лекций по "Этике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:53, курс лекций

Описание работы

Слово этикет - французского происхождения, «еtiquette» в переводе означает ярлык, этикетка и церемониал, то есть порядок проведения определенной церемонии.
Нормы этикета носят согласительный характер, они как бы предполагают соглашение о том, что считать принятым в поведении людей, а что - не принятым.

Работа содержит 1 файл

Семинар по этике.docx

— 78.97 Кб (Скачать)

Семинар по этике

  1. Этикет приветствий и представлений.

Слово этикет - французского происхождения, «еtiquette» в переводе означает ярлык, этикетка и церемониал, то есть порядок проведения определенной церемонии.

Нормы этикета носят согласительный характер, они как бы предполагают соглашение о том, что считать  принятым в поведении людей, а  что - не принятым. В связи с этим наблюдается необычайная пестрота правил этикета у различных народов, определяемая особыми условиями  их исторического развития.

Этикет есть форма общественного  контроля за поведением каждого человека, и нарушение этикета вызывает те или иные санкции.  Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные правила этикета, но и понимать необходимость определенных норм взаимоотношений. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие взаимоотношения.

Следует помнить, что наша ответственность  за собственное поведение усиливается  при широком и активном развитии международных контактов. В этой ситуации на нас смотрят как на представителей страны и ее народа, и по нашим поступкам очень  часто судят о них. Поэтому  необходимо усвоить правила поведения, принятые во всех странах.

Приветствия. Порядок приветствий, варианты приветствий. Этикетные нормы и правила при знакомстве и представлении. Порядок представлений. Основные ритуалы и церемонии при приветствии, знакомстве и представлении. Правила хорошего тона при встрече гостей.

Этикет  приветствий и представлений — совокупность правил первоначального межличностного взаимодействия, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

Одно из условий успеха — это  создание в глазах партнера образа уверенного в себе человека, умеющего вести себя в обществе, не вызывая  своими поступками недоумения и пренебрежительной  усмешки, не  ставя под сомнение ценности другой личности, не создавая ситуаций неловкости и двусмысленности.

Свод этикетных правил опирается  на основные качества этики взаимоотношений: вежливость, естественность, достоинство  и тактичность.

Этикет предусматривает определенные нормы, указывающие, когда и как  необходимо представлять и быть представленным.

При представлении следует исходить из двух основных принципов:

• четко произносить имя, фамилию  и другую информацию, которую вы намерены сообщить;

• использовать формы представления  в соответствии с ситуацией.

Четкость при произнесении имени  избавит от необходимости переспрашивать, а также убережет от досадных недоразумений, связанных с ошибками в дальнейшем. Следование второму принципу подразумевает, что в современном мире правила  знакомства и представления стали  более демократичными и допускают ряд вольностей.

Порядок представления.  Согласно строгим канонам этикета:

• младшие по возрасту представляются сначала старшим;

• лица, занимающие более низкую ступень  в общественном положении, представляются тем, кто находится выше их в социальной иерархии;

• мужчина представляется женщине  первым;

• один человек представляется группе (даже состоящей из двух лиц) первым;

• женщина не представляется сама.

При равенстве по одним условиям представления во внимание принимаются  другие. Например, при равном общественном положении более молодой человек  представляется более пожилому. Трудности  при представлении возникают  также, если неизвестен, например, социальный статус человека. Подобных ситуаций следует  избегать на официальных мероприятиях - там заранее должен быть известен список приглашенных. В иных же случаях  следует ориентироваться на те параметры, которые очевидны - пол или возраст представляемых. Современные правила этикета допускают самостоятельное представление женщины. Особенно на деловых встречах.

Если  вы представляете другого человека.

При представлении двух незнакомых людей друг другу их называют согласно порядку представления.

Так, представляя женщину мужчине, следует сказать, например: «Ирина Сергеевна, разрешите вам представить Ивана  Матвеевича».

При официальном представлении  необходимо назвать титулы и звания представляемых.

В неофициальной обстановке современный  этикет позволяет пользоваться более  простыми формулами без слов «разрешите или позвольте представить», а  также титулов и званий, например, «это Иван - наш гость».

Если вы представляете людей  одного возраста, статуса и пола, то сначала представляете менее  знакомого вам человека более  знакомому.

Существует односторонний порядок  представления. Так, оратора представляют аудитории. Односторонний порядок  представления используется вообще при представлении одного человека большой группе людей.

Представление в обществе.

 Если вы находитесь в обществе  знакомых лиц и к вам обратились  с предложением представить другое  лицо, прежде всего следует, если вы разговаривали с кем-то, извинившись, прервать беседу.

Мужчины обязательно встают, если они сидели, независимо от того, представляют им мужчину или женщину. Женщина  встает только в тех случаях, когда  она знакомится с более старшей по возрасту женщиной или весьма почтенным мужчиной. В остальных случаях достаточно улыбки и дружеского кивка.

После того, как люди представлены друг другу, они обмениваются словами приветствия и рукопожатием.

Рукопожатие при приветствии.

Рукопожатие - наиболее распространенное действие при приветствии. В наше время рукопожатие не является непременным  условием приветствия, хотя и используется очень часто.

При встрече мужчины и женщины  решение о рукопожатии принимает  женщина. И она же первая подает руку (согласно нормам некоторых европейских  стран, это может сделать и  мужчина). Если встречаются люди разного  возраста, инициатива рукопожатия исходит  от людей, старших по возрасту. При  представлении первым подает руку тот, кому представляют. Но в любом случае, если вам протягивают руку, нужно  ответить рукопожатием, а не оставлять  протянутую руку висеть в воздухе. В  противном случае вы можете нанести оскорбление.

Если, подойдя к группе, вы обменялись рукопожатием с одним человеком, то это следует сделать и с другими.

Объятия, поцелуи, целование руки при приветствии

Объятия и поцелуи при приветствии  в значительной степени зависят  от культурных традиций и норм, бытующих в различных странах. В Европе принята такая формы приветствия  как «щека к щеке», берущая  свое начала из ритуала приема в  рыцарский орден. Однако она предполагает довольно близкие личные отношения  людей и порой сопровождается поцелуем.

Иногда при приветствии используется легкий поцелуй в щеку. Он допустим в среде друзей, среди молодежи. В остальных случаях не следует  злоупотреблять подобного рода приветствием, особенно если есть сомнения, что он будет выглядеть естественно.

Слова приветствия.

Приветствие сопровождается словами  – «здравствуйте» или, в зависимости  от времени суток, - «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер». Далее  следует имя (или фамилия, титул) человека, которого вы приветствуете. 

Слова приветствия произносятся четко, не слишком быстро, но и не медленно. При этом говорящий смотрит прямо. Неприлично при приветствии отводить взгляд в сторону, рассматривать помещение или других гостей. Слова приветствия, как правило, сопровождаются улыбкой. Тон должен быть обязательно доброжелательным.

Приветствуя человека,  важно соблюдать ряд  правил:

• невежливо, увидев человека, которого вы хотите поприветствовать, пробиваться  к нему через всю комнату, расталкивая  остальных;

• независимо от того, каковы ваши взаимоотношения  с человеком, не следует его слишком  громко называть;

• встретив знакомого на улице, не стоит задерживать его надолго. Лучше при желании или необходимости  договориться о встрече или звонке;

• согласно строгим правилам этикета, мужчина, встретив знакомую женщину  на улице, не должен задерживать ее после слов приветствия (исключение составляют дружеские отношения  или неотложное дело);

• женщина, встретив знакомого мужчину  на улице, может остановиться сама, чтобы обменяться с ним несколькими  словами;

• при встрече в кафе или ресторане  знакомых следует поприветствовать улыбкой и кивком головы.

Если  вы при приветствии не можете вспомнить  имя.

Бывает, что вас тепло приветствует человек, с которым вы встречались  ранее, но теперь не можете вспомнить  его имя или кто он. В таких  случаях избегайте фразы: «Мне знакомо  ваше лицо, но я не помню вас». Лучше  найти иной выход из трудной ситуации. Например, можно поддержать разговор, в ходе которого он сам вам напомнит, когда и где вы встречались.

Никогда не ставьте других людей  в ситуацию, когда им приходится мучительно вспоминать, кто вы. Напомните  обстоятельства вашего знакомства и, конечно же, имя.

Виды  обращения.

Следует различать следующие виды обращения:  официальное;  неофициальное;  безличное.

Различные виды обращения используются в зависимости от ситуации. Не следует  в официальной обстановке использовать неофициальный вид обращения (по имени, на «ты»), даже если вы хорошо знакомы  с человеком. Официальный же вид  обращения выглядит нелепо, например, на дружеской вечеринке, если это  только не является шуткой.

Безличное обращение используется в общественном транспорте, в магазинах, на улице. К этому виду обращения  относятся такие фразы, как «прошу прощения, вы не знаете, где находится...», «извините, как пройти...» и т. п.

Употребление  «ты» и «вы» при обращении.

Четких и строгих норм перехода от «вы» к «ты» не существует. Старайтесь быть тактичными. В качестве общего ориентира следуйте правилам:

• поспешная фамильярность бывает неприятна, поэтому не торопитесь переходить на «ты»;

• в отношениях с мужчиной женщина  определяет переход с «вы» на «ты»;

• избегайте переходить на «ты», если вы знаете, что человек, к которому вы обращаетесь, по отношению к вам  не может себе позволить такой  переход, например, из-за большой разницы в социальном статусе.

Как к кому обращаться?

Обращение подразумевает не только местоимение «ты» или «вы», но и  иную форму. Как правило, различают  обращение к мужчине, замужней и  незамужней женщине. Не следует обращаться к человеку по признаку пола – «мужчина», «женщина».

К знакомым людям обращаются по имени, имени-отчеству, фамилии. В последнем  случае слова «господин» или «госпожа»  обязательны. Например, «госпожа Михайлова», но ни в коем случае просто – «Михайлова».

Имена и фамилии надо произносить  четко. Недопустимо спотыкаться, даже в сложных случаях, или глотать  буквы, обращаясь, например, к Марии  Ивановне: «Марьванна».

2. Этика служебных взаимоотношений  мужчины и женщины

- одежда и внешний облик деловой  женщины

- одежда и манеры мужчины

Взаимоотношения мужчины и женщины в служебной обстановке - особая сфера, весьма сложная для формирования каких-либо принципов установления этих отношений.

Принадлежность к тому или иному  полу играет достаточно значительную роль в построении деловых взаимоотношений, в продвижении по служебной лестнице, в служебном поведении и конкретных поступках.

Рассмотрим, как проявляются эти  особенности в повседневной служебной  деятельности и каких этических ошибок следует избегать мужчине и женщине в процессе делового общения.

Психологи и физиологи утверждают, что женщины имеют более тонкий вкус, чем мужчины, они более четко  видят различия в материалах, цветах, формах, внешнем виде конструкций. Поэтому  не стоит спорить с женщиной-сотрудником  по этим вопросам, лучше довериться ее суждениям.

Важной психологической чертой женщины является то, что она чаще и в больших масштабах испытывает страх, боязнь, опасения - перед своим  менеджером и вообще перед руководством, а также перед ситуациями и  обстоятельствами, кажущимися ей опасными. При этом, естественно, снижается  уровень восприятия женщины-сотрудника, сама воспринимаемая информация может  быть искажена, деформирована, снижается  уровень продуктивности ее труда. Поэтому с точки зрения морали целесообразно стремиться не допускать подобных ситуаций, для этого следует деловые беседы, реплики, замечания, обращения по отношению к женщине-сотруднице сделать более мягкими, спокойными, сдержанными.  

По свидетельству психологов, у  женщин эмоциональное начало берет  верх над рациональным, поэтому вполне возможен эмоциональный всплеск в случае возникновения в коллективе ситуации, которая кажется женщине-сотруднице конфликтной. Поэтому мужчине-сотруднику надо "сто раз подумать", прежде чем сделать какое-либо замечание коллеге-женщине относительно ее служебного поведения или исполнения служебных обязанностей и, если он все же решился на это, следует использовать самую мягкую, этичную "оболочку" для такого замечания. В противном случае есть риск возникновения словесной перепалки, психологического дискомфорта для обеих сторон и, вообще, конфликта в коллективе.

Мужчина генетически ориентирован на успех; успех - это и предмет  обсуждения, и любимая тема разговора, в том числе в деловой компании. Женщина же, наоборот, не считает  собственные успехи достойной темой  разговора, она предпочитает обсуждать  успехи других, поскольку хочет на них учиться, - что тоже обусловлено  генетически: женщины легче приспосабливаются  к условиям работы, к изменению  обстоятельств, к методам руководства  и т.п. И если, как уже утверждалось ранее, мужчина генетически ориентирован на успех, то женщина - на выживание, а  этому более всего способствует приспособляемость.

Информация о работе Курс лекций по "Этике"