Самовоспитание – осознанный подход к творчеству «себя»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:26, контрольная работа

Описание работы

Каждый человек стремится стать лучше, совершеннее, добрее, чище, возвышеннее, и не верьте тому, кто это отрицает. Достоинства людей делают общение дружеским, искренним, сердечным, радостным, тёплым. Недостатки разрушают взаимоотношения, разделяют даже самых близких людей труднопреодолимыми барьерами, приводят к отчуждению.

Содержание

Введение.
Самовоспитание – осознанный подход к творчеству «себя».
Принципы самовоспитания.
Способы самовоспитания.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

самовоспитание. этика.docx

— 23.35 Кб (Скачать)

План.

 

Введение.

Самовоспитание – осознанный подход к творчеству «себя».

Принципы самовоспитания.

Способы самовоспитания.

Заключение.

 

                              «У души, как и у тела, есть  своя гимнастика, без которой  душа чахнет, впадает в апатию, бездействие »

 

                                                        В. Г. Белинский.

Введение.

Каждый человек  стремится стать лучше, совершеннее, добрее, чище, возвышеннее, и не верьте тому, кто это отрицает. Достоинства  людей делают общение дружеским, искренним, сердечным, радостным, тёплым. Недостатки разрушают взаимоотношения, разделяют даже самых близких  людей труднопреодолимыми барьерами, приводят к отчуждению.

Часто людей, отягощённых  недостатками, подстерегают одиночество, отчуждение от окружающих. Священный  долг родителей пробуждать в своих  детях внутреннюю потребность развивать  свои достоинства и вычеркивать  недостатки.

 

Самовоспитание – осознанный подход к творчеству «себя».

Сейчас наше общество вышло, наконец, на широкие  просторы совершенствования, мы готовимся  полностью войти в цивилизованный мир, и вопросы личного самовоспитания становятся самыми важными насущными.

Нелёгок путь человека в себе: необходимо открыть  свои способности и испытать на деле свои силы и возможности, определить цель жизни, стать интересным для  других, полезным членом общества. И  при этом духовно крепнуть, преодолевая  трудности, бороться со злом во имя  добра, напряжённо трудится, закаляя  волю и вырабатывая характер.

Одновременно  приходится бороться с собой, с соблазнами лёгкой жизни, заставлять себя исправлять недостатки в работе, сдерживаться, перестраиваться, одним словом,  перевоспитываться. Порой человек  удивляется: вроде бы с каждым годом  становится лучше, избавляется от одних  недостатков и вдруг обнаруживает иные слабости и упущения. Поэтому  самовоспитание предполагает целенаправленное формирование положительных качеств  и преодоление имеющихся недостатков. Человеку всегда надо контролировать себя, следить за своим поведением. Общественная направленность, самоконтроль, самокритичность и объективная самооценка, требовательность к себе – вот основные факторы самовоспитания, обеспечивающие его высокую эффективность.

Самовоспитание  ускоряет развитие психики: внимания, ума наблюдательности, памяти, речи. Никакая школа  – ни средняя, ни высшая - не заменит работы над собой. Самовоспитание закрепляет и углубляет  результаты воспитания, продолжает и  завершает усилия родителей и  учителей, оно – условие утверждения  в жизни, фундамент успеха в любом  деле, путь к признанию обществом. Конечно, самовоспитание требует огромного  напряжения, но доставляет ни с чем не сравнимое удовлетворение от того, что можешь создавать себя.

Чтобы самовоспитание было успешным, надо знать его этапы.

Психолог Ковалёв выделяет в самовоспитании три этапа: строгий  самоанализ, постановка задач, целей, программы и содержания самовоспитания, осуществление самовоспитания.

Основными методами выполнения программы самовоспитания Ковалёв называет самооценку, самоубеждение, самовнушение, самоуправление и т.д.

Когда же начинать самовоспитание, трудный и прекрасный путь к личному совершенствованию? Это довольно сложный вопрос. Вряд ли ребёнок раннего возраста может  заниматься этой сложнейшей духовной работой, ставить перед собой  труднейшие задачи и решать их.

Процесс самовоспитания и самоперевоспитания тесно переплетены. Подростковый возраст самый оптимальный для осознанного самовоспитания, что отнюдь не исключает эту работу в любом возрасте.

Самовоспитанием заниматься никогда не поздно.

В идеале вся  жизнь человека – путь к совершенству. Трудный путь искоренения пороков  и развития достоинств. Человек так  устроен, что если он сам себя не воспитает, то он дичает, опускается, расчеловечивается.

Основным  безотказным инструментом самовоспитания человека считается добрая воля, как  чудесный ключик, она открывает светлые  кладовые человеческой души. (Горы может  свергнуть человек с развитой доброй волей). Что же такое воля? Это способность человека принять  и выполнить решение. Чтобы правильно  и успешно воспитывать свою волю, надо знать, какая же она у нас: сильная, средняя, слабая.

Волевое усилие помогает побороть лень, апатию, равнодушие, приводит к здоровому самоутверждению, успехам. Большое значение для выполнения принятого решения имеет правильное объективная оценка собственных  сил и возможностей.

Воспитание  воли, укрепление её – непрерывный  процесс на протяжении всей жизни. Воспитывая волю, почаще вспоминай примеры жизни выдающихся людей, которые стали великими, прежде всего, благодаря сильной воле и неумолимой работоспособности. Трудно воспитать волю, если постоянно себя жалеешь, идёшь на всякие уступки, прислушиваться к усталости. Мы тем богаче, чем лучше познаём жизнь великих людей прошлого и используем их опыт для создания самих себя. Поэтому воспитать себя – это усвоить духовное наследие и достижения человечества, научиться бороться за лучшее будущее. Воспитывать себя – значит активно готовиться к жизни в обществе, участвовать в общественном прогрессе своей страны.

Большие возможности  для тренировки даёт трудовая деятельность, трудовая активность в целом. Вот  почему основной педагогический закон  гласит: личность воспитывается и  самовоспитывается в деятельности и тех отношениях, которые при этом возникают. А главный вид деятельности – это труд. Готовиться к труду и участвовать в труде на общую пользу – и значит создавать себя как личность. Марксизм утверждает: в процессе труда, изменяя окружающую среду, человек изменяет и свою собственную натуру, своё «я».

Увлечённость  работой, интерес, желание хорошо выполнить  порученное дело воспитывает волю, вырабатывают усидчивость, высокую  работоспособность.

Другим средством  самовоспитания является общение. Предки людей не могли бы выжить, не обладай  они колоссальной способностью к  взаимодействию. В процессе общения  осуществляется обмен опытом деятельности, накапливаются полезные знания о  природе, которые передаются от поколения  к поколению. Быть может, поэтому  дети, выросшие в логове диких зверей, уже не смогли стать людьми: они  были лишены человеческого общения. Люди воспитываются, развиваются, самосовершенствуются лишь в обществе, перерабатывая, усваивая накопленное веками духовное богатство, науку, культуру, мораль, идеологию, нравы, традиции и т.д.

В конечном счете, воспитать себя – значит поднять  уровень своего духовного и физического  развития на высоту, которая требуется  человеку для его социального  самоутверждения, для активного  участия в строительстве государственного строя, используя для этого всё  богатство и культуру нашего общества, все возможности нашей общественной системы.

Самовоспитание  необходимо всем и всегда: для общества, товарищей, наших любимых и прежде всего для нас самих. Без самовоспитания не узнать ни себя, ни других, ни радостей жизни, ни её сложностей, ни прекрасных тонкостей; без работы над собой  не преодолеть трудностей, не достичь  желаемого, не стать Человеком.

«Жить – значит становиться  лучше» - вот девиз нашего времени.

Для работы над  собой человеку необходимо наличие  таких качеств, как целеустремлённость, самокритичность, требовательность к  себе, самообладание (управление собой), восприимчивость к воспитанию, нравственная и волевая готовность. Такая готовность к самовоспитанию – это результат  воспитания и определенного уровня развития личности. Вот почему надо быть максимально благожелательным к предъявляемым педагогическим требованиям, выполнять на совесть  все учебные задания, общественные поручения, добросовестно учиться  и трудиться.

Люди по-разному  реагируют на воспитательный процесс: кто-то благожелательно, кто-то критически, кто-то отрицает право других воспитывать  себя. Виды реакции на воспитание можно  назвать формами самосовершенствования  личности (например: приспособление, подражание).

Самовоспитание  – высшая форма самосовершенствования  духовного мира человека, при которой  функции воспитателя выполняет  он сам. Самовоспитание можно определить как целеустремлённое, заранее запланированное  развитие своих сил и способностей в процессе своей деятельности и  специальных упражнений, тренировок. Всё, что есть в человеке: его ум, талант, физическая сила, воля – всё это результат приспособления, подражания и самовоспитания, т.е. следствие различных форм участия в собственном психическом и физическом развитии. Но при этом один в основном приспосабливается и порождает, другой изменяется благодаря преимущественно самовоспитанию, третий использует разные формы самосовершенствования. И всё-таки самовоспитание может обеспечить личности быстрое движение вперёд. Главная функция самовоспитания – это ускорение, интенсификация психического и физического развития. Самовоспитание помогает человеку найти себя, определить своё призвание, точно, безошибочно выбрать профессию. Это индивидуальный подход к личности, который осуществляет она сама. Данная функция самовоспитания вытекает из неповторимости природных возможностей человека, его своеобразия, его особенностей.

 

Принципы самовоспитания.

Чтобы овладеть навыками самовоспитания, научитесь  жить с самыми высокими идеалами и  нравственными принципами нашего общества. Навыки работы над собой опираются  на общую духовную культуру человека и предполагают выполнение следующих  конкретных правил или принципов:

Не ждите, когда вам  подскажут, заставят что-то делать в  коллективе, где вы учитесь или  работаете, будьте сами инициативными, действуйте самостоятельно по собственному почину и с учетом главного –  вы должны стать лучше, сделать больше и лучше сегодня, чтобы победить завтра!

Помните, победа над собой  – условие всех других побед. Держите  в узде прихоти и капризы, умеряйте желания, управляйте настроением –  вы сможете добиться многого.

Будьте сами себе командиром, критически относитесь к советам, особенно тех, кто побуждает действовать  вопреки вашей совести, вашим  идеалам и принципам. Сами принимайте решения, сами и выполняйте их. Самостоятельность, активность, трудолюбие и ответственность  – основа характера!

Будьте твердыми в минуту слабости, не раскисайте от неудач и  поражений, заставляйте себя десятки  раз переделывать, но выполнять работу качественно. Будьте решительны по отношению  к себе, используйте самовнушение, самоодобрение, а где надо, и самоприказ, чтобы преодолеть усталость, робость страх, дурное настроение!

Всегда помните и во всем воспитывайте самодисциплину –  качество, которое лежит в основе всех приемов и методов самовоспитания.

6) Ведите дневник, в  котором не только фиксируйте  события, но и описывайте собственное  поведение, анализируя и оценивая  его. Регулярно просматривайте  дневник и попытайтесь установить, какие изменения происходят в  вашем сознании и поведении.  Это лучший способ контроля за эффективностью самовоспитания.

 

Способы самовоспитания.

Как любая  деятельность, самовоспитание требует  организации,  а это означает выработку  соответствующего плана работы, умения его реализовать в своей повседневной жизни, при необходимости исправить, откорректировать, наконец, проконтролировать  результаты изменения своего внутреннего  мира.

К планированию самовоспитания люди приходят не сразу. Обычно план самовоспитания органически  вытекает из образа жизни и служит как бы дополнением к нему. Затем  он превращается в самостоятельную  частицу самовоспитания.

Планы самовоспитания многих людей осуществляются на основе предварительного выполнения ряда самообязательств. Их последовательность такова:

1) составить режим дня  и строго выполнять его;

2) никогда не приходить  на занятия, не приготовившись  к ним;

3) приучить себя начатое  дело доводить до конца;

4) каждое дело выполнять  качественно, относиться добросовестно  к выполнению любого поручения;

5) научиться самообладанию,  установить самоконтроль за своими  мыслями, действиями, поступками.

После того, как  приучите себя к жизни на этой основе, вы сможете  выполнить любую программу  самовоспитания.

Важным звеном планирования является учет результатов  самопознания – от самооценки образа «я», каким являюсь, к тому, каким  должен быть в идеале. Самооценка –  нелицеприятный взгляд на себя со стороны, с позиции общечеловеческих ценностей, осознание себя как личности, со своими пороками, недостатками и достоинствами  – это начало самоперевоспитания, которое очень индивидуально.

Все методы самовоспитания основываются на развитом самосознании и самоуправлении поведением. Каждый человек приходит к нему по-разному  и возраст не имеет значения. Управление собой с помощью слова, мысли  включает методы самоубеждения и самовнушения.

Самоубеждение – это всегда спор с собой, анализ разных путей и средств достижения поставленной цели, выбор варианта поведения или способа самовоспитания. Поэтому самоубеждение предполагает наличие развитого мышления и определенного жизненного опыта.

В самовоспитании надо выполнять следующие правила  использования метода самоубеждения:

1) любое задуманное дело  связывать с поставленной жизненной  целью, с намеченной программой  самовоспитания;

2) убеждение себя –  это всегда выбор линии поведения  на основе борьбы мотивов, из  которых следует выделять два  главных, не редко противоположных  по значению, и тщательно их  взвесить;

3) прислушиваться к мнению  товарищей, наставников, педагогов,  родителей и попытаться понять  мотивы поведения других людей,  сопоставить их с собственными;

4) принимать решение на  основе всестороннего анализа  своих и чужих мнений;

5) Ведущими доводами в  принятии решения должны быть: как будет принято мое поведение,  мои поступки другим, кому они  принесут пользу, а кому вред?; смогу ли я выполнить качественно  все это, что хочу сделать,  есть ли у меня силы для  выполнения принимаемого решения?

Самовнушение  – другой метод, основанный на воздействии  слова. Она предполагает воздействие  словом на свою психику без всякого  критического анализа идеи, без сопротивления  чужому мнению. В самовнушении мысль  принимается на веру, она сразу  захватывает чувства. Именно этим часто  объясняют воздействия религиозных  обрядов на психику: здесь внушение переходит к самовнушению.

Информация о работе Самовоспитание – осознанный подход к творчеству «себя»