Типы речевой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 13:13, реферат

Описание работы

Поэтому цель моей работы: раскрыть вопросы речевой культуры русского языка.
Задача:
- изучить что такое речевая культура
- выявить все типы речевой культуры и раскрыть каждый тип

Содержание

Введение…………………............................................................. 3-4 стр.
Типы речевой культуры………………………………………... 5-12 стр.
Речевая культура………………………………………….... 5-6 стр.
Типы речевой культуры…………………………………… 7-10 стр.
Культура речи и ее влияние на этику общения………….. 11-12 стр.
Заключение……………………………………………………… 13 стр.
Список литературы……………………………………………... 14 стр.

Работа содержит 1 файл

Реферат по русскому.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия правосудия»

 

 

 

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

 на тему:

«Типы речевой культуры»

 

 

 

 

Автор:

   Студентка 1 курса

ВСФЮо-12/101 группы

        очной формы обучения

Гусельникова О.В.

 

Научный руководитель:

доцент кафедры гуманитарных и

социально-экономических дисциплин 

к.п.н. Каримова Т.С.

 

 

 

Иркутск 2012

Содержание

Введение…………………............................................................. 3-4 стр.                                                        

  1. Типы речевой культуры………………………………………... 5-12 стр.                                                             
    1. Речевая культура………………………………………….... 5-6 стр.                                                                  
    2. Типы речевой культуры…………………………………… 7-10 стр.                                                      
    3. Культура речи и ее влияние на этику общения………….. 11-12 стр.                   

Заключение……………………………………………………… 13 стр.                                                                                  

Список литературы……………………………………………... 14 стр.                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

Своеобразным показателем  общей культуры человека является культура речи. Многие ученые отмечают, что неразвитость речи (как устной, так и письменной) затрудняет процесс коммуникации на всех уровнях общения.

Очень печально, что не все россияне отличаются просвещенностью  и начитанностью, не все стремятся  приобщиться к духовным ценностям, не все являются носителями хорошего русского языка, что свидетельствует, видимо, о недостаточно высоком уровне их умственного развития.

Поэтому цель моей работы: раскрыть вопросы речевой культуры русского языка.

Задача:

- изучить что такое  речевая культура

- выявить все типы  речевой культуры и раскрыть  каждый тип

Данная тема актуальна потому что,  в современном литературном языке происходит интенсивное сближение традиционных книжно-письменных и устных средств с обиходно-разговорной стихией, городским просторечием, социальными и профессиональными диалектами. Однако известное раскрепощение литературных норм не должно приводить к их расшатыванию или стилистическому снижению. В качестве нормального и неизбежного процесса такое раскрепощение создает условия для богатства и разнообразия всех выразительных средств и, следовательно, для совершенствования речевой культуры. Думается, нельзя быть по-настоящему толковым специалистом и образованным человеком без умения мыслить и правильно выражать свои мысли. Именно через речь раскрывается богатство или обнаруживается ущербность внутреннего мира человека. Неразвитость речевой деятельности, малый и убогий словарный запас, нецензурная лексика являются показателем неразвитости души человека. Недаром народная мудрость гласит: бранное слово - это проказа души. И, наоборот, ясность мысли, точность и выразительность речи, богатый арсенал лексических средств, свидетельствуют об интеллекте человека.

 Вместе с тем, нам хорошо известно, что современная устная и письменная речь стилистически снижается и огрубляется. В язык все больше вливаются не всегда оправданные иноязычные заимствования. Публицистика подчас грешит многословием, невнятностью и невыразительностью. В нашу печать входят арготические элементы, однообразно употребляемые для “оживления” текстов. Например: качать права, в законе; вешать лапшу на уши; пудрить мозги; на халяву; тусоваться и мн. др.

Такое нарочитое огрубление речи, конечно, не имеет прямого отношения к нормальным процессам демократизации литературного языка и является, скорее, отражением и показателем недостаточно высокого уровня речевой и общей культуры говорящих и пишущих, отсутствия языкового вкуса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Типы речевой культуры

1.1. Речевая культура

Для того чтобы определить суть понятия "речевая культура" (культура речи), рассмотрим значение понятия "культура".

В частности, в академическом "Словаре русского языка" культура трактуется как уровень, степень  развития какой-либо области хозяйственной или умственной жизни (культура речи); просвещенность, образованность, начитанность.

Понятие речевая культура шире понятия культуры речи, в которое включается только характер использования языка, отношение к нему, но не сам язык и закрепленная в нем картина мира.

Культура речи -  это  совокупность  навыков  и  знаний человека,  обеспечивающих   целесообразное    и    незатрудненное применение языка в целях общения и область лингвистических знаний  о культуре речи,  как совокупности  и  системе  её  коммуникативных качеств.

Речевая культура - часть  культуры народа, связанная с использованием языка. В нее включается сам язык, его этническая специфика, функциональные и социальные разновидности, воплощенные в устной или письменной форме. Кроме того, в нее входят и этнические особенности языковой картины мира, и сформировавшиеся обычаи и правила поведения. Речевая культура реализуется в речи, в процессе общения.

В современном русском языке речевая культура отражают: типологическую особенность русского языка, многообразие сфер его применения (от бытового общения до международного), единство русской речи при обширности территории расселения народа и существовании территориальных вариантов языка. Также наличие высокоразвитого литературного языка с длительной непрерывной традицией, включающего в себя разговорную речь как особую составную часть, накопленное богатство письменных и устных текстов общенационального значения как основы представлений о правильной и хорошей речи.

Каждый народ за века своего существования выработал  свою речевую культуру, что свойственно одному народу, может быть совсем несвойственно другому, хотя есть и общечеловеческие свойства в любой речевой культуре: обязательно есть представление о правильности речи, ее эталоне, представленном в каких-то текстах, есть передача знаний о ней, обязательно есть правила вежливости. Поэтому можно говорить о русской, английской, китайской, японской и других речевых культурах.

Как правило, любой народ не однороден ни по образованию, ни по степени уважения к языку, выработанным за века правилам общения, ни по роду деятельности. Отсюда понятие внутриязыковых типов речевой культуры. Эти типы могут выделяться во всем народе – носителе того или иного языка или только среди тех, кто говорит и пишет на литературном языке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Типы речевой культуры

Количество выделяемых типов в сфере действия литературного языка Н.И. Толстой сводит к одному – элитарный тип речевой культуры, а В.Е. Гольдин и О.Б. Сиротинина в 1993 г. выделили 4, а в 2001 г. – 5: элитарный (полнофункциональный), среднелитературный, литературно-жаргонизиру-ющий и обиходный. Каждый из них распространен в определенной социальной группе в типах речевой культуры.

  1. Элитарный тип – это высокий тип речевой культуры. Речь представителя элитарной речевой культуры является безупречной с точки зрения соблюдения языковых норм, она отличается выразительностью, логичностью, доступностью, ясностью изложения, богатством словарного запаса.

Главным  условием для элитарной речевой культуры является строгое соблюдение всех этических норм общения: знание и применение речевых формул приветствия, просьбы, прощания, благодарности, поздравления, обращение на «ты» или на «вы», отсутствие грубых, нецензурных выражений.

Представители элитарной  речевой культуры должны владеть  всеми функциональными стилями русского литературного языка: официально-деловым, научным, публицистическим, разговорным. Это значит, что представители вышеупомянутой речевой культуры с легкостью могут написать научный доклад или статью, дать интервью, написать презентационную речь, провести переговоры, совещание, деловую встречу, правильно составить служебные документы и т.д.

 Для носителей элитарной речевой культуры безусловен запрет грубых, тем более нецензурных выражений. Уважение к собеседнику вызывает строгое разграничение устной и письменной форм речи, не допускающее, в частности, использования в устной речи причастных и деепричастных оборотов, излишней книжности, а в письменной речи - смысловой неполноты информации; с ним связано «Ты»- и «Вы» в общение» в зависимости от возраста, степени близости и социальной роли адресата речи. Критерия элитарного типа:

  • высшее образование
  • логичность мышления
  • не категоричность в мышлениях
  • неудовлетворенность своим интеллектуальным багажом, наличие постоянной потребности в расширении своих знаний
  • соблюдение этических норм общения, уважение к собеседнику и вообще к людям
  • соблюдение норм литературной речи
  1. Среднелитературный тип не является эталонной, однако этот тип   речевой культуры является самым массовым во всех сферах нашей общественной жизни. Для неё характерно неполное соблюдение всех норм и, в отличие от элитарной речевой культуры, владение лишь двумя (реже тремя) функциональными стилями (разговорная речь и научный стиль или разговорная речь и публицистический стиль). Им владеет большинство населения со средним образованием, встречается и у людей с высшим образованием.

Носители среднелитературного типа мы, зачастую, слышим по радио и телевидению, часто упрекая в нарушении норм ударения, стилистической неряшливости, злоупотреблении иностранными и нелитературными словами. Например, произношения слов договор, квартал, звонит.

Критерия среднелитературного типа:

  • высшее и среднее  образование
  • невысокий интерес к расширению общих знаний
  • отсутствие постоянной привычки проверять свои знания
  • владение преимущественно двумя функциональными стилями: обычно разговорной речью и своим профессиональным стилем
  • часто нарушение языковых норм
  • отстаивание точки зрения «главное, ЧТО сказать, а не КАК сказать»»;
  • частое игнорирование норм разграничения «Ты»- и «Вы» в общении
  1. Литературно-жаргонизирующий тип сформировался в конце ХХ в. усилиями журналистов как реакция на казенность речи СМИ советской эпохи. Стремление к раскованности речи, сближению с народом привело к журналистской разнузданности, прежде всего в их речи. Этот тип речевой культуры характеризуется намеренным снижением речи (жаргонизация речи, предпочтение литературному слову любых его синонимов из просторечия, диалектов, жаргона, бранного лексикона).

Влияние СМИ на население порождает постепенное формирование литературно-жаргонизирующего типа как действительно самостоятельного типа речевой культуры, носителями которого являются уже не журналисты, а те пользователи литературного языка, которые, ориентируясь на речь СМИ, широко используют в экспрессивных целях и жаргонизмы, и любую сниженную лексику, считая, что так и надо говорить и писать.

  1. Фамильярно-разговорный тип отличается общей стилистической сниженностью и огрубленностью речи, что сближает его с просторечием. Представители данной речевой культуры применяют обращение на «ты», не учитывая возраст собеседника и степень знакомства с ним, употребляют грубые и нецензурные выражения.

Критерия фамильярно-разговорного типа:

  • среднее образование
  • низкое стремление к расширению общих знаний
  • не различение норм устной и письменной форм речи
  1. Обиходный тип не предполагает сознательного отношения к своей речи, выбора нужной формы и нужного стиля. Носители этого типа речевой культуры – самого низкого в сфере действия литературного языка – в любых условиях, в том числе и в официальной обстановке, пользуются только с детства освоенной разговорной речью и беспомощны, поэтому перед необходимостью использования речи в ее письменной форме. Их устный монолог не строится как текст, а все время разбивается на диалог с кем-то из слушателей (Понял, нет? Ты понимаешь?). В телевизионных передачах, даже если это выступление приглашенного на передачу перед присутствующими в студии (а ведь главный адресат – телезрители), это фактически диалог со знакомым ведущим, в некоторых радиопередачах – диалог диджея с одним из позвонивших.

Формирование этого типа речевой культуры – результат того, что его носитель никогда не прикладывал никаких усилий для овладения навыками хорошей речи, а прецедентными текстами для него служит только домашняя и уличная речь да реклама, впечатывающаяся в подсознание из-за назойливого ее повторения.

  1. Профессионально-ограниченный тип  речевой культуры достаточно часто встречается в деловом общении. Ее характеризует все то, что характерно для низких типов речевых культур: не различение сферы «Ты» и «Вы» в общения,   употребление жаргонизмов, отсутствие сознательного использования речевых средств и ущербность речевого сознания.
  2. Просторечный тип речевой культуры является показателем низкого образовательного и культурного уровня. Представители такой речевой культуры имеют ограниченный запас слов, не умеют строить сложные предложения, часто используют в своей речи нецензурные слова, слова-паразиты, междометия. Носители просторечия часто включают в свою речь иностранные и книжные слова без учета их лексического значения, в устной речи делают акцентологические и лексические ошибки, а в письменной — грамматические, орфографические и пунктуационные.
  3. Арготический тип формируется в определенных социальных группах ради "шифрования", сокрытия информации от посторонних и в парольной функции.
  4. Народно-речевой тип характерен для диалектоносителей с их особой культурой, особыми языковыми, коммуникативными и этическими нормами и даже представлениями о мире.

Информация о работе Типы речевой культуры