Учения античности и современнности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 17:30, реферат

Описание работы

Основная категория философии Пифагора – число, число – это первоначало бытия, основа космической меры. То же числовое начало пифагорейцы обнаружили и в музыке, а поэтому весь космос мыслился ими как музыкально-числовая гармония. Космические сферы, настроенные на определенный тон, порождают «музыку небесных сфер».

Работа содержит 1 файл

Исторические эстетические учения античности и современности.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

    Задача  подлинного искусства – отражать не только прекрасное, но и все «общеинтересное». По мнению Чернышевского:

  • искусство воспроизводит действительность;
  • искусство выступает объяснением жизни;
  • искусство выносит приговор действительности;
  • искусство – учебник жизни.

    Эстетизм и символизм

    Эстетизм  и символизм – направления  в художественном творчестве, провозгласившие самоценность искусства. Эстетизм сложился в 50-е годы XIX века как реакция на односторонность и тенденциозность революционно-демократической эстетики, представленной Белинским и Чернышевским. Боткин, Анненский и Дружинин стали авторами так называемой «артистической критики», они проповедовали «поэтически-музыкальное отношение искусства к действительности». Задача искусства – отрыв от действительности, вознесение над нею.

    Символизм – широкое художественное направление конца XIX – начала XX века. Д.Мережковский и З.Гиппиус, В.Брюсов иК.Бальмонт, А.Белый и А.Блок внесли вклад в теорию и практику символизма. Все они исходили из убеждения в существовании высшей реальности, отразить которую можно лишь символически. Символизм практиковал приемы, близкие средневековому искусству: орнамент, графику, условность. Задачей искусства считалось обнаружение связи видимого и невидимого мира. Произведение подлинного искусства вневременно и самоценно, ибо только иррациональный творческий порыв позволяет постичь подлинную сущность мира. Искусство не имеет социальной функции, искусство существует для искусства.

    Европейские художественные направления  в XIX-XX веках

    Эстетика XIX-XX века сформировалась в условиях капитализма. Это, с одной стороны, приводит к тому, что в искусстве выражаются вкусы буржуа, а само искусство становится товаром. С другой, искусство стремится завоевать автономию от социальных процессов,утвердить свою особую роль и функции. Применительно к XIX-XX вв. мы рассмотрим некоторые художественные направления в европейском искусстве, а также несколько эстетических проблем, возникших в этот период.

    Натурализм

    Натурализм  – художественный метод, сложившийся  под влиянием философии позитивизма, которая провозглашала приоритет позитивного, конкретного научного знания над умозрительными философскими рассуждениями. Такие принципы позитивизма провозгласил французский философ Огюст Конт. Кроме того, под влиянием теории Ч.Дарвина социальные процессы стали сводиться к биологическим, а источником художественного творчества считаться физиология и психика человека. Искусствотрактовалось как результат неотвратимого действия наследственности и материальной среды.

    Главным теоретиком натурализма являлся английский философ И.Тэн. В своей «Истории английской литературы» он применил естественнонаучные методы к анализу художественной культуры и выделил три компонента, которые определяют характер искусства: раса, среда, момент. Во-первых, биология каждой расы определяет национальный характер, в соответствии с которым складываются и формы искусства. В частности, специфика культуры германских и культуры романских народов объяснялась данным компонентом. Во-вторых, географическая и климатическая среда оказывает влияние на формы искусства. В-третьих, всякая художественная культура проходит в своем развитии периоды становления, зрелости и угасания, каждому моменту этого процесса соответствуют особые явления в искусстве.

    Элитарное и массовое искусство

    В отличие от предшествующей, классической, традиции, ценившей «высокое искусство» и считавшей, что человек может и должен к нему приобщаться, в XIX веке была поставлена проблема «массового искусства». Проблема возникла тогда, когда потребителем искусства стал буржуазный обыватель, нуждавшийся не в «высоком», а в понятном.

    Уже А.Шопенгауэр разделил человечество на «людей гения», способных к эстетическому созерцанию и художественной деятельности, и «людей пользы», ориентированных на утилитарную деятельность. Поскольку в основе бытия по Шопенгауэру лежит Мировая Воля к жизни, целью творчества является само творчество, которое предполагает постижение Мировой Воли на интуитивном уровне и воплощение ее содержания с помощью сознательных усилий и технических приемов. Поэтому художественное творчество иррационально и не имеет социального предназначения. Прекрасное существует только в искусстве, но не в действительности, поэтому уход от жизни в «чистое искусство» неизбежен. Этот тезис стал впоследствии лозунгом «искусства декаданса» («искусства упадка»).

    В философии Ф.Ницше ключевой категорией также является воля. В произведении «Рождение трагедии из духа музыки» Ницше выдвигает идею двух начал европейской культуры: аполлоновского и дионисийского. Аполлоновское начало в искусстве позволяет создавать стройные, упорядоченные, гармонические пластические образы. Здесь Мировая воля реализуется в создании прекрасной иллюзии. Дионисийское начало в искусстве – это проявление Мировой воли без посредства сознания человека; это страстное, опьяняющее, возбуждающее начало в искусстве. Вся культура предстает у Ницше как соперничество двух начал, в котором исторически аполлоновское взяло верх, а ныне происходит пробуждение дионисийского начала. Ницше восхищался творчеством немецкого композитора Рихарда Вагнера. В написанной на мифологические темы оперной тетралогии «Кольцо Нибелунгов» герои увлечены сильными и роковыми страстями. В этих произведениях слышен отзвук романтизма, проповедовавшего стремление к идеалу, которое должно повлиять на жизнь людей. Демократизм буржуазной культуры Ницше оценивает негативно, считает его признаком «омассовления, профанации и упадка. Право на выдвижение критериев красоты должен иметь только сверхчеловек.

    Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет в ХХ веке продолжил линию критики массового искусства. В произведении «Дегуманизация искусства» (1925) он развивает мысль о том, что современное искусство обращено не к массе, а к элите, а потому «непонятно». Именно современное искусство разделяет публику на художников и нехудожников, это чисто «художественное искусство». Элита выделяется не социальным положением, а наличием особого органа восприятия, именно к ней обращается истинный творец прекрасного. Статья Ортеги-и-Гассета стала манифестом авангардизма как художественного направления.

    Теория  «искусства для искусства»

    Теорию  «искусства для искусства» или «чистого искусства» развивал целый ряд мыслителей (тот же А.Шопенгауэр) и художественных направлений. Все они полагают, что  искусство – главная, самоценная и самодовлеющая сфера деятельности, не связанная с социумом. Действительность поставляет лишь материал для выразительных задач художника, ибо важно не что, а как изображается.

    Импрессионизм (impression – впечатление) сложился во Франции в 60-70 гг. XIX в. и в России в начале ХХ века. Своей задачей импрессионисты считали изобразить впечатления от мира в их мгновенности, неповторимости, случайности, изменчивости.О.Ренуар, Эдуард Мане, Клод Моне, К.Писсарро, В.Серов, К.Коровин разработали специфические приемы художественной выразительности для достижения этой цели. Импрессионизм уделял большое внимание пейзажу на пленэре, стремясь передать воздух и свет в естественной среде. Импрессионизм в музыке представлен такими именами как Морис Равéль и Клод Дебюсси, а в скульптуре – творчеством Огюста Родена.

    Символизм во Франции, как и в России, стремился показать мир через призму души художника, отразить его переживания. Функция символа – дать намек на таинственное содержание поэтической души. Искусство должно запечатлеть высшую реальность, в контакте с которой находится художник, и у каждого творца есть свой оригинальный путь к ней, индивидуальный словарь художественных приемов. Символисты Поль Верлéн, Шарль Бодлéр, Артюр Рембó составили славу французской литературы.

    Модернизм

    Модернизм (modern – современный) – художественное направление ХХ века, предпринявшее попытку отказаться от традиционных методов художественного изображения и поставившее задачу создания «нового искусства».

    Авангард – художественное направление, нигилистически отрицавшее традицию в искусстве. К авангарду относятся столь разнородные явления как кубизм Пабло Пикассо, супрематизм Казимира Малевича, футуризм Владимира Маяковского, такие течения как дадаизм и экспрессионизм. Все они провозглашали отказ от жизнеподобия, от предметного изображения действительности. Авангард в искусстве стал признаком кризиса самой реальности и призыв к социальному обновлению. Авангардисты относились к революции как к социальному театру, к виду художественного творчества. В области драматического искусства авангардизм стал истоком таких новых приемов как массовые театральные действа («хепенинги»), уличные представления художников («перформансы») и др.

    В искусстве ХХ века нашли выражение  идеи психоанализа, выдвинутые З.Фрейдом и К.Г.Юнгом, согласно которым в основе культурных процессов лежат бессознательные инстинкты. Социум и культура подавляют их, а искусство, напротив, является способом их удовлетворения. Подобные представления положены в основу развития массового искусства, которое апеллирует к самым сильным животным инстинктам человека: страху, агрессивности и сексу. В результате триллер, боевик и порно оказались самыми востребованными жанрами массового кино. Еще одной реализацией психоаналитической программы в искусстве стал сюрреализм.

    Сюрреализм («сверхреализм») видел главную цель искусства в изображении сферы бессознательного. Произведение искусства представлялось «грезой» или «сном», творчество должно отражать галлюцинации, бред, мистические видения, а не обыденную реальность, в этом и состоит «сверхреализм» изображения. Жизнь и творчество Сальвадора Дали стало манифестом сюрреализма. Живописным приемом Дали стало соединение на полотне несоединимых, но фотографически достоверных объектов («Горящие жирафы»).

    Постмодернизм

    Постмодернизм стал следствием разочарования в современности, прогрессе, творчестве и стал новым, радикальным пересмотром всех установок художественного творчества и восприятия. Постмодернизм не отвергает наследия культуры, но обращается к нему как к предмету игры, а не серьезной священной традиции. Иронизирование над художественными программами прошлого стало обязательной установкой эстетического сознания. Постмодернизм отличает стилевой плюрализм, эклектичность, «анархизм стилей», возводимый в принцип. Произведения постмодернистов отличает «цитатность»: фрагменты чужих творений вставляются в авторский текст, более того, любой текст содержит отсылки к наследию прошлого. Поэтому художник переориентируется с творчества на компиляцию и создание коллажей (предполагается, что «все уже создано», «все слова уже сказаны», любая фраза – это цитата). Главным эстетическим отношением становится не отношение «художник – произведение», а отношение «произведение – зритель», таким образом, смысл художественного произведения рождается не в момент создания, а в момент восприятия. Соответственно, у каждого зрителя он свой. Более того, постмодернистские произведения заведомо содержат «двойное кодирование»: одно и то же произведение может быть прочтено и как элитарное, и как массовое. Обывателя интересует сюжет, а профессиональная среда любуется своеобразием художественных приемов и утонченностью «цитат». 

 

    

    Основные  категории эстетики

Прекрасное - эстетическая категория, характеризующая явление с точки зрения совершенства, как обладающее высшей эстетической ценностью. В истории культуры были выработаны различные характеристики прекрасного. Прекрасное определялось как гармония, симметрия, ритм, пропорциональность, целесообразность, внутренне присущая предметам мира, а также мера в звуковых и цвето-световых отношениях, характеризующая внешний облик явлений и т. д. Эти конкретно-чувственные проявления прекрасного можно было бы продолжать до бесконечности, так как они относятся к эмпирическим объектам. Основной же вопрос, волновавший мыслителей всех времен и народов, это - какова природа прекрасного? И здесь можно вычленить ряд наиболее характерных подходов.

1. Прекрасное - объективное свойство самих  вещей. Такой подход к прекрасному был сформулирован уже в раннегреческой натурфилософии, где прекрасное трактовалось как вселенская гармония, красота мироздания, Космос. Такая трактовка прекрасного в той или иной форме воспроизводится в домарксистской материалистической эстетике, в эстетике французского Просвещения. Для них прекрасное - естественное свойство самой природы, такое как вес, цвет, объем и т. д.

2. Действительность  эстетически нейтральна, источник  прекрасного таится в душе  индивида. Красота - результат определенного восприятия субъектом явлений действительности,«суждений вкуса», «вчувствования», «проецирования духовного богатства на действительность» и т.д.

3. Прекрасное - есть результат соотнесения  свойств объективной действительности  с человеком как мерой красоты или с его практическими потребностями, идеалами и представлениями о прекрасном в жизни. При этом подходе прекрасное истолковывается как высшая ценность, в которой выражено объективно-эстетическое значение явлений, но которое осваивается через субъективные эстетические оценки, сквозь призму вкусов и идеалов людей.

Третий  подход является доминирующим в истории  культуры.

Основоположниками такого подхода являются древнегреческие  мыслители Сократ, Платон, Аристотель. Они рассматривали красоту не как чисто природное свойство вещей, а как свойство особого рода, как результат эстетически-духовного отношения человека к миру. Характеристика прекрасного, данная Н.Г. Чернышевским: «прекрасное есть жизнь, соответствующая нашим понятиям о том, какой она должна быть», является наиболее точным выражением этого подхода. Марксистская эстетика внесла в этот подход социально-исторический аспект. Связав субъективные оценки человека с конкретно-историческими, социальными условиями бытия людей, с предметно-практической деятельностью человека по преобразованию действительности, марксистская эстетика рассматривает прекрасное объективное свойство мира, определяющее значимость его предметов для человечества как сферу освоенности мира человеком и потому и сферу свободы. С позиций этого подхода предметы, явления, можно считать прекрасными, когда они выступают как общественно-человеческие ценности, воплощающие утверждение человечества в мире и характеризующие его свободу.

Информация о работе Учения античности и современнности